Найти тему

К 100-летию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (1 мая 1924, с. Овсянка Красноярского края – 29 ноября 2001, г. Красноярск)

Фотография В.П. Астафьева. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.
Фотография В.П. Астафьева. 1946 г. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.

Ровно сто лет назад родился один из крупнейших русских писателей второй половины XX века – Виктор Петрович Астафьев. Как писатель он традиционно относится к представителям «деревенской прозы», однако его творчество слишком широко, чтобы умещаться в рамках одного жанра. А как гражданин своего Отечества, за которое в годы войны пролил кровь, В.П. Астафьев свершал труднейший путь, одолеть который, примирившись с самим собой, может быть, и не успел. Вероятно, в том числе поэтому, творческий архив писателя оказался раздробленным между рядом музеев и архивов, среди которых фонд Виктора Петровича в РГАЛИ – не самое крупное собрание.

Начинал В.П. Астафьев с коротких, как будто бы детских рассказов – «Васюткино озеро» (1952), «Фотография, на которой нет меня» (1964) и др. На первый взгляд, – они о детях и для них написаны, но, по сути, в этих ярких зарисовках проглянула вся картина жизни села середины прошлого столетия. По крупицам, неторопливыми мазками, в маленьких обыденных деталях здесь раскрывается семейный, если не сказать, – общинный уклад сибирской деревни.

В1976 году вышла удивительная повесть Виктора Петровича – «Царь-рыба», которая совершенно точно стоит в одном ряду со «Стариком и морем» Э. Хемингуэя или «Моби Диком» Г. Мелвилла, – если не превосходит их. Затем были и другие его культовые произведения: повесть «Последний поклон» (1968-1993), пьеса «Прости меня» (1980), роман «Печальный детектив» (1986), повесть «Зрячий посох» (1988) и др. Оживленную дискуссию вызвал рассказ «Ловля пескарей в Грузии» (1986).

Военная тема никогда не отпускала писателя. Языком художественной прозы он давал свое видение Великой Отечественной войны – повести «Звездопад» (1960), «Пастух и пастушка» (1967; 1989) , «Где-то гремит война» (1967) и др. Самым мучительным, но так и не оконченным стало его последнее произведение – роман-эпопея «Прокляты и убиты».

Сегодня В.П. Астафьев – безусловно авторитетный, широко изучаемый классик своей эпохи. Еще в 2009 году в юбилейном издании «Дар слова Виктора Петровича Астафьева», подготовленном к 85-летию писателя Красноярским государственным педагогическим университетом, носящем его имя, насчитывалось более 2800 произведений, воспоминаний, научных исследований о нем. Сегодня их стало еще больше, но нельзя сказать, что как творческая личность он стал нам понятнее …

* * *

Архивное наследие В.П. Астафьева находится в нескольких архивах, но основным хранителем является Государственный архив Пермского края. Также творческие материалы передавались писателем в Пушкинский дом РАН, в музей г. Чусового, музей-библиотеку его родной деревни Овсянка и др.

Рассказ В.П. Астафьева «Два раненных солдата» (= «Сашка Лебедев»). 1961 г. РГАЛИ. Ф. 622. Оп. 4. Машинопись с правкой автора и редактора.
Рассказ В.П. Астафьева «Два раненных солдата» (= «Сашка Лебедев»). 1961 г. РГАЛИ. Ф. 622. Оп. 4. Машинопись с правкой автора и редактора.

В РГАЛИ материалы Виктора Петровича были переданы его вдовой, Марией Семеновной Корякиной, в 2001-2006 годах. Ныне из них сформирован и научно описан личный фонд писателя под номером 3326, состоящий из 94 единиц хранения. Здесь отложилось несколько автографов рукописей – в основном, отрывки, черновые наброски, разрозненные листы. Однако в фонде В.П. Астафьева находится и несколько полных текстов – «Вставка-воспоминание к инсценировке "Царь-рыбы"», очерк «Осень в Гоби», предисловие к книге «Последний поклон».

