Найти в Дзене

Какие поезда имели начальной / конечной станцией Вологду в разные годы (1946-2024)

Как только упоминается Вологда, так сразу же в голове звучит музыка: "В Вологде где, где, где, в Вологде где..." Надо ж вот каким своего рода заложником песни стал этот красивейший русский город! Ну а где Вологда?! На 59 градусе и 13 минутах северной широты. Практически минута в минуту совпадает со Стокгольмом. На одной широте со знаменитым норвежским городом Ставангер. Чуть южнее Таллина и Нарвы, Вырицы и Киришей, но севернее Чудово. Южнее уральских городов Березники и Серов, но севернее Сосьвы. А дальше низменности, болота, леса, просторы Якутии. Чуть южнее Охотска и Магадана, и на несколько минут севернее Паланы, что на Камчатке. Это же широта южной оконечности Аляски (но Анкоридж на пару градусов севернее, а вот столица Аляски - Джуно - южнее). Более того, это лишь на несколько минут южнее оконечности Гренландии, и практически с точностью до минуты - широта севера главного из Британских островов. Что же касается долготы, то это примерно долгота Северодвинска, Буквально на несколько минут восточнее Вологды расположен Ярославль, еще немного восточнее - Владимир, а западнее - Рязань. Далее Липецк, Грязи, Миллерово, Донецк. Лишь немного западнее Ростов-На-Дону, и, конечно же, Сочи. В Турции из известных городов - Трабзон. Ну а далее - знаменитейшая Мекка. Ну а затем длинная-длинная линия вдоль восточного побережья Африки. В общем, что по долготе, что по широте соседи достойные.

Кстати, интересно о местоположении Вологды высказался В.И. Ленин. Смысл фразы сводился к тому, что всё, что севернее Вологды - это дикость.

С населением в районе начала седьмого десятка среди всех российских городов. "Соседи" сверху Нижний Тагил и Белгород, снизу Смоленск, Саранск и Курган. В общем, такой крепкий российский середняк. Вот и давайте посмотрим, а какие же поезда начинали и заканчивали здесь свой маршрут по нашим городам и весям.

Начнем давайте с анализа вот такой книжечки за 1946 год:

Скан издания
Скан издания

По нечетным дням в 19:35 из Вологды в Москву отправлялся пассажирский поезд № 71. 497 км пути через Грязовец, данилов и Александров он преодолевал за 16 часов 25 минут. В сравнении с другими участками, которые нам уже попадались в таких исследованиях, не быстро. Средняя скорость около 30 км/ч. Например, шедший с ним одним маршрутом поезд № 51 Мурманск-Москва был в пути лишь 14 часов 20 минут.

Также в расписании 1946 года отмечен поезд № 55/56 Вологда-Котлас. В 13:00 он отправлялся из Вологды и через Коношу (отправление 20:10) он в 14:00 на следующий день оказывался в Котласе. То есть 588 км он преодолевал за 25 часов. Ну как-то совсем не быстро - 23,5 км/ч средняя скорость.

Поезда № 63/64 связывали Вологду и Череповец. 124 км они преодолевали за 3 часа 58 минут. Средняя скорость 31,3 км/ч. Но на этом пути Череповец был 13-й остановкой. То есть в среднем поезд останавливался каждый 20 минут. Но лишь одна из них в Кипелово была длительной - 15 минут.

И, наконец, поезд № 61/62 в 1946 году соединял Вологду и Буй. Отправлялся он из Вологды в 17:45, а на станцию Буй прибывал в 21:25. 130 км за 3 часа 40 минут - средняя скорость около 35,5 км/ч.

А вот какой красивый вокзал в Вологде на старых фото:

Вокзал в Вологде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вокзал в Вологде. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

23 года пролетели как один миг. И вот мы уже в 1969 году. И вот здесь как-то странно. Я наблюдаю один единственный поезд с начальной / конечной станцией в Вологде. Это достаточно экзотичный № 97/98 Вологда - Мурманск. Из Вологды он отправлялся в 12:46. Шел через Коношу, от которой уходил на Няндому, Лепшу, Плесецкую, Обозерскую, где оказывался в 0:40 (то есть практически ровно через 12 часов после отправления). Ну а затем был длинный более чем 1000-километровый отрезок до Мурманска через Беломорск (11:30 на следующий день). В Общем, в Мурманск поезд прибывал в 07:00 на вторый сутки. Время в пути 42 часа 14 минут. Примерно столько же назад - 42 часа 23 минуты.

В справочнике 1969 года начинает публиковаться и информация по вагонам беспересадочного сообщения. И вот из Вологды они были в направлении Хвойной и на Кострому. А вот на Москву и Ленинград всё сплошь проходящие поезда.

