Найти тему
Алексей Лебедев

Письма из школьной мастерской

Из сочинения Николауса Кузаноса о духе. 1 Глава.

Философ приходит к Лайе, чтобы углубить своё знание о природе духа. Дух есть дух в себе, который способен ему предоставленную душу и именуется духом (mens), ибо он мгла (туман) (mensurat).

Бесконечное искусство, как прообраз всех искусств.

Каждое искусство имеет границы, которые ему специально отмерены, и никакое отдельное искусство не охватывает все искусства.

Философ: Что ты из этого заключаешь?

Лайе: Что все человеческие искусства конечны.

Философ: Кто же в этом сомневается?

Лайе: Но это же невозможно, чтобы могли быть многие бесконечные, которые реально отличались бы друг от друга.

Философ: С этим я тоже согласен. Тогда каждое с другим имело бы границу.

Лайе: Итак, так как это таково, тогда не единственный абсолютный принцип бесконечен, тогда от одного принципа не даётся никакой другой принцип, как он из себя понимается, чтобы принцип не мог снова(напротив) стоять под другим принципом? Потому и только вечность сама является бесконечностью или абсолютным принципом. … Таким образом имеется единственная и единственно абсолютная вечность, которая сама бесконечность, которая не находится ни под каким принципом. Далее, под бесконечным принципом стоит всё конечное.

Философ: Я согласен.

Лайе: Итак, все конечные искусства происходят от бесконечного искусства по необходимости, ибо бесконечное искусство является прообразом всех искусств, их началом, серединой и концом, их мерой и масштабом, их истиной, точностью и совершенством.

Философ: Следуй своей цели, чтобы никто не мог опровергнуть твоих утверждений.

Лайе: Так я приведу символический пример из искусства вырезания ложек, чтобы мои слова стали более постижимыми.

Философ: Я прошу тебя это сделать. Ибо я вижу, что ты исходишь из того, что я добиваюсь.

Лайе взял в руку ложку и сказал: Ложка кроме идеи в нашем духе не имеет никакого другого прообраза. Ибо в то время как скульптор или живописец берут прообразы от вещей, им подражают и следуют, этого не происходит со мной, когда я изготовляю из дерева ложку или чашку, или горшок из глины. Ибо я во время этой деятельности не подражаю никаким природным образам, ибо эти формы ложки, чашки или горшка смогло осуществить только человеческое искусство. Поэтому моё искусство совершеннее, чем искусство, которое подражает образам природных существ, и потому стоит ближе к бесконечному искусству.

Философ: Но это же и так ясно!

Лайе: Итак, установим случай, что я проявляю искусство и форму ложкости, из которой возникает конкретная ложка, хочу делать сознательно – хотя эта форма по своей природе не может быть воспринята никакими чувствами, так как она не только не чёрная, но и не белая, и никакой другой окраски не имеет, к тому же не имеет никакого звука либо вкуса, или другого чувственного ощущения – таким образом я стремлюсь, её, как только можно, делать сознательно. Для этого я обрабатываю материал, в данном случае дерево, и снимаю с него при помощи различных движений и инструментов всё лишнее, пока не возникнет соответствующая форма и размер, которые отражают мой образ ложкости. Тут ты видишь, как простая и неощутимая форма ложкости отражается в соразмерности этого дерева, так же как в образе. Поэтому истинное бытие и определенность ложкости, которая не может быть размножена или скопирована никакими инструментами или какими-либо людьми, могла быть в совершенстве чувственно воплощена. И во всех отдельных ложках только в простейшей форме, различным образом, где более, где менее, и нигде не достигая полного соответствия. М, хотя эта деревяшка носит название от этой праформы, соотношения которой в ней присутствуют, благодаря чему в ней отражается ложкостность, говорят о ложке только тогда, когда здесь чистая форма и имя (название) соединяются, что происходит при назывании в связи с усмотрением, ибо тут другое имя не подходит. Потом, когда имя после усмотрения выбрано исходя из убеждения соответствия названию, которое соответствует форме, не является ли это, как нечто совершенно оное, чем природное название (), которое встречается в соответствии с формой во всех различных названиях, различных у разных народов. Наложение названия происходит через акт понимания. Деятельность разума обращается к вещам, которые обнаруживаются чувствами. Разум осуществляет только такие распознавания, соответствия и различения, которые не имеются в области рассудка, которые не ощущались прежде чувственно. Тогда разум налагает название (имя) и распоряжается, присуждая тем или другим вещам то или иное имя. Когда же чистая форма в её истинности не находится там, где разум её ищет, то рассудок может запутаться в догадках и предположениях. С этой точки зрения виды и категории, как они под одним именем могут называться, являются творениями рассудка, образованными рассудком при процессе соотнесения и различения чувственных вещей. Кто верит, что он не может понять в здравом смысле того, что входит в разум, тот думает также, что не может быть в здравом смысле того, что не было ощущаемо внешними чувствами.

Дух, как живое описание вечной мудрости.

Лайе: Кто наблюдает в себе отражающую силу, тот обнаруживает, какова она прежде всего в количественном отношении. И когда он её мыслит одаренным разумом в качестве живой, то выдвигает над сущностью духа достаточное предположение.

Философ: Я бы хотел знать, не можешь ли ты это твоё искусство вырезания ложек употребить в качестве примера, чтобы объяснить творение духа.

Лайе: Да, я бы этого хотел. – И, взяв в руку красивую ложку, он сказал: Я хотел сделать ложку, в которой отражается чистая форма ложкости, и для этого я выбрал особенно благородное дерево, и применил мой инструмент. Благодаря его движениям я совершил подобающее соотношение массы, чтобы это соотношение(пропорция) отражала чистую форму ложки. Затем я выглаживал поверхность ложки так долго, пока отражение чистой формы ложки не достигло этой формы, в которой отражается чистая форма ложки, как ты это видишь. Ибо, хотя это и красивая ложка, она всё же только такая, которая только отражает чистую форму, ибо ты найдёшь в ней все виды отражения формы, вогнутость, выпуклость, прямую колоннообразную (собственно, на нижней части ручки прямую, на черенке – колоннообразную, выдолбленная часть ложки – вогнутая, а внешняя сторона – выпуклая). Таким образом отраженная форма не имеет никакого временного существования от ложки, но является только первоформой ложки мною воспроизведенной, чтобы её привести в совершенство так, чтобы отраженная форма содержалась в форме изготовленной ложки. Отражаемая форма ложки независима от ложки, ибо не принадлежит к сущности этой формы, имеется ли изготовленная ложка. К тому же могло бы быть, что были бы нарушены соотношения, без которых форма ложки не может возникнуть, например, отсутствует черенок, который обязательно должен быть у ложки, для того, чтобы она была ложкой. Также и Бог единым движением Небес из собственной вещественности создал соотношение всех мер, в которых чистая форма живого отражается совершенным образом. И этому соотношению мер Он привёл потом ещё дух в качестве некоего живого зеркала, как я уже говорил.

Изречения к породам деревьев и планетам.

Werkstattbrief 11, на Пасху 1995г.

В 1932 году появилась книга "Символы Творения" ("Simbole der Schöpfung"), в которой тонко смысловым способом приведены в связь царства природы и их творение, показаны родственности и прослежены закономерности. Автор, доктор Йоханнес Хемлебен, биолог по образованию, долго работал пастором "Общины Христиан" в Хамбурге. В его книге очень хорошая глава про космические связи планет, металлов и пород деревьев, в конце которой он даёт изречения. Порядок следования он выбирает не по порядку следования дней недели, а начиная с ближайшего к Земле небесного тела и заканчивает самым далёким (Сатурн):

1. Говорит Серебряный Месяц, обращаясь к майскому времени через цветущее вишнёвое дерево, цветы которого летом созреют в плоды: "О, Человек, преобразуй подобно растению внутреннее во внешнее, очисти порывы, становись зрелым и собери урожай жизненных плодов!".

2. Говорит Ртутный Меркурий через живое вырастание вяза и его крылатых семян: "О, Человек, двигайся, будь деятельным, живым и быстрым!".

3. Говорит Медная Венера через девственную белосветящуюся берёзу, слабо укорененную и пьющую много света: "О, Человек, формируй свою душу в нежности, любя удивляться красоте всего мира!".

4. Говорит высоко поднявшийся просветленный ясень, дерево Золотого Солнца: "О, Человек, будь честным и благородным, не расточай себя на незначительное, пусть твоё человеческое благородство будет вполне сознательным!".

5. Говорит узловатый дуб, служитель Железного Марса: "О, Человек, укоренись в глубинах и поднимись в выси, будь полон сил и крепок, будь борцом, рыцарем и защитником!".

6. Говорит своими растопыренными листьями клён, дерево Юпитера, которому свято олово: "О, Человек, преобразуй спешку и суету в себе, ищи часы покоя, в которые смогут родиться добро и знание!".

