«Слияние» — термин психотерапевта Мюррея Боуэна. Он означает очень сильную эмоциональную зависимость партнеров друг от друга и выстроенное на этой основе поведение.
Вы знаете Марину Абрамович — сербскую художницу перформативного жанра, специалиста по искусству выносливости (так о ней написано в Википедии)? Кто-то, я уверена, точно знает.
На днях коснулись ее творчества на сессии с одной клиенткой. И уже после сессии мне пришло в голову, что уж тут есть что анализировать и разбирать. Причем не столько само творчество, сколько отклик зрителей, который рождают ее произведения, ведь почти всегда ее перформансы являются точными метафорами и не могут тем или другим образом не отзываться внутри, не вызывать отклика, не рождать самые разные эмоции.
Кстати, мне кажется, что это тот самый вид творчества, который заставляет в первую очередь больше чувствовать, чем делать выводы и размышлять. Поэтому можно с толкнуться с самыми противоречивыми отзывами на подобные представления. Заставить людей чувствовать - это, с одной стороны хорошо, а с другой...
Я сразу вспомнила чёрно-белую запись ее эксперимента "Ритм 0", которая случайным образом попалась мне на глаза где-то в прошлой жизни, когда я еще не знала, что это за женщина и что это за искусство. Тогда я не все запомнила, но образ жертвы отпечатался в памяти хорошо.
"В 1974 году она предстала перед всеми желающими и разложила на столе свыше 70 различных предметов, среди которых были пистолет, нож, бич и ножницы. Абрамович разрешила делать с собой зрителям при помощи этих предметов всё, что им захочется, а сама 6 часов стояла неподвижно. К счастью, всё обошлось несколькими порезами и попыткой убийства из заряженного пистолета, хотя в какой-то момент окружившая Марину толпа практически потеряла над собой контроль".
Возможно, надо пересмотреть, но то, что осталось в памяти - это как на глазах люди зверели и теряли человеческое обличье. Конечно, мы не знаем, кем до этого эксперимента были люди. Но судя по виду, это те, кто ходят по улицам среди других прочих, а не выпущенные из клеток хищники.
В свете многих сегодняшних событий страшно даже читать об этом. Страшно представить, что кто-то добровольно может решиться на подобное творчество. Но все же выглядит это сейчас страшно актуально и, на мой взгляд, опасно - как тест на градус жестокости в толпе.
Некоторые перформансы Марина делала с Уве Лайсипеном (Улаем), немецким фотографом, художником и своим многолетним партнером и любовником.
И уже вечером после работы я решила освежить в памяти историю некоторых перформансов. И наткнулась на следующий:
Вместе с Улаем они придумали перформанс «Смерть себя», лучше всего иллюстрирующий отношения. Возможно, для кого-то речь здесь могла идти о любви и страсти. Двое человек - мужчина и женщина, слились в страстном поцелуе. На самом деле их рты были соединены специальным устройством и, таким образом, они "дышали друг другом", вдыхали выдохи друг друга, пока в паре не закончился кислород. Через семнадцать минут оба упали без сознания, потому что их легкие были переполнены углекислым газом.
Перформанс символизировал способность поглощать жизнь другого, меняя и уничтожая ее, — сейчас это назвали бы «токсичными отношениями».
Токсичные отношения — это отношения, в которых одна или обе стороны испытывают негативные переживания, связанные с отсутствием безопасности в процессе коммуникации.
В своей песне "Шопен" Елена Ваенга поет о любви, а на самом деле о токсичных отношениях "Я болею тобой, я дышу тобой" и в зале плачут: "Такая она любовь, сильная, многострадальная, пробирает до кишок". Знала ли Елена про этот эксперимент? В песне также говорится, что героиня "попала в плен" - и это тоже совпадает с экспериментом, где двое в плену друг у друга, друг другу - заложники.
На самом деле те, кто осмеливаются влюбляться по-настоящему - именно так, осмеливаются, потому что нужно разрешить себе испытывать такую гамму положительных эмоций, называемых счастьем! Те, кто осмеливаются, конечно понимают, что в жизни может быть всякое и мы отвечаем только за себя и свои собственные чувства. И тогда человек, разрешивший себе чувствовать глубоко, может столкнуться на какое-то время с таким же глубоким страданием, если пойдет что-то не так. "Большая любовь - большие страдания" сказано кем-то не про сами отношения в любви, а про полноту чувств, про весь их диапазон, про способность чувствовать глубоко.
Но тут закралась ошибка - кем привнесенная, когда - и все слилось воедино: и любовь, как чувство, и любовные отношения в паре. И очень многие стали думать тогда, что без страданий - это не настоящая любовь, поверхностная, только испытывая страдания, можно говорить о сильной безумной любви. Конечно, не обошлось без детского опыта, но сейчас не об этом. Хочется повторить: страдания в отношениях - это про потерю любви, про любовь неразделенную, проблемную, когда человек не может отгоревать то, что уже ушло, отпустить то, что приносит вред, а также про невозможность быть рядом с любимым и разделить с ним свое чувство. А если любимый рядом и любит, то тогда страдание в паре связано не с любовью "люблю=страдаю", а с личными проблемами, которые надо решать. Вместе или по отдельности и лучше при помощи специалиста - в парной или индивидуальной терапии.
Почему именно в данном случае хочется говорить сразу о нужности третьего? Потому что туда нас толкает сама тема о слияния и сам эксперимент. И тогда третий тут - это тот, кто сможет что-то увидеть в происходящем. Причем в этом случае не только побыть зрителем эксперимента, перформанса - думаю, и для зрителей это своего рода испытание, а побыть тем, чего из-за слияния лишены двое слитых воедино. Не чувством, а мыслью. Не увидеть и ужаснуться, а разглядеть происходящее и перевести в смысл.
Как видно по фотографии, глаза Марины открыты, думаю, и Улая тоже. Но они все равно не могут видеть себя со стороны в этом моменте. Они находятся внутри эксперимента и почти внутри друг друга. Они отданы ощущениям. И попытка "дышать тобой", дышать друг другом, попытка слиться друг с другом до общего дыхания, до единого организма и невозможность расцепиться (это условие эксперимента). В жизни этой невозможностью является как раз слепота, невозможность увидеть происходящее, чтобы осознать его и страх потери значимого объекта. Недаром в эксперименте участвуют как раз люди, которые и в жизни близки, значимы друг для друга. И, глядя на перформанс, можно увидеть и вопрос: подобное прилипание, слияние, имеет ли смысл в паре? Мы, как тот третий, о котором я говорила выше, видим это со стороны. Видим, что на наших глазах очень близким людям становится плохо в присутствии друг друга. А представьте себя участниками? Вы бы только чувствовали, что постепенно лишаетесь сил жить и потом уже ничего не чувствовали. Вот почему при слиянии лучше обратиться за помощью, пока еще есть способность осознавать, что происходящее в вашей паре не приносит радости и не является ресурсом.
Марина с Улаем не могли позволить себе отпустить то, что им приносило вред. И их смертельный поцелуй продлился всего 17 минут. Так быстро, что в жизни эти 17 минут можно и не заметить. И часто влюбленные не замечают, в какой момент страсть и влюбленность переходит в токсичные отношения.
P.S. За кадром как будто осталось много и в том числе вопрос: что это все-таки, страшные психологические эксперименты, как иногда именуют перформансы Марины, или творчество? Захотелось прочитать ее автобиографию. А еще другими глазами посмотреть на эти эксперименты. Попытаться увидеть все те метафоры, которые она вкладывала в выступления. И отделить от этого ее страдающий образ. И, наверное, тогда это и будет что-то о творчестве, что-то, что "хотел сказать художник", а не как художник это делал. Не пытаться и здесь сливать все в одно.
А вы что обо всем этом думаете?
Автор: Козырькова Юлия Геннадьевна
Психолог, Психоаналитический терапевт
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru