В фотоархиве Музея музыки представлен во всей полноте образ Мефистофеля в исполнении Фёдора Ивановича Шаляпина.
Одной из первых партий, исполненных артистом на сцене, стала роль Мефистофеля в опере «Фауст» Шарля Гуно. Произошло это в Тифлисе в 1893 году, когда Шаляпину было 20 лет. А два года спустя певец дебютировал в этой партии в Мариинском театре.
По мнению зрителей и критиков, роль Мефистофеля была вершиной искусства Шаляпина. Сам же певец считал ее «одной из самых горьких неудовлетворенностей» своей артистической карьеры, хотя и исполнял эту партию на протяжении сорока лет.
Шаляпин всегда серьёзно подходил к подготовке любой партии, к изучению своего персонажа. У него был свой, особенный метод.
Если это была реально существовавшая личность, то образ постигался через погружение в культурно-исторический контекст, в архивные материалы, в фольклор. Например, перевоплощаясь в Дон Кихота, Шаляпин не только прочитал роман Сервантеса, но и изучил все связанные с ним литературные и художественные источники. Облик и пластику Олоферна артист создал, рассматривая древние ассирийские барельефы. Чтобы понять, действительно ли Борис Годунов виновен в смерти царевича Димитрия, певец обращался за консультациями к знаменитому историку Василию Ключевскому.
На фотографии из музейных фондов Шаляпин запечатлен в заглавной роли в опере «Мефистофель» Арриго Бойто, поставленной в Милане в 1901 году.
Шаляпинский облик Мефистофеля близок известной скульптуре Марка Антокольского, созданной в 1883 году. На фотографии мы видим не просто Мефистофеля, а Люцифера, духа тьмы и отрицания. Поражает его отливающее бронзой тело, едва прикрытое черным плащом. Складки этого плаща одному из современников казались «клубком пыли, свернувшейся в человеческую фигуру».
Образ, найденный Шаляпиным, потряс миланскую публику. Такого Мефистофеля она увидела впервые.
Фотография из музейного фонда запечатлела один из кульминационных моментов карьеры великого певца.
Ценные фотоматериалы — это живая история музыки.