В начале марта в Совете Федерации состоялась оживленная дискуссия о правовом регулировании деятельности маркетплейсов, в которой приняли участие представители государственных органов и бизнеса. И вот, к чему они пришли:
(В рамках данной статьи мы проанализировали информацию на официальных сайтах участников дискуссии, материалы издания Forbes, и поделились своими наблюдениями)
- По данным Росаккредитации 85% товаров на маркетплейсах должны в обязательном порядке иметь сертификат или декларацию ТР ТС. Однако лишь 10% обладают данными документами. Это означает, что лишь малая часть товаров безопасна для потребителей и ее качество подтверждено.
- Причем, если взять любой оффлай-магазин, он должен иметь сертификат или декларацию на товар в обязательном порядке. Если разрешительного документа у магазина не будет, его ждет штраф.
- На маркетплейсах недобросовестные продавцы могут прикладывать чужой сертификат качества. Конечно, служба поддержки борется с нарушителями. Правда, ресурсов на все не хватает. (Возможно, нейросети помогут…)
- Решением вопроса с предоставлением документов о качестве и безопасности товара могло бы стать обязательное требование указывать ссылку на декларацию или сертификат в реестре ФСА. И важно, чтобы это требование было закреплено на уровне закона.
- Такая мера позволит всем покупателям в онлайн режиме проверить достоверность указанных продавцом сведений.
Мы встречали уже доступные по ссылке из карточки товара декларации на iPhone, в которых (что интересно) указано откуда данная модель прибыла, кто ее ввез, на основании каких документов.
- Сейчас по данным Росаккредитации такие ссылки есть у 18 млн карточек товара на маркетплейсах, тогда как общее число карточек составляет порядка 100 млн.
Заметили еще, что часть смартфонов Apple продается по декларации на тестовые образцы. Получается, что есть и такие продавцы, кто ввозит товар официально как тестовые образцы, а потом некую партию по Карго доставляет… в общем, всякое бывает. Естественно, требуется регулирование всего этого.
- Были на круглом столе и споры между разными структурами. Совет Федерации предложил ограничить для маркетплейсов долю рынка до 25%, а также установить запрет на открытие новых ПВЗ. ФАС и Минпромторг выступили единогласно «Против». Причина - риск замедлить развитие электронной коммерции. АКИТ и Озон выразили предположение, что маркетплейсам подобное ограничение помешает выходить на зарубежные рынки.
- Минпромторг выступил с инициативой сделать «Российские полки» на маркетплейсах. Цель - предоставить приоритет товарам отечественного производства. Однако эту идею раскритиковал Минэкономразвития. Причина - сложные алгоритмы рекомендаций товаров для пользователей.
Еще на просторах интернета мы встречали такие кейсы, когда товар привезли Карго, и срочно нужен сертификат или декларация… и для этого продавцы могли оформить документы, по которым товар был (якобы) произведен в России. При таком раскладе нет понимания, какие бы товары на самом деле получили бы приоритет…
- Росаккредитация предложила обязать продавцов на маркетплейсах предоставлять сертификат или декларацию соответствия. Роскачество поддержало инициативу и добавило, что можно добавить возможность отказаться от заказа, если продавец не предоставил документы качества.
- Кроме того, маркетплейсы начали открывать доступ иностранным продавцам. А это может вызвать волну подделок, но самое главное - поток огромного количества небезопасных товаров.
Знаете, это когда из Китая одежду заказываешь, а она как-то странно пахнет… где она была и чем пропахла, никто не знает.
- Роскачество также обратило внимание на требование маркетплейсов предоставлять фото-видео доказательства брака. Союз интернет-торговли предложил действовать в направлении развития внесудебного урегулирования споров покупателей и продавцов на маркетплейсах.
- МВД выразило обеспокоенность информационной безопасностью (ИБ). Министерство предложило усилить требования к ИБ маркетплейсов, так как там содержится большой объем данных о покупателях.
Все эти вопросы, безусловно, необходимо решать. Диалог структур продолжается.
Надеемся, что поиск баланса между интересами государства, бизнеса (продавцов на маркетплейсах) и покупателей будет найден уже в этом году.
Мы отвечаем за качество наших услуг, и конечно, нам приятно покупать товары с подтвержденным качеством. Ведь мы помогаем подготовиться к сертификации и получить разрушительные документы в короткие сроки. Просто обращайтесь к нам, и мы подскажем, как оформить документы по закону.
Так же мы всегда рады видеть Вас в нашем ТГ-канале, где мы периодически дарим бонусы подписчикам и проводим недельные акции https://t.me/+KSzgrXCZOm1mZWE6