Удивительно, но я не знал о том, что пятая часть героев разрабатывалась компанией New World Computing, еще до того, как серию продали с потрохами Ubisoft. Да, после провала четвертой части и с огромными дырами в финансировании, но продолжение разрабатывалось под руководством Джона Ван Канегема. Heroes of Might & Magic V создавался в 2003 году, с датой релиза на 2004 год. Очень быстро. Разумеется, игра не увидела свет, после банкротства издателя, но кое-какие факты о ней мы имеем. И даже рисунки игровых моделей сохранились в интернете.
Здесь хочу выразить огромную благодарность @Новый дзен Лунтик и обзоры (Статьей и видео больше никогда не будет). за предоставление ссылки на информацию об игре.
Что нас ждало?
А ждал нас все тот же Аксеот. Новые секреты и новые приключения.
Движок у игры остался от Heroes of Might & Magic IV (Hmm4), но переработанный. Однако полного 3D, как в пятых героях от Ubisoft, не пришло. Проект от New World Computing (NWC) возвращался к истокам (то есть ко II-III героям), планировалось усложнение искусственного интеллекта, сделать большой упор на стратегически-тактическую составляющую, нежели на ролевые элементы. Героев все-таки убрали с поля боя, и вычеркнули подземный уровень игры, но, подозреваю, что сделали это из-за недостатка финансирования, так как вместо подземелья планировали ввести альтернативный план (типа астрала), но и от этого в итоге отказались.
Действие разворачивалось, скорее всего, на неисследованном материке Аксеота - Аалондор (Aalondor).
При этом уже на этапе разработки, как я указал выше, были серьезные недостатки финансирования, вследствие чего многое приходилось вырезать и урезать. Даже если бы игра вышла, боюсь представить, какой монстр Франкенштейна нас бы ждал. Еще более забагованная и еще более искалеченная, чем четверка. И, я сомневаюсь, что на пятую часть разработчик стал бы делать патч - скорее всего, банкротство состоялось бы сразу и прощай поддержка игры.
Фракции
Планировалось ввести шесть фракций, но известно о четырех из них: Некрополис, Сказочный город, Город ящеров, Гавань. Фракции вмещали в себя пул бойцов, из классических героев, но с небольшим количеством новых юнитов. И, насколько я понял, от вариативной системы строительства, как в Hmm4, решили отойти - теперь мы можем строить всех воинов сразу. Однако количество воинов в замке уменьшилось до шести, как это было в Heroes of Might & Magic I-II. Неизвестно, планировалось ли водить улучшение юнитов. Если нет - то своем грустно в плане вариативности.
Система магии представляла из себя гибрид III и IV части: для героев был общий набор заклинаний, но в то же время, для каждой фракции отдельно предоставлялись уникальные заклинания. На мой взгляд это удачное решение для магов.
Любопытно, что замки, на карте, визуально расширялись как только вы наполняли их постройками. Не знаю правда, как это влияло на геймплей.
Давайте отдельно рассмотрим те фракции, которые получили готовые игровые модели. Всего их три.
Гавань
Это точь-в-точь Обитель из четвертых героев. Тут у нас все "звезды": лучник (но не арбалетчик), сквайр (только теперь с мечом), копейщик, паладин, рыцарь и клерик (который выполняет роль монаха). Клерик - девушка, а это значит у людей первый женский персонаж за все время существования данной фракции (если брать Героев только от NWC).
Мне не очень понравился внешний вид Гавани - выглядит как обыденное средневековье, без изысков. Да и по сути - это полное копирование фракции из Hmm4, только за вычетом баллист и ангелов. Зато теперь люди избавились ото всех "иных" созданий и остались только сами по себе. Сначала они выслали прочь грифонов, а теперь вот и в ангелов перестали верить.
А если клерика заменить на крестьян, то это будет полное копирование состава фракции из Heroes of Might & Magic I-II.
Ящеры
Что-то новенькое. Тут нам частично вернули фракцию Крепость из третьих героев и соединили их с обществом людей-ящеров из Might and Magic VIII: Day of the Destroyer. Вы еще помните Остров Кинжальной Раны?
А вот тут на каждом существе остановимся подробней.
Ящер-воин. Простой парнишка-боец, который призван умирать раньше и больше других. Думаю, это некий аналог гнолла из Крепости третьих героев.
Гадюка. А это аналог ящеров из тех же третих героев. Но, думается мне, что гадюки должны обладать ядовитым выстрелом.
Ящер-маг. Даже на болоте есть школы, которые могут научить ящеров магическим премудростям. Если пятые герои от NWC продолжают механику четвертых, в плане колдовства, то здесь маг не равно лучник. Поэтому ящер-маг обладает какими-нибудь болотными проклятиями и боевыми заклинаниями, но вряд ли стреляет.