Наиболее полно в ф. 3326 представлен раздел изобразительных источников: фотографии с В.Г. Распутиным, Е.И. Носовым, Г.С. Жженовым и др. Переданы в РГАЛИ были и портреты, рисунки В.П. Астафьева, зарисовки его дома, выполненные В.И. Кудринским, Е.И. Носовым, С.Н. Элояном и др.

Хотя личный фонд В.П. Астафьева в РГАЛИ невелик и фактически не содержит его переписки, творчество писателя широко представлено в других собраниях нашего архива – фондах редакций журналов, где хранятся рукописи произведений Виктора Петровича.

Письмо В.П. Астафьева в редакцию издательства «Советский писатель» о работе над романом «Прокляты и убиты». 18 февраля 1983. РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 23.
Письмо В.П. Астафьева в редакцию издательства «Советский писатель» о работе над романом «Прокляты и убиты». 18 февраля 1983. РГАЛИ. Ф. 1234. Оп. 23.

Их издание началось в 1951 году – с заметок для газеты «Чусовской рабочий», однако первая публикация в «толстом» столичном журнале состоялась только в 1959 году, когда в журнале «Знамя» вышел его рассказ «Солдат и мать». Рукопись этого рассказа с сильной авторской правкой хранится в фонде редакции «Знамени» (ф. 618).

Большой интерес вызывают рассказы, опубликованные в «Нашем современнике» (ф. 622) – «Еловая ветка» (1961) и «Два раненных солдата» (1964). Примечательно, что последний изначально имел другое авторское название – «Сашка Лебедев», а второй заголовок рассказ приобрел после литературной правки. Из более поздних рукописей в «Нашем современнике» – заключительные части повести «Последний поклон» (1978).

Как ни странно, наиболее полно представлено в РГАЛИ творчество В.П. Астафьева 1980-х годов; материалы отложились в редакциях журналов «Москва» и «Новый мир».

Фотография В.П. Астафьева. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.
Фотография В.П. Астафьева. 1980-е гг. РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.

В редакции «Нового мира» сохранились разноплановые рукописи Виктора Петровича: рассказы «Жизнь прожить» и «Людочка», притча-сказка «Ельчик-Бельчик», части повести (в обновленной редакции) «Последний поклон» и др.

Фонд редакции журнала «Москва» в полном объеме сохранил повесть «Зрячий посох», опубликованную в январе–марте 1988 года.

Помимо вышеназванных редакций, рукописи В.П. Астафьева есть в фондах редакции журнала «Дружба народов», издательства «Художественная литература» и др.

Практически все эти материалы, которые оказывались в редакциях журналов, содержат огромную текстуальную правку Виктора Петровича. Видны значительные и множественные дополнения, вставки, правки, пометы, которые свидетельствуют о кропотливой работе и ответственности писателя за свои детища.

Фотография В.П. Астафьева. [1990-е гг.] РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.
Фотография В.П. Астафьева. [1990-е гг.] РГАЛИ. Ф. 3326. Оп. 1.

Не меньшего внимания заслуживают «дела» изданий (отдельных книг, сборников), которые готовились издательством «Советский писатель». Среди них особняком стоит «дело» неоконченного романа «Прокляты и убиты». Благодаря заявке, присланной Виктором Петровичем в издательство, мы можем отчетливо понять, что замысел и сюжет произведения сформировались у него уже в середине 1970-х годов. В.П. Астафьев размышлял над эпопеей, как минимум, несколько десятилетий. Однако, как свидетельствуют документы, этот труд так не складывался в единую картину, – даже через восемь лет, к 1983 году, писатель не смог предоставить рукопись в издательство. И хотя произведение неоднократно выходило в нескольких книгах на протяжении 1990-х годов, «перестроечное» время не способствовало завершению замысла.

Литературная биография Виктора Петровича Астафьева практически точно совпала со второй половиной XX века – с 1951 по 2001 год. За это время он внес весомый вклад в отечественную литературу, и его имя прочно стоит в истории российской культуры.

Российский государственный архив литературы и искусства участвует в сохранении наследия Виктора Петровича.

Н.А. Илюшин, зав. архивохранилищем РГАЛИ