Как только упоминается Вологда, так сразу же в голове звучит музыка: "В Вологде где, где, где, в Вологде где..." Надо ж вот каким своего рода заложником песни стал этот красивейший русский город! Ну а где Вологда?! На 59 градусе и 13 минутах северной широты. Практически минута в минуту совпадает со Стокгольмом. На одной широте со знаменитым норвежским городом Ставангер. Чуть южнее Таллина и Нарвы, Вырицы и Киришей, но севернее Чудово. Южнее уральских городов Березники и Серов, но севернее Сосьвы. А дальше низменности, болота, леса, просторы Якутии. Чуть южнее Охотска и Магадана, и на несколько минут севернее Паланы, что на Камчатке. Это же широта южной оконечности Аляски (но Анкоридж на пару градусов севернее, а вот столица Аляски - Джуно - южнее). Более того, это лишь на несколько минут южнее оконечности Гренландии, и практически с точностью до минуты - широта севера главного из Британских островов. Что же касается долготы, то это примерно долгота Северодвинска, Буквально на несколько минут восточнее Вологды расположен Ярославль, еще немного восточнее - Владимир, а западнее - Рязань. Далее Липецк, Грязи, Миллерово, Донецк. Лишь немного западнее Ростов-На-Дону, и, конечно же, Сочи. В Турции из известных городов - Трабзон. Ну а далее - знаменитейшая Мекка. Ну а затем длинная-длинная линия вдоль восточного побережья Африки. В общем, что по долготе, что по широте соседи достойные.
Кстати, интересно о местоположении Вологды высказался В.И. Ленин. Смысл фразы сводился к тому, что всё, что севернее Вологды - это дикость.
С населением в районе начала седьмого десятка среди всех российских городов. "Соседи" сверху Нижний Тагил и Белгород, снизу Смоленск, Саранск и Курган. В общем, такой крепкий российский середняк. Вот и давайте посмотрим, а какие же поезда начинали и заканчивали здесь свой маршрут по нашим городам и весям.
Начнем давайте с анализа вот такой книжечки за 1946 год:
По нечетным дням в 19:35 из Вологды в Москву отправлялся пассажирский поезд № 71. 497 км пути через Грязовец, данилов и Александров он преодолевал за 16 часов 25 минут. В сравнении с другими участками, которые нам уже попадались в таких исследованиях, не быстро. Средняя скорость около 30 км/ч. Например, шедший с ним одним маршрутом поезд № 51 Мурманск-Москва был в пути лишь 14 часов 20 минут.
Также в расписании 1946 года отмечен поезд № 55/56 Вологда-Котлас. В 13:00 он отправлялся из Вологды и через Коношу (отправление 20:10) он в 14:00 на следующий день оказывался в Котласе. То есть 588 км он преодолевал за 25 часов. Ну как-то совсем не быстро - 23,5 км/ч средняя скорость.
Поезда № 63/64 связывали Вологду и Череповец. 124 км они преодолевали за 3 часа 58 минут. Средняя скорость 31,3 км/ч. Но на этом пути Череповец был 13-й остановкой. То есть в среднем поезд останавливался каждый 20 минут. Но лишь одна из них в Кипелово была длительной - 15 минут.
И, наконец, поезд № 61/62 в 1946 году соединял Вологду и Буй. Отправлялся он из Вологды в 17:45, а на станцию Буй прибывал в 21:25. 130 км за 3 часа 40 минут - средняя скорость около 35,5 км/ч.
А вот какой красивый вокзал в Вологде на старых фото:
23 года пролетели как один миг. И вот мы уже в 1969 году. И вот здесь как-то странно. Я наблюдаю один единственный поезд с начальной / конечной станцией в Вологде. Это достаточно экзотичный № 97/98 Вологда - Мурманск. Из Вологды он отправлялся в 12:46. Шел через Коношу, от которой уходил на Няндому, Лепшу, Плесецкую, Обозерскую, где оказывался в 0:40 (то есть практически ровно через 12 часов после отправления). Ну а затем был длинный более чем 1000-километровый отрезок до Мурманска через Беломорск (11:30 на следующий день). В Общем, в Мурманск поезд прибывал в 07:00 на вторый сутки. Время в пути 42 часа 14 минут. Примерно столько же назад - 42 часа 23 минуты.
В справочнике 1969 года начинает публиковаться и информация по вагонам беспересадочного сообщения. И вот из Вологды они были в направлении Хвойной и на Кострому. А вот на Москву и Ленинград всё сплошь проходящие поезда.
