Найти тему
Киберпоп ТВ

О мощах и других святынях

  • «Мощи. Как это понимать?»

А что здесь понимать? Мощи святых.

С первых веков христианства сразу же возникло почитание умерших мучеников. Служили службы на могилах этих мучеников. А если их сжигали, то останки собирали очень-очень тщательно и хранили. Как к святыне к ним относились. С первых веков христианства идет эта традиция почитания святых мощей. Это не сейчас началось. Это с тех далеких времен. Например, когда освящается престол, туда кладется частичка мощей обязательно. Это в алтаре. В антиминс вшивается частица святых мощей, в храмах мощевики бывают с частичками.

В католической Церкви то же самое было. Я не знаю, как у них сейчас дела обстоят, но, наверное, то же самое. Почитание святых мощей с первых веков христианства идет, а тогда Церковь была единая.

Однако в Средние века католическая Церковь, мягко скажем, немножко злоупотребляла своим положением. Это в чем проявлялось? В том, что индульгенции продавали авансом. Прейскурант был: какие грехи сколько стоят, чтобы простить. Это всё объяснялось логически, но на деле превращалось в злоупотребление. Злоупотребляли они и святынями тоже.

Святыни — это вещи, которые привлекают к себе людей. И всем хотелось бы поклониться мощам такого-то святого. Дошло до того, что одновременно, например, голова какого-то святого предоставлялась для поклонения и в Риме, и в Париже (условно). Представляете? Не было же мобильных телефонов в те времена, интернета тоже не было, поэтому могла быть святыня и в Риме, и в Париже одна и та же одновременно. Гвозди, например, с креста Иисуса Христа или еще что-то.

А потом, когда у католиков случилась Реформация, протестанты появились. Они, протестуя против злоупотребления всей католической Церкви, кинулись в другую крайность. Они сказали, что вообще не будут этого ничего почитать, потому что Церкви совсем безобразно себя вели. Довели до такой степени, что люди пошли на разрыв с Церковью. Произошла Реформация. Протестанты отменили всё: иконы, мощи, все святыни, чтобы не было злоупотреблений. В общем, из одной крайности в другую. Ну, протестанты. Даже сам корень слова («протест») о чем говорит? Что людей обязательно поведет в другую крайность.

И сейчас этот дух протестантский проникает к нам. Сейчас тоже начинают возникать такие вопросы: что за почитание мощей? Это нормально? Начинаются шутки по поводу нездоровой любви к мертвым. Но почитание святых мощей тоже должно быть в меру. Не надо этим злоупотреблять, конечно же. Превращать мощи святых в амулеты, в обереги — это чистое язычество. Но натура людская, она такая. Тут хоть что сделай — нет ничего такого святого и доброго, что не могли бы извратить и переделать, шиворот-навыворот вывернуть. Такого просто в природе нет. Любое даже самое красивое, святое и правильное возьми, можно из этого сделать безобразие. Так что это не повод для того, чтобы отменять поклонение мощам.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.