Найти в Дзене
Дискурс

Какая масса правильная: статическая m или динамическая 2m?

Как можно определить массу тела? Ее довольно легко измерить с помощью пружинных весов. На рис. 1а тело массой m находится в статическом равновесии с растянутой на длину x пружиной, обладающей коэффициентом упругости k. Поскольку тело находится в статическом равновесии, то полагают, что вес тела, то есть сила гравитации mg, действующая на тело, уравновешивается силой упругости kx растянутой пружины (mg = kx). Отсюда и определяется масса тела по соотношению: m= kx/g (1) Однако это соотношение (1) не корректно собственно для процесса взвешивания. Дело в том, что вес тела, который измеряется пружиной (или другой силой упругости) это не масса, а сила P=mg, действующая на массу. И эту силу измеряют в единицах длины растянутой (или сжатой) пружины с учетом коэффициента упругости k: x = P / k = mg/ k (2) Таким образом, получаем формулу (2) для процесса статического взвешивания, когда система находится в стабильном равновесии. Однако, можно рассмотреть и другой вариант

Как можно определить массу тела? Ее довольно легко измерить с помощью пружинных весов. На рис. 1а тело массой m находится в статическом равновесии с растянутой на длину x пружиной, обладающей коэффициентом упругости k.

Поскольку тело находится в статическом равновесии, то полагают, что вес тела, то есть сила гравитации mg, действующая на тело, уравновешивается силой упругости kx растянутой пружины (mg = kx). Отсюда и определяется масса тела по соотношению:

m= kx/g (1)

Однако это соотношение (1) не корректно собственно для процесса взвешивания. Дело в том, что вес тела, который измеряется пружиной (или другой силой упругости) это не масса, а сила P=mg, действующая на массу. И эту силу измеряют в единицах длины растянутой (или сжатой) пружины с учетом коэффициента упругости k:

x = P / k = mg/ k (2)

Таким образом, получаем формулу (2) для процесса статического взвешивания, когда система находится в стабильном равновесии.

Однако, можно рассмотреть и другой вариант взвешивания тела, отраженный на рис. 1б

Тело изначально покоится, а пружина находится в ненагруженном свободном состоянии. После того как тело отпускают, оно начинает движение и максимально растягивает пружину не некую длину x, которая больше чем в варианте на рис.1а. Рассчитать эту длину можно из равенства потенциальных энергий гравитации E(г) = mgx и энергии упругости растянутой пружины E(у)= kxx/2 получив соотношение:

x= 2P / k=2mg/ k (3)

Сравнивая два варианта взвешивания видим, что вес тела, рассчитанный по формуле (3) в динамическом равновесии веса тела и силы упругости (исходя из равенства энергий гравитации и упругости) в два раза больше чем вес этого же тела, рассчитанный по формуле (2) в статическом состоянии растяжения пружины (исходя из равенства сил гравитации и упругости). Соответственно для динамического веса масса тела в два раза превышает таковую для статического веса.

И какая из этих двух масс является «правильной»?

Причем вопрос касается даже не столько гравитационной массы (веса тела), а, в первую очередь, инерционной ипостаси массы, поскольку считается, что инерционная масса точно равна гравитационной. Однако в инерционных процессах масса проявляет себя в динамике, как в процессе взвешивания по динамическому варианту (рис.1б)

Например, в основном уравнении пружинного осциллятора ma=kx, из которого определяется вся кинематика и энергетика процесса, масса проявляется не в статическом состоянии, а в постоянном движении.

Так почему же в физике используется масса, отражающая статическое гравитационно-упругое равновесие, а не динамическое? Или просто такое измерение массы удобнее, поэтому механика развивалась по этому варианту? А если гипотетически допустить удвоенный вес тела в качестве отправной точки, то как это могло бы принципиально повлиять на физические закономерности?

Таким образом, чтобы снять эти вопросы, хорошо бы иметь логически и последовательно выверенную аргументацию, что именно статическая масса является базовой для механики?

Так что статья пока является импульсом для непредвзятых рассуждений без претензий на какие-то необдуманные выводы.