Иногда удивляюсь тому, какие мелочи могут расстроить маму ребёнка с аутизмом.
Вроде расстраивать нечему. А она расстраивается.
Малышу 2-3 года, ещё совсем ничего незаметно, и поведение можно списать на детские шалости, но кто-то сделал замечание - и всё, караул - притесняют особенного ребёнка.
Вот, например, ситуация: мальчик трёх лет вышел во двор в песочницу и стал забирать у других детей игрушки, закапывать их в песок. А чья-то мама, абсолютно чужая женщина, не позволила ему это сделать. Забрала машинку своего ребёнка.
Естественно, мальчик с аутизмом начал громко кричать. Ему не понравилось, что-то вмешались в планы.
И мама схватила его и унесла в другой двор кататься на горке. И даже расплакалась вместе с сыном от обиды.
Мы то с вами сейчас видим, что ситуация пустяковая. Никто даже не понял, что ребёнок с особенностями. Просто многие люди считают свои вещи неприкосновенными. И это правильно.
Когда мы гуляли с маленьким Серафимом мне тоже очень не нравилось, если кто-то без спроса брал лопатки, ведёрки и формочки, пытался укатить на другой конец двора зелёный грузовик на верёвочке.
Приходилось следить не только за сыном, но и за его личными вещами, чтобы их никто никуда не унёс, не закопал в песочнице. А то будет потом...Все разбегутся на сон час, а сын мой чего-нибудь не обнаружит и устроит истерику на полдня. А мне это зачем? Абсолютно не нужно.
Бывало, что уследить не удавалось, если детей много. Так ушло металлическое ситечко, ещё из моего детства, и пара формочек.
Поэтому на данную ситуация я смотрю сразу с двух сторон. И не расстроилась бы совсем, если бы у моего сына забрали чужую игрушку. И кстати, забирали. И даже говорили всякое обо мне, о том, что я плохо ребёнка воспитываю. Но это было, конечно, не в два года. А чуть позже.
А тут я понимаю, почему так происходит. Острая фаза ещё не прошла. Мать только что узнала о диагнозе. Пытается всё осмыслить, понять. И на этом этапе ей кажется, что уже весь мир знает о её проблеме. О её беде. И мир этот настроен враждебно.
А ведь ситуацию эту можно осмыслить совсем иначе. Не обижаться, а попробовать, пока ребёнок маленький, донести до него, что нужно играть со своими игрушками, а чужое не брать. Людям может быть неприятно.
И делать это нужно сейчас, а не потом, когда сыну будет четыре, пять или шесть лет. И начнутся реальные проблемы.
Сразу скажу вам, попробовать нужно, просто необходимо. Но гарантий нет никаких, что ребёнок усвоит правила.
Мой не усвоил. Ни в два, ни в четыре, ни даже в шесть.
Хотя, вы знаете, я очень старалась. Рассказывала, показывала, объясняла. Да и не только я. Дети во дворе всегда очень отчаянно отстаивали своё имущество. Так же было и в предшколе.
Но сын мой не принимал никаких правил. Он шёл и хватал то, что лежит чисто машинально.
Честно думала, что сойду с ума. Дома ничего невозможно было оставить в зоне досягаемости. Если сын пробежал, значит всё - ищи ветра в поле.
Схватил, затащил куда-нибудь, сломал или погрыз. Или закинул за шкаф. И ничего не расскажет, потому что не помнит.
И я уже даже не знала, что делать. Лучше стало годам к десяти. Но всё равно я находила за диваном свои вещи со следами зубов.
А в техникуме, помните, я вам рассказывала, мне пришлось покупать студентам ластики. Потому что Серафим их брал без спроса и разрисовывал.
Что у нас сейчас? Ситуация вроде бы разрешилась. Чужого ничего не берёт, не грызёт, не портит. Я тут даже расслабилась слегка. Документы лежат в свободном доступе. Вся моя бижутерия.
Помните, как добилась своего, как отстояла право на неприкосновенность имущества? Я об этом писала год назад.
Ну так вот, купила я себе красивую чашку с маками. И пришлось мне её много лет прятать. Потому что сын признавал только прозрачные чашки.
Именно такие должны были стоять на кухне. Только из таких он пьёт. И почему-то считал, что и все остальные должны делать то же самое.
Непрозрачные чашки долго у нас не задерживались. Обычно всё заканчивалось так: "Ой, я не заметил, что она тут на краю стояла." Или так: "Ой, я хотел ей помыть, намылил, а она выскользнула из рук и разбилась."
И было это подозрительно часто. Поэтому я свою красивую чашку прятала в шкафу в комнате. На кухне не оставляла.
Но в один из дней что-то пошло не так. И я оставила её на столе. Сын, естественно, смахнул, заявив, что она якобы стояла на краю. И лишился одной из своих восьми чашек.
Нет, я её не разбила, просто забрала. На время, пока не куплю себе новую, непрозрачную. И это было убедительней всяких слов.
И очень обидно. И вот с тех пор сын наконец-то усвоил, что чужое брать нельзя даже дома, что всё-таки есть они эти личные границы, которые он старался не замечать. А было парню моему тогда 16. И сказать, что я до этого ничего не делала, не воспитывала, не объясняла, нельзя.
Объясняла, воспитывала.
Это я пишу сейчас не к тому, что не нужно начинать с песочницы. Как раз таки нужно. Дети разные. Кто-то сразу усвоит правила, а кто-то со временем. А кто-то, возможно, вообще не усвоит. Но это не повод ничего не делать и обижаться на весь мир, который не принимает твоего ребёнка с особенностями.