2,4K подписчиков

Вкалывают роботы… а с ними человек!

Когда мы говорим об эволюции автомобильных двигателей, речь идёт не только о конструкции, но и о технологиях. Для современных моторов LADA применяются более строгие допуски на точность изготовления деталей — примерно в три раза строже, чем для двигателей первых «Жигулей». Проверка точности изготовления и сборки стала настолько серьёзной, что её… не доверяют человеку. Именно так работает линия сборки моторов 1.8 л EVO.

Когда мы говорим об эволюции автомобильных двигателей, речь идёт не только о конструкции, но и о технологиях.

Симбиоз машин и человека

Мотор 1.8 л отличается и технологичностью, и конструктивными решениями, это, к примеру, система изменения фаз газораспределения. Поэтому для сборки двигателя в Тольятти была построена отдельная современная линия, которая предусматривает комбинацию роботизированных процессов и труда операторов.

3 часа на сборку мотора

На линии сборки мотора 1.8 EVO работает 17 постов, и заняты здесь самые квалифицированные сотрудники производства двигателей (наверное, только так можно быть партнёрами, достойными коллег-роботов). Техпроцесс на каждом посту автоматически контролируется. Работа идёт не спешно, но и не медленно: на сборку одного мотора требуется около 3 часов. Каждые 3,5 минуты с линии сходит новый мотор. Это несколько медленней, чем сход автомобилей с конвейера, ну так ведь и 1.8 EVO ставится далеко не на все LADA. А точнее — примерно на 15-20% выпускаемых машин.

Когда мы говорим об эволюции автомобильных двигателей, речь идёт не только о конструкции, но и о технологиях.-2

Остановка по требованию…

…по требованию автоматики! В линии сборки двигателей повсеместно применена методика защиты от ошибок: в случае неправильного выполнения операции, пропуска каких-либо операций, или возникновения несоответствия, процесс сборки конкретного мотора автоматически блокируется.

Роботы затягивают гайки

Нажимает кнопку гайковёрта человек, но управляет затяжкой болтов автоматика. Все гайковерты настроены на определённый крутящий момент, при этом информация сохраняется на заводском сервере. Есть гайковёрты-пантографы, настроенные на координаты, чтобы соблюдалась схема затяжки. Есть гайковёрты, которые автоматически работают по программе, допустим, головка блока цилиндров прикручивается в несколько приёмов, с доворотами. А на некоторых операциях, например, при нанесении герметика, человеческий труд вообще исключён: тут работают роботы. После нанесения деталь с тонкой линией герметика фотографируется со вспышкой — автоматика сравнивает результат с эталоном.

Робот разрешает

Для двигателей EVO предусмотрено три класса поршней и три класса коренных и шатунных вкладышей — то есть сборка самая что ни на есть селективная. Как оператор узнает, какой класс деталей использовать? Информация о размерности поршней и вкладышей автоматически гравируется в виде QR-кода на блоке цилиндров сразу после того, как он пройдёт цикл мехобработки. Когда блок приходит на линию сборки, код автоматически скачивается, а при монтаже вкладышей оператору достаточно взять и установить деталь, на которую указывает зелёная лампочка. Если оператор попытается взять не ту деталь, вспыхнет гирлянда красных лампочек — тут не ошибёшься.

Когда мы говорим об эволюции автомобильных двигателей, речь идёт не только о конструкции, но и о технологиях.-3

«И там два раза провернул…»

В ходе сборки предусмотрено несколько операций контроля, к примеру, автоматика прокручивает коленвал, оценивая лёгкость вращения. Так же прокручиваются распредвалы в головке блока, и затем двигатель в сборе.

Полная проверка

В финале линии сборки оценивается герметичность магистралей смазки и охлаждения, для чего в системы закачивается воздух. Затем каждый мотор заправляется маслом, подаётся тосол… и начинаются холодные испытания. Мотор не запускается, но прокручивается на всех разрешённых оборотах, при этом стенд считывает более 160 параметров.

Когда мы говорим об эволюции автомобильных двигателей, речь идёт не только о конструкции, но и о технологиях.-4

А кто всё это придумал?

На линии сборки моторов 1.8 EVO автоматически наносится герметик, засухариваются клапаны, подбирается группа вкладышей, запрессовываются поршни, даже точечная смазка деталей перед установкой — и та автоматизирована. Человек помогает машинам, подаёт детали. И каждое его действие опять же контролируется автоматикой, датчиками, фотоэлементами. Это называется защита от ошибок, распространенный термин — «пока йока». Как понятно из названия, система распространилась по миру из японской автопромышленности (возможно, об этом даже снято аниме). Оказалось, дружба человека и робота прекрасно закрепилась на российском производстве!