7. Говорит свинцовый Сатурн сквозь деревья тёмного леса (ели, буки, кипарисы): "О, Человек, чувствуй ответственность, как необходимость твоего времени и всего человечества, воспринимай с серьёзностью и искренностью задачу, которую ставит тебе жизнь!". (Йоханнес Хемлебен)

Кроме изречений, составленных Хемлебеном, существует еще некоторое количество подобных творений. Подобные приводятся здесь. Их авторство мы долго не знали. В любом случае мы очень благодарны. В любом случае они не Р. Штейнера, как некоторые думают. Составленные нами сочетания "планетарных печатей", данных Рудольфом Штейнером с другими вещами, стоящими в связи с ними, опирается на знания, почерпнутые, например, из эвритмии, сельского хозяйства, медицины, и т.д. Порядок следования на этот раз приведен в соответствие с днями недели, начиная с Сатурна. Обращение к этим вещам оживляет нашу связь с Творением.

Некоторые берут эти изречения в качестве медитаций по дням недели (аналогично таковым, данным Р. Штейнером), а также в качестве ежедневных упражнений в подготовке к преподаванию.

Планетарные изречения (От редакции Херберт Зеуферт)

Сатурн

Дай нам Сатурн силу тяжести твоего свинца, дай нам мужскую спелость твоей старости, твёрдость нашей личности! Сформируй просвещающую солнцем силу! Заботливо укутай крепким плащом "Я", чтобы оно познало бытие в полном сознании, молчаливой серьёзности и полноте добра и тепла.

Сатурн ђ, Суббота, Свинец, Селезёнка, Кукуруза, Граб, Звук У, Тон Соль, Цвет Синий, Архангел Oriphiel, действовавший в качестве водителя человечества с 200г. до Р.Х. по 150г. после Р.Х.

Солнце

Солнце! Да укрепит наши сердца твоя всё оживляющая, всё обновляющая, всё соблюдающая, просвещающая и прогревающая сила, чтобы они были благородны, чисты, честны и правдивы как чистое золото, неприкосновенны для всех разлагающих влияний и полны человеческого достоинства!

Солнце, Воскресение, Золото, Сердце, Пшеница, Ясень, Звук АУ, Тон Ля, цвет: белый пронизанный светом, Архангел Михаил, являющийся водителем человечества с 1879г. до настоящего времени.

Луна

Серебряные силы Луны, ваша отраженная сила Высшего помогает нашей голове, чтобы в ней правильным образом отражался мир! Помогите нашей жизни, которая всё снова из него рождает телесное человеческое дитя как микрокосмическое зеркало макрокосмического мира!

Луна, Понедельник, Серебро, Мозг и конечности, Рис, Вишня, Звук Ей, тон Си, Цвет Фиолетовый, Архангел Габриэль (1510 – 1879гг.п.Р.Х.).

Марс

Железный Марс, без колебаний и промедлений дай нам исполнить нашу земную миссию добросовестно, мужественно и верно, без страха! Сотвори из нас своим очищающим светоносным железом в нашей крови защитников и мужественных борцов за истину и право!

Марс, Вторник, Железо, Желчь, Ячмень, Дуб, Звук Е, Тон До, Цвет Красный, Архангел Уриэль (Самаэль) (1190-1510гг.п.Р.Х.).

Меркурий

Меркурий! Твоя всё соединяющая, постоянно способствующая (содействующая и посредничающая) сила да сопровождает нас всюду, чтобы мы окрылёнными шагами находили правильные пути друг к другу и без страха постоянно преодолевали все разделяющие препятствия границы и пороги в жизни.

Меркурий, Среда, Ртуть, Лёгкие, Пшено, Вяз, Звук И, Тон Ре, Цвет золотисто-желтый-металлический, Архангел Рафаэль (850-1190гг.по Р.Х.).

Юпитер

Юпитер, одари наши души твоим возвышенным, выросшим из твоей всёвидящей мудрости покоем, чтобы во всякий час любая спешка и суматоха удалились. Чтобы малое оставалось малым из повседневного преходящего, а существенное переживалось великим и осмысленным в мировом становлении!

Юпитер, Четверг, Олово, Печень, Рожь, Клён, Звук О, Тон Ми, Цвет Оранжевый, Архангел Захариэль (500-850гг. п.Р.Х.).

Венера

О, Венера, ты, сияющая звезда всей Любви, пробуди чувство возвышенной красоты Любви! Дай нам в служащей, самозабвенной отдаче себя излучая подарить себя жизни, так, чтобы Гармония между внешним и внутренним, радостью и миром исполнили душу!

Венера, Пятница, Медь, Почки, Овёс, Берёза, Звук А, Тон Фа, Цвет Зелёный, Архангел Анаэль (150-500гг.п.Р.Х.).