Делаем рывок вперед еще на 19 лет, и вот мы уже в 1987 году. Пик пассажирского железнодорожного сообщения времен СССР (по крайней мере, такой вывод можно сделать по результатам написания предыдущих статей). И вот здесь начинается классика:

  • Вологда - Москва № 659/660. Время в пути до Ярославского вокзала 9 часов 15 минут. Ну и шёл поезд естественно через Ярославль. А назад и того быстрее - 8 часов 25 минут;
  • Вологда - Ленинград № 687/688. Время в пути туда - 13 часов 35 минут, обратно - 13 часов 55 минут. Прибывал на Московский вокзал;
  • Вологда - Мурманск № 197/198 - так сказать "последний из могикан". Время в пути до Мурманска 40 часов 01 минута, а вот назад аж на 4,5 часа быстрее - 35 часов 37 минут.

Плацкартные вагоны беспересадочного сообщения ходили на Великий Устюг и Хвойную.

Телепортируемся в 1995 год. Всё те же три направления присутствуют в расписании. Время до Москвы 8 часов 45 минут (номер поезда меняют на №147/148); назад 8 часов 55 минут. До Мурманска - 39 часов 58 минут. Назад опять быстрее, но не настолько, как раньше - 38 часов 23 минуты. Номер теперь №173/174. А вот на Санкт-Петербург даже номер остается прежним №687/688. Время в пути 14 часов 08 минут. Назад на час быстрее - 13:06.

Вологда. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вологда. Вокзал. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Вагоны беспересадочного сообщения на Великий Устюг и Хвойную остаются.

В 2004 году вологодские поезда в сетке расписания впервые присутствуют как именные (а может быть и фирменные - там нет отметок). В Москву за ночь вас доставляли "Вологодские зори". Время в пути 9 часов 07 минут.

Поезд "Вологодские зори". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Поезд "Вологодские зори". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

В Санкт-Петербург за 12 часов 44 минут, но всё с тем же номером №687/688 можно было добраться на поезде "Белые ночи". Шел тоже ночью, конечно.

"Белые ночи". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Белые ночи". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Желтая лесенка, конечно не гармонирует с остальным цветом. А вот еще один вариант его раскраски.

"Белые ночи". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
"Белые ночи". Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну и поезд в Мурманск. Очередной новый номер №373/374, но время в пути примерно то же - 38 часов 59 минут в направлении Мурманска.

Но! Дополнительно появляются два поезда на юг:

  • Вологда - Адлер № 407/408. Время в пути 55 часов 51 минута. Но в Адлер он прибывал практически к расчетному часу заселения в гостиницу - 14:06.
  • Вологда - Анапа. №551/552. Время в пути поменьше - 45 часов 16 минут. В Анапе отдыхающие оказывались на нем в 07:13.

До Хвойной вагона беспересадочного сообщения больше нет. А вот на Великий Устюг остался.

В 2009 году "южные" поезда из самой Вологды снова пропадают. остальные присутствуют в наличии.

В 2024 году в Москву уже вовсю ходят "Дневные экспрессы". Время в пути около 6,5 часов. Возвращается поезд Вологда - Адлер № 281/282. Время в пути ему существенно сокращают по сравнению с вариантом 2004 года. Теперь это лишь 44 часа. Время прибытия в Адлер (12:42) по-прежнему очень удобное. Вологда-Анапа №283/284 в пути на пару часов меньше - 42 часа. Сохраняется и Вологда-Санкт-Петербург №317/318. Правда, теперь это уже не "Белые ночи", Ну а время в пути по-прежнему более 13 часов. Прибывает же он теперь на Ладожский вокзал.

В общем, как-то удалось Вологде сохранить значительное количество своих поездов в отличие от тех городов, где мы уже успели побывать. Даже южное направление добавили по сравнению с советским периодом. И город этого заслуживает. Ровесник Москвы. Первое упоминание также относится к 1147 году.

Вологодский Кремль. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вологодский Кремль. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Иван Грозный вообще хотел сделать именно Вологду столицей государства. Но вместо этого получился центр опричнины и торговли. Всё дело в том, что по городской легенде на голову Ивану Васильевичу в Вологде упал камень, и он воспринял это как дурной знак.

А еще одна легенда есть вокруг песни. Премьера "Вологды" была в Колонном зале Дома союзов. Трансляция шла на всю страну в прямом эфире. И по традиции в этом зале музыканты на "бис" не вызываются. Но после того, как музыканты исполнили "Вологду" в первый раз, зал их просто упорно не хотел отпускать. А концерт транслировали на всю страну. И тогда чуть ли не из Министерства культуры поступила команда исполнить песню еще раз.

Вологда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки
Вологда. Фото из открытых источников Яндекс.Картинки

Ну а если кто-то читает меня за столом, то всем приятного аппетита и вкуснейшего вологодского масла. Его рецепт изобрел старший брат художника Верещагина. Причем, сам автор назвал свое масло "Парижским", а иностранцы называли "Петербургским". И лишь со временем закрепилось название "Вологодское".

Вот такая история получилась! Спасибо, что читаете!