Найти тему
alexunited

"Вы этого ещё не проходили" vs "Да я тебе сейчас всё объясню"

Сегодня на повестке дня две самых страшных крайности в отношении родителя (и реже - учителя), которые могут подстерегать школьника на пути изучения им математики. Собственно, речь о реакции на встречу с чем-то незнакомым или ранее не изученным. Источников может быть