Виверна. Та самая, из третих героев, которая должна была вернуться в серию. Внешний вид почти не изменился, как, думается мне, и специальная ядовитая атака. Только уровень монстра чуть ниже, чем был раньше.
Гидра. Она эволюционировала и стала прямоходящей. И отрастила два хвоста, чтобы они помогали удерживать равновесие - потому что без дополнительных лап, и с такой нагрузкой в виде пяти голов, не ровен час рухнешь. Тут гидра не должна была являться ультимативным существом своей фракции.
Дракон. И конечно же, никто другой не мог занять ультимативное место во фракции ящеров, кроме самого главного ящера. А все потому что он черный. Я заметил, что модель дракончика очень и очень сильно напоминает модель черного дракона из четвертой части героев.
Сказочники
Сказочная фракция - некий гибрид между Колдуньей из вторых героев и Заповедником из четвертых. Визуально и по стилистике мне они нравятся больше всего.
Фея. В пятых героях мы могли получить стильную и аккуратную фею, которая ни в коем случае не пытается показаться развратной, поэтому носит длинное платье. Образ очень приятный - как будто заботливая мать.
Котоэльф. Ну разве не милота? Приз за лучший гибрид (опустим вопрос о том, как он мог возникнуть). Если обычные эльфийские лучники уже немного приелись, то котоэльфы определенно освежали данный тип лучников. Интересно, умеет ли он так же стрелять два раза, или у него лапки?
Человек-лев. Заметно что это воин. Видимо хорошо защищен, с таким-то щитом, и создает жалкую пародию неповторимый оригинал на Росомаху. C тем, что персонаж этот оригинальный и колоритный, трудно поспорить.
Сфинкс. Но, думаю что приз за оригинальность возьмет... она? Ну там же явно женское лицо! Выглядит как некий аналог грифона но с женскими чарами. Зверь необычный, однако в Сказочную фракцию не очень вписывается.
Огненный волк. Да это же кирин! Китайский аналог единорога (очень грубо). Очень красивый монстр, а если бы у него была анимация горения, как на рисунке - то красивый вдвойне. Сказочная фракция вплела в себя целую вереницу культур, включая египетскую и китайскую.
Феникс. Ну а как без феникса? Никто не даст вам оформить юридическое лицо "ООО Природа" без этих огненных птиц. В его внешнем виде нет ничего необычного.
Есть один нюанс. Среди готовых моделей, присутствует так же вот этот молодой человек:
Мы знаем, что единорог тоже дружит только с природной фракцией. Возможно он как раз-таки в этой фракции и должен был присутствовать, но вместо какого-то другого существа. Наверное, вместо сфинкса, потому что это древнеегипетское мифическое существо, как я заметил, сильно выбивается из общей стилистики фракции.
Черновики
Помимо готовых моделей, у нас есть несколько зарисовок будущих монстров.
Валькирия. Говорит о том, что в игре планировалась фракция со скандинавскими корнями. А может просто гномы.
Вампир. Если бы его образ сохранился при релизе, то мы получили бы самого уродливого вампира в геройской серии.
Гарпия. О-о-о, гарпия-бабка. Не скажу что блещет красотой, но интересная трактовка образа девы-птицы. Зато какие у нее серьги!
Колесница Валькирии. Еще одна отсылка к скандинавской мифологии. Но, возможно, это как раз финальный вариант валькирии - не будет же боевая дева ходить пешком.
Минотавр. Какая осанка! Какая выправка! Этот минотавр явно проходил военную службу в роте почетного караула королевства людей. Топора у него не вижу. Вместо этого, сумел разглядеть какую-то острую "приблуду", встроенную в его наруч.
Циклоп. Выглядит как хиппи, который неделю валялся в своей пещере и только сейчас вышел посмотреть, что там происходит. Для пущего образа не хватает штанов с карманами, в которые он просовывает свои руки.
Чернокнижник. А этот господин должен был оказаться во фракции Некрополиса (ну а где еще?). Получается аналог лича.
Итоги
Очень хорошо, что эти пятые герои не увидели свет. История знает примеры, когда финальная игра некоторых студий являлась лебединой песней, и в итоге игроки получали очень хороший проект, а иногда даже культовый. Но это не тот случай, потому что нельзя сделать даже посредственную игру из ничего, а у NWC была как раз подобная ситуация. Джон Ван Канегем попытался сделать хитрый финт и выкупить NWC у издателя, чтобы продолжать работу над Героями уже независимо от "больших боссов", но 3DO категорически отказались. Потому что план боссов 3DO был таков: продать обанкротившегося издателя вместе со всей интеллектуальной собственностью и фиксировать прибыль. А если от вашей интеллектуальной собственности оторвется такой жирный кусок как Heroes of Might & Magic, то стоимость ваших активов заметно снизится, и вместо Просекко в бокалах будет плескаться Советское шампанское.
Зато история показала, что Heroes of Might & Magic V от другого издателя и разработчика, все-таки не посрамила серию.