Делаем рывок вперед еще на 19 лет, и вот мы уже в 1987 году. Пик пассажирского железнодорожного сообщения времен СССР (по крайней мере, такой вывод можно сделать по результатам написания предыдущих статей). И вот здесь начинается классика:
- Вологда - Москва № 659/660. Время в пути до Ярославского вокзала 9 часов 15 минут. Ну и шёл поезд естественно через Ярославль. А назад и того быстрее - 8 часов 25 минут;
- Вологда - Ленинград № 687/688. Время в пути туда - 13 часов 35 минут, обратно - 13 часов 55 минут. Прибывал на Московский вокзал;
- Вологда - Мурманск № 197/198 - так сказать "последний из могикан". Время в пути до Мурманска 40 часов 01 минута, а вот назад аж на 4,5 часа быстрее - 35 часов 37 минут.
Плацкартные вагоны беспересадочного сообщения ходили на Великий Устюг и Хвойную.
Телепортируемся в 1995 год. Всё те же три направления присутствуют в расписании. Время до Москвы 8 часов 45 минут (номер поезда меняют на №147/148); назад 8 часов 55 минут. До Мурманска - 39 часов 58 минут. Назад опять быстрее, но не настолько, как раньше - 38 часов 23 минуты. Номер теперь №173/174. А вот на Санкт-Петербург даже номер остается прежним №687/688. Время в пути 14 часов 08 минут. Назад на час быстрее - 13:06.
Вагоны беспересадочного сообщения на Великий Устюг и Хвойную остаются.
В 2004 году вологодские поезда в сетке расписания впервые присутствуют как именные (а может быть и фирменные - там нет отметок). В Москву за ночь вас доставляли "Вологодские зори". Время в пути 9 часов 07 минут.
В Санкт-Петербург за 12 часов 44 минут, но всё с тем же номером №687/688 можно было добраться на поезде "Белые ночи". Шел тоже ночью, конечно.
Желтая лесенка, конечно не гармонирует с остальным цветом. А вот еще один вариант его раскраски.
Ну и поезд в Мурманск. Очередной новый номер №373/374, но время в пути примерно то же - 38 часов 59 минут в направлении Мурманска.
Но! Дополнительно появляются два поезда на юг:
- Вологда - Адлер № 407/408. Время в пути 55 часов 51 минута. Но в Адлер он прибывал практически к расчетному часу заселения в гостиницу - 14:06.
- Вологда - Анапа. №551/552. Время в пути поменьше - 45 часов 16 минут. В Анапе отдыхающие оказывались на нем в 07:13.
До Хвойной вагона беспересадочного сообщения больше нет. А вот на Великий Устюг остался.
В 2009 году "южные" поезда из самой Вологды снова пропадают. остальные присутствуют в наличии.
В 2024 году в Москву уже вовсю ходят "Дневные экспрессы". Время в пути около 6,5 часов. Возвращается поезд Вологда - Адлер № 281/282. Время в пути ему существенно сокращают по сравнению с вариантом 2004 года. Теперь это лишь 44 часа. Время прибытия в Адлер (12:42) по-прежнему очень удобное. Вологда-Анапа №283/284 в пути на пару часов меньше - 42 часа. Сохраняется и Вологда-Санкт-Петербург №317/318. Правда, теперь это уже не "Белые ночи", Ну а время в пути по-прежнему более 13 часов. Прибывает же он теперь на Ладожский вокзал.
В общем, как-то удалось Вологде сохранить значительное количество своих поездов в отличие от тех городов, где мы уже успели побывать. Даже южное направление добавили по сравнению с советским периодом. И город этого заслуживает. Ровесник Москвы. Первое упоминание также относится к 1147 году.
Иван Грозный вообще хотел сделать именно Вологду столицей государства. Но вместо этого получился центр опричнины и торговли. Всё дело в том, что по городской легенде на голову Ивану Васильевичу в Вологде упал камень, и он воспринял это как дурной знак.
А еще одна легенда есть вокруг песни. Премьера "Вологды" была в Колонном зале Дома союзов. Трансляция шла на всю страну в прямом эфире. И по традиции в этом зале музыканты на "бис" не вызываются. Но после того, как музыканты исполнили "Вологду" в первый раз, зал их просто упорно не хотел отпускать. А концерт транслировали на всю страну. И тогда чуть ли не из Министерства культуры поступила команда исполнить песню еще раз.
Ну а если кто-то читает меня за столом, то всем приятного аппетита и вкуснейшего вологодского масла. Его рецепт изобрел старший брат художника Верещагина. Причем, сам автор назвал свое масло "Парижским", а иностранцы называли "Петербургским". И лишь со временем закрепилось название "Вологодское".
Вот такая история получилась! Спасибо, что читаете!