Статью о своем учителе, профессоре кафедры «Журналистика» Иване Федоровиче Шувалове (1936–2023) подготовил историк, краевед, Почетный работник СПО Александр Волков. Ее опубликовал журнал «Сура» в новом, втором в 2024 году, номере, презентация которого проходит в историческом корпусе Областной библиотеки имени М. Ю. Лермонтова сегодня — в день рождения Ивана Федоровича.
ПРОСВЕТИТЕЛЬ
Памяти профессора ПГУ И. Ф. Шувалова
Студентам Пензенского педагогического института имени В.Г. Белинского, обучавшимся в 1974–1985 гг. на историко-филологическом факультете, повезло в жизни, т.к. деканом факультета был в эти годы замечательный человек, любящий свое дело педагог, ученый-филолог Иван Федорович Шувалов (1936–2023). За 11 лет руководства факультетом через его душу и сердце прошли несколько тысяч студентов, сохранивших о любимом декане самые теплые воспоминания.
Руководителем одного из старейших факультетов института И.Ф. Шувалов стал, не достигнув 40 лет. Молодой, жизнерадостный декан вызывал уважение и доверие у студентов. Он был доступен, знал интересы молодежи, многим помогал в решении трудных вопросов студенческой жизни: пересдача экзаменов, получение места в общежитии, назначение на стипендию, поездки домой в конце учебной недели. А сколько проблем приходилось решать декану из-за регулярных любовных «драм», возникавших практически в каждой группе!
У историков Иван Федорович ничего не преподавал, но его лекторские способности мы могли оценить на общих собраниях, проходивших на факультете (комсомольские, профсоюзные, юбилейные и др.). Говорил он всегда спокойно и убедительно, без лишней эмоциональности, обращаясь к сознанию студентов, к их ответственности за качество своей учебы перед родителями и школами, от которых многие из них были направлены в институт.
Его требовательность к студентам всегда была справедливой. Он внимательно следил за посещением занятий учебными группами, регулярно собирал старостат факультета, на котором направлял работу студенческого актива в русло уменьшения пропусков занятий без уважительных причин. Умел делать замечания без особой назидательности, в спокойной форме. Остановит в коридоре студента с чересчур пышной прической, отведет в сторону и спросит: «Вам не мешают длинные волосы видеть, какие красивые у нас на факультете девчата?» И пока студент думает, что ответить декану, добавит: «Надо постричься». Хотя к студенческим бородам относился снисходительно, а их к четвертому курсу на факультете после стройотрядовского лета было немало.
СПАСАТЕЛЬ…
Конечно, много времени занимала у Ивана Федоровича индивидуальная работа со студентами, находившимися в зоне отчисления из-за наличия неудовлетворительных оценок на экзаменах, пропусков занятий, а порой и конфликта с преподавателями. Чаше всего это были юноши, прошедшие армейскую службу и не имевшие достаточной базы школьных знаний для получения высшего образования. Но и этим студентам ему хотелось помочь, ведь он знал, как не хватает мужчин в сельских школах!
Можно с уверенностью сказать, что десятки выпускников истфила обязаны И.Ф. Шувалову за то, что благодаря его помощи они получили диплом об окончании института. Об этом говорят сегодня многие известные деятели пензенской культуры: журналисты Федор Самарин и Владимир Вержбовский, архивисты Сергей Кузичкин и Павел Кашаев.
Краевед Е.В. Мануйлова вспоминает, что из-за конфликта с преподавателем истории СССР И.Ф. Вилковым их группа сдавала экзамен комиссии, которая была создана по приказу Ивана Федоровича. Трудно приходилось студентам на экзаменах по новой истории у Варвары Митрофановны Кирилловой. Взволнованные студенты шли в кабинет декана и получали от него направление на пересдачу экзамена у профессора Н.Ф. Фарбмана.
На втором курсе моя одногруппница Ольга Фоканова не смогла с первой попытки сдать М.Ф. Фадиной историю средних веков. Со слезами на глазах вышла она из кабинета и наткнулась на Ивана Федоровича, рассказав ему о случившемся. Училась она хорошо, поэтому декан попросил преподавателя дать студентке еще один шанс сдать экзамен, что она успешно сделала. И таких историй доброго вмешательства Ивана Федоровича в судьбы студентов было немало. А тех, кто уже зашел совсем далеко в своих конфликтных отношениях с преподавателями, декан отправлял на заочное отделение, где они, как правило, успешно оканчивали институт.
Иван Федорович мог остановить «заигравшегося» студента, даже не приглашая его в свой кабинет. Об этом вспомнил почетный работник СПО, преподаватель истории с 40-летним стажем С.С. Мельников. Неожиданно для себя, на втором курсе он был снят со стипендии без всяких предупреждений со стороны декана. Оказалось, что его неоднократные прогулы ряда общих лекций (педагогика, философия) были замечены руководителем факультета, и он снял студента-хорошиста со стипендии с целью профилактического воспитания. С тех пор Сергей Мельников не ходил играть в футбол (!) во время учебных занятий.
НЕ ТОЛЬКО УЧЕБА!
Конечно, студенческая жизнь не могла состоять лишь из лекций и семинаров. Декан истфила хорошо понимал, что будущий учитель должен прийти в школу широко подготовленным специалистом, умеющим увлечь детей не только своим предметом, но и интересными занятиями в творческих кружках, быть организатором спортивной работы и художественной самодеятельности. Для этого студенты факультета активно привлекались к занятиям на отделениях ФОПа (факультет общественных профессий), где они получали навыки организации школьной самодеятельности: хореография, бальные танцы, народное, хоровое и эстрадное пение, оркестр народных и эстрадных инструментов, драмкружок, академический хор, художественное слово, декоративно-оформительское отделение и отделение детского туризма.
Кроме этого, все желающие могли принимать участие в культурно-массовых мероприятиях и конкурсах художественной самодеятельности. Ежемесячно выходила студенческая газета со стихами начинающих поэтов.
Большую роль в эстетическом развитии студентов играли регулярные посещения драматического театра. Для этого все учебные группы получали бесплатные абонементы, что было особенно важно для молодежи, приехавшей из сельской местности. Многие из них побывали в театре первый раз в жизни!
Запомнились и встречи на факультете с мастерами пензенской культуры: артистами, музыкантами, писателями. Как правило, их приводил в учебные аудитории сам Иван Федорович, представлял слушателям и давал слово для выступления. Даже через 50 лет у меня сохранились воспоминания о встрече с пензенским писателем Николаем Почивалиным (1921–1988), автором уже известных в стране романов и повестей. Он рассказал о своем творчестве, о поездке во Францию в составе делегации известных деятелей советской культуры, о ближайших творческих планах.
Не забывали на факультете и о спортивной работе. Проходили соревнования между группами по различным видам спорта: волейболу, ручному мячу, футболу. Работала секция туризма, в составе которой можно было совершать походы в Сибирь, Крым и на Кавказ. Традиционными были зимние агитпоходы под руководством преподавателя истории В.И. Лебедева.
НА СТРОЙКАХ И КОЛХОЗНЫХ ПОЛЯХ!
Для многих студентов института самые яркие воспоминания были связаны с поездками на уборку урожая в колхозы и совхозы, а также работой в строительных отрядах. Отправление учебных групп на сельскохозяйственные работы проходило под руководством декана, который затем еще и приезжал в хозяйства, где мы жили и работали, для знакомства с усло- виями труда и отдыха студентов. В 1973 году Иван Федорович приезжал к своим студентам в Башмаковский район, в 1975-м — в Колышлейский, в 1977-м — в Бековский. Добираться до нужных хозяйств приходилось порой на попутках, а чаще пешком, проходя несколько километров по бездорожью, под дождем или палящим солнцем.
Эти поездки были важны особенно для городских студентов, мало знакомых с бытовыми неудобствами: отсутствием горячей воды, неподготовленными для проживания домами, питанием на полевом стане и др. Здесь они учились преодолевать трудности, получали навыки самостоятельной жизни, самообслуживания, находили свое место в коллективе учебной группы.
Стройотряды давали ребятам хороший опыт проведения строительных работ, знакомили с профессиями каменщика, плотника, штукатура, стропальщика. Полученные в стройотрядах знания пригодятся выпускникам института, ставшим впоследствии директорами сельских школ, в работе которых ремонт учебного здания занимает большое место.
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКЕ
Хорошо была организована на факультете научно-исследовательская работа студентов. На семинарских занятиях преподаватели, как правило, замечали способных к научной работе студентов. Им предлагались темы для выступления на научно-практических конференциях как в институте, так и за его пределами (город, область, Москва). Многие из постоянных участников научных конференций оставались ассистентами на различных кафедрах факультета, защищали диссертации, становились кандидатами и докторами наук.
Среди тех, кто учился в эти годы на факультете, а затем связал свою жизнь с наукой, могу назвать докторов философских и педагогических наук: О.С. Пугачева, П.А. Гагаева, А.Б. Тугарова, В.В. Балахонского; кандидатов исторических, философских и педагогических наук: А.Б. Никонова, В.И. Мануйлова, К.Н. Уланова, И.И. Захарову, Л.В. Рассказову, Е.А. Столярову, И.Л. Беккера. Из этого далеко не полного списка видно, что самые талантливые студенты продолжали свою научно-педагогическую деятельность уже в статусе преподавателей вуза, а затем становились крупными чиновниками и руководителями народного образования.
В 1975 году страна отмечала 30-летие Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг. Студенты-историки были привлечены к работе по сбору материалов о пензяках — участниках войны. Каждый из нас получал для проведения этой работы адреса нескольких домов в районе Западной Поляны, в которых мы должны были обойти все квартиры и выявить ветеранов войны, заполнив биографические данные на живых и погибших участников. Думаю, что это был хороший опыт проведения исследований, который пригодился всем, кто стал заниматься научной работой.
СЕДАЯ ГОЛОВА ДЕКАНА…
Студенчество — время первой любви и роковых ошибок, которые порой уже нельзя исправить. Не только радость приносили студенты любимому декану своими успехами в учебе и научной работе, в спорте и художественной самодеятельности. На каждом курсе случались серьезные правонарушения: распитие спиртных напитков и драки в общежитиях, приводы в милицию. Конечно, все «герои» этих историй проходили через кабинет Ивана Федоровича. Думаю, что за 11 лет работы деканом студенческие ЧП добавили ему немало седых волос.
На четвертом курсе (1976/77 уч. год) одна из групп студентов-историков самовольно уехала в Москву с целью посещения выставки «200 лет США». Надо отметить, что инициатором поездки выступила наш куратор В.М. Кириллова, но после разговора в парткоме факультета она изменила свое решение и предложила нам сдать билеты на поезд. Поездку признали идеологически ошибочной, т.к. посетить в Москве мы собирались не Мавзолей Ленина, а американскую выставку.
Конечно, руководству факультета, парткому и комитету комсомола нужно было провести с группой собрание и объяснить ошибочность нашего решения. Но такой разговор не состоялся. Наша поездка планировалась на субботу, когда традиционно на занятиях было много отсутствующих. После бурного разговора часть студентов решила ехать в Москву, не получив разрешения на пропуски занятий. Под часами на железнодорожном вокзале собрались 11 человек из группы. Звонкая гитара Олега Карауловского, хорошая еда, приготовленная нашими девчатами, окончательно склонили нас к поездке. И мы сели в любимый поезд, который умчал нас в столицу.
На выставку мы не попали, т.к. не имели специального приглашения от горкома партии. Помотавшись по осенней Москве, мы вновь сели вечером в уже знакомую нам «Суру» и благополучно приехали в воскресе- нье в Пензу. В понедельник собрались на крыльце главного корпуса и с определенной тревогой пошли на занятия. Все пары были лекционные, деканат нас не искал, поэтому мы немного успокоились.
На третью пару в аудиторию вошел Иван Федорович. Посмотрев на студентов, сказал: «После окончания занятий, «американцы», зайдите ко мне в кабинет!» Большого разговора не было. Декан спросил, все ли вернулись из поездки, и отправил нас учиться дальше.
Радости нашей не было предела: мы не ожидали, что так легко закончится эта история. И только через 25 лет после окончания института Ирина Захарова рассказала, что актив группы (староста, комсорг, профорг) неоднократно вызывался на заседание парткома факультета и комитета комсомола института. Понятно, что больше всех досталось Ивану Федоровичу за «ослабление идеологического воспитания студентов». И таких историй было в его работе немало.
ДАЧНЫЕ ЗАБОТЫ…
После окончания института я служил в рядах Советской армии, затем преподавал историю в строительном техникуме и школе № 1 г. Пензы. В 1986 году я начал работать в Пензенском совхозе-техникуме, на территории которого неожиданно встретил Ивана Федоровича. Оказалось, что он был владельцем дачного участка в садовом обществе «Казенный сад», которое располагалось на землях, принадлежащих учебному заведению. Дача его находилась почти на асфальте, примыкая к детскому садику № 31. Участок моей супруги располагался рядом, поэтому мы стали соседями и встречались довольно часто.
С ранней весны и до глубокой осени можно было видеть Ивана Федоровича и Александру Петровну Шуваловых за работой на их дачном участке. Ниже срубового дома на кирпичном фундаменте росли яблони разных сортов и слива, кусты смородины и малины. Овощные участки Александры Петровны всегда удивляли хорошим урожаем помидоров и огурцов. Вся дача была обвита виноградными лозами, которые не только ползли по стенам дома, но и поднимались на его крышу. Было видно, что работать на земле Ивану Федоровичу нравилось. Вероятно, на даче он вспоминал свое колхозное детство, невзгоды военных лет, на которые пришлись его школьные годы.
Порой приходилось помогать ему в обрезке американских кленов, которые почти легли на крышу его дачи, решать вопросы водоснабжения, доставать слеги на ремонт забора. После окончания этих работ Иван Федорович приглашал всех помощников в дом, где угощал ягодной наливкой собственного производства. Находилось здесь время и для воспоминаний о выпускниках факультета разных лет, о коллегах по работе в институте.
Последний раз видел я своего учителя дождливой осенью 2022 года. Я приехал забрать на даче некоторые инструменты, оставшиеся с летних работ. Еще издалека я увидел на крыше дачного пристроя Ивана Федоровича, который что-то делал, держа в руках куски шифера. Он объяснил мне, что пытается заложить трещины, которые появились в крыше, затем добавил, что собирается продавать дачу, т.к. сил и здоровья на нее у них с супругой уже нет. Эта была наша последняя встреча…
Конечно, я позвонил Ивану Федоровичу накануне Нового, 2023 года, пожелал здоровья и успехов в творчестве, зная, что он работает над книгой по истории сел Неверкинского района. Мы поговорили о новых изданиях, о работе профессора Н.М. Инюшкина над книгой памяти профессора ПГУ К.Д. Вишневского. Договорились встретиться на презентации книги в апреле наступающего года…
НА «ФРОНТАХ» ЖУРНАЛИСТИКИ И КРАЕВЕДЕНИЯ
В 1985 году Иван Федорович покинул кабинет декана историко-филологического факультета, т.к. он был назначен проректором по учебной работе института. Эту должность он занимал 15 лет (1985–2000), что говорило о его большом организаторском таланте, ведь приходилось направлять учебную работу всего института (с 1994 года — университета). Конечно, эта работа не оставляла ему много времени для занятия научно-преподавательской деятельностью. Лишь в 1996 году такая возможность появилась — он становится заведующим кафедрой русского языка и журналистики. Несомненно, основная масса журналистов пензенских СМИ и ТВ сегодня — это выпускники кафедры, которой руководил Иван Федорович. Большая работа была проведена им по подготовке преподавательских кадров. Как правило, они формировались из выпускников-журналистов, защитивших позже кандидатские, а впоследствии и докторские диссертации.
В эти годы начинают выходить его «Хроники ПГПИ им. В.Г. Белинского» (четыре выпуска: 2000, 2002, 2006, 2016) и многочисленные статьи и книги по истории родного вуза. В 2009 году вышла в свет «Энциклопедия ПГПУ им. В.Г. Белинского», в которой было опубликовано более 70 статей Ивана Федоровича.
К работе над составлением энциклопедии он привлек и меня, т.к. я трудился в это время на кафедре социологии и социальной работы университета. Настойчивый профессор и позже предлагал мне темы для поисков биографий выдающихся преподавателей и выпускников вуза. С его помощью я получал доступ к их личным делам и подготовил статьи о знаменитых физиках Борисе Трахтенброте (1921–2016) и Илье Пламеннове (1924–1979), об историке и писателе Александре Немировском (1919–2007).
В свою очередь, я неоднократно предлагал Ивану Федоровичу взяться за книгу по истории его родного села, о котором он постоянно вспоминал при наших встречах. Маститый краевед ссылался на отсутствие у него материалов по дореволюционной истории Елшанки. В областном архиве и краеведческом музее мне удалось сделать ксерокопии нужных ему документов по селам Саратовской губернии, которые он использовал в вышедшей в 2012 году книге «Село Елшанка. Языковой феномен. (Неверкинский район Пензенской области)».
Логическим завершением его многолетней работы по истории родного вуза стало издание в 2019 году монографии «Пензенский педагогический: очерки истории регионального вуза». Книга посвящена 80-летию образования педагогического института в Пензе, основным этапам его становления и развития. Можно с уверенностью сказать, что этот труд будет главным источником для написания новых работ по истории педагогического института.
ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…
Увы, неумолимо бежит время... Новых студентов университета радушно встречают бывшие ученики Ивана Федоровича, которым он передал свои знания и любовь к преподавательской работе. Как сохранить память о замечательном педагоге, отдавшем более 60 лет жизни родному вузу? Думаю, что эту задачу можно решить проведением «Шуваловских чтений» — ежегодной научной конференции преподавателей и студентов историко-филологического факультета ППИ. Вероятно, можно вручать «Шуваловскую стипендию» лучшим студентам, обучающимся по специальности «журналистика». Конечно, необходимо издать сборник воспоминаний, посвященный памяти профессора Ивана Федоровича Шувалова.
Обращая свой взор в далекое студенческое прошлое, вспоминая добрые наставления Ивана Федоровича, я когда-то посвятил ему строки, которые, думаю, говорят о его огромной роли в формировании студентов историко-филологического факультета педагогического института им. В.Г. Белинского:
Всем был отцом, а чаще старшим братом,
Любовные ошибки нам прощал.
Когда ж хотелось обложить нас матом,
Он всех в колхоз, на свеклу, посылал.
Он точно знал: нас дорисует время.
И, отбродив, как в юности вино,
Мы станем крепче и чуть-чуть мудрее,
Все совершив, что свыше суждено.