Умом понимаю, что нужно похудеть...

561 прочитал

Но не худею... Потому что "нужно" звучит только в мыслях и никаких эмоций не вызывает.

Часто мы не ценим эмоции и преклоняемся перед разумом. Хотя на самом деле, всё в точности наоборот. Мозгом управляют эмоции в прямом смысле слова, а вот до разумных размышлений и механистически, бездушно выполняемых действий мозгу нет никакого дела.

Как меняется мозг? Через рациональное знание он может измениться?

Вот я знаю, что мне надо похудеть.

Но не худею... Потому что "нужно" звучит только в мыслях и никаких эмоций не вызывает. Часто мы не ценим эмоции и преклоняемся перед разумом. Хотя на самом деле, всё в точности наоборот.

Ну, знаю... Ну, надо...

И что?

А ничего. Всю жизнь можно прожить с лишним весом и с этим рациональным знанием, НИЧЕГО не меняя в питании и в поведении. Потому что мозг будет работать так, как ему привычно. Он пользуется теми функциональными системами, которые у него есть!

Потому что в нем от сухого размышления ничего не изменилось, и нет причин для создания нового поведения.

  • Про функциональные системы (привычки, навыки, умения) подробно писала в статье:

Нейропсихологи -

это специалисты, который помогают изменить мозг, помогают восстанавливать и формировать психические функции.

Часто нейропсихологи работают с людьми после повреждений мозга (инсульты, травмы, операции по удалению опухолей и др.) и помогают восстановить утраченные психические функции.

Позволю себе описать одну историю, которую нам (студентам) рассказала теперь уже доктор психологических наук, профессор, один из ведущих нейропсихологов нашей страны - а тогда, просто психолог-аспирантка, которой дали первого пациента.

У пожилого мужчины случился инсульт. Потеря речи. И вот наша преподавательница, а тогда неопытная аспирантка, ведет с ним занятия по восстановлению речи.

Занятия идут уже 2 месяца - результата нет.

Обычно, реабилитация начинается с повторения автоматизированных рядов. К примеру, очень хорошо закрепленный в мозге ряд - это ряд цифр.

На такие ряды опираются во время реабилитации, т.к. считается, что их проще всего восстановить.

И вот психолог просит пациента повторять: 1 - 2 - 3 - 4...

А на каждую попытку сказать цифру - пациент произносит неприличное слово.

Так бывает, что при полной потере речи может остаться одно слово, которое как бы неумышленно произносится на любую попытку что-то озвучить. И у мужчин, чаще всего, это слово неприличное. В данном случае осталось слово "*ука".

И идет 2 месяца занятий

Психолог:

- Скажите, пожалуйста, 1, 2

Пациент:

- "*ука"

Пациент должен пытаться повторить за психологом, а случайно получается сказать не то слово, которое надо. Каждый раз невольно произносится единственное слово, которое осталось в речи после инсульта.

Пациент смущается, ему уже ничего не хочется говорить. От чувства вины перед психологом много негативных эмоций. Жена пациента приносит конфеты как-то сгладить неловкость ситуации, все друг друга понимают, после занятий пьют чай с этими конфетами, но дело с мертвой точки не сдвигается.

И преподавательница рассказывала, что с каждым занятием она всё больше ощущала, как становится похожа на то слово, которое произносил пациент.

В отчаянии она побежала к опытным коллегам, рассказала ситуацию и что не знает, как быть.

- А ведь твой пациент, дедушка, он, наверное, фронтовик?

- Фронтовик. А что из этого?

- А ты с ним попробуй петь фронтовые песни.

Преподавательница поехала в общежитие (она тогда жила в общежитии) и всем этажом стали рисовать иллюстрации на больших листах для песни "Катюша" (Расцветали яблони и груши...).

Рисовали, потому что зрительный образ очень важен для мозга. Это тоже источник эмоций.

И вот приходит преподавательница на очередное занятие, раскладывает перед пациентом иллюстрации к песне и начинает петь:

- Рас-цвета-а-а-ли яблони и

- Груши! Груши!, - закричал пациент.

Это было первое новое слово, которое он смог сказать после инсульта. Эмоция пробила новый путь в мозге.

Все расплакались, и пациент, и его жена. Процесс реабилитации сдвинулся с мертвой точки.

-----

Прошу воспринимать описанный случай как пример, а не как руководство к действию!
Афазий много разных видов, в классической отечественной нейропсихологии выделяли 7 видов, у каждой афазии свои причины и свои методы реабилитации.

-----

И описанная история далеко не единственная, которую нам рассказывали преподаватели, чтобы мы понимали силу эмоций, чтобы мы по необходимости погружались в личную историю пациента.

Об этом не пишут в учебниках, потому что очень личное и многое рассказывать нельзя из-за возможных нарушений этики. Этот опыт передается из уст в уста только спустя много лет, когда он уже утратит актуальность для пациента. И передается фрагментами, без полной истории, чтобы никого нельзя было узнать. Всё анонимно.

В учебниках описаны сухие техники, которые ПОЧЕМУ-ТО с каким-то пациентом будут работать очень плохо, а с каким-то - хорошо. И возможные причины провала в работе или эффективности техники с данным конкретным пациентом нейропсихолог должен понимать.

В учебниках мы найдем лишь общее описание, что нужно учитывать при реабилитации личность больного:

"Методы могут и должны быть разными и зависеть от многих факторов, и в частности от болезни человека, степени ее тяжести, с одной стороны, и от личности больного, его социального окружения, мотивов его поведенияс другой.

Особой задачей реабилитации является применение такой технологии и техник, содержание которых опосредовано личностью больного. Реабилитация может достичь результатов ТОЛЬКО при комплексном интегративном воздействии ПРЕЖДЕ ВСЕГО на самого человека с тем или другим дефектом в целом и ТОЛЬКО ПОТОМ на сам дефект."

(Цитата по Л. С. Цветкова "Нейропсихологическая реабилитация больных
Речь и интеллектуальная деятельность".)

-----

Другой пример, который рассказывала другая преподавательница, тоже выдающийся нейропсихолог (всю жизнь проработавший в клинике).

Пациент, мужчина средних лет. Случился инсульт в левом полушарии. Потеря речи, не двигается правая рука.

Как обычно, проводят занятия с речью. И нет прогресса. Впустую стараются. А движения рукой начинают восстанавливать, и всё лучше и лучше. Преподавательница начинает озадачиваться - как так? Почему такая разница в успехе?

Оказывается, пациент по жизни был молчаливым человеком. Ему эта речь, по большому счету, и не нужна. А вот рука ОЧЕНЬ нужна! Потому что он художник и ещё потому что очень хотел обнимать любимую женщину.

Можно ли что-то изменить в мозге без эмоций?

Физиологи давно показали:
нет, нельзя.

Эмоциональные центры мозга должны дать сигнал, чтобы произошло изменение. Именно поэтому

  • можно весь день учить скучный, формальный текст и с огромным усилием запомнить лишь пару фраз,
  • а можно один раз сильно испугаться собаки, чтобы потом всю жизнь бояться собак.

И не трудно заметить, что из скучного текста запомнятся именно те слова и фразы, которые вызывают хоть какие-то эмоции :-)

Если на эмоциональном уровне похудение вас не трогает - вы не похудеете

Пустое рациональное знание для мозга безразлично. Ищите эмоции. Ищите то, что заставит подскакивать на стуле от переизбытка эмоций.

Другой момент, что обычно лишний вес вызывает эмоции, но человек сам их гасит, сам от них отгораживается психологическими защитами, потому что есть управляющие убеждения, которые мешают худеть.

Но это тема уже другой статьи.

Всем здоровья и стройности!

Автор: Кочеткова Наталья, научный психолог (очное обучение в МГУ по направлениям клиническая психология, нейропсихология), нутрициолог, разработчик калькуляторов питания по стандарту Института питания РАМН и калькулятора расхода калорий по стандарту ВОЗ (бесплатные калькуляторы KgMinus.ru), владелец соцсети KgMinus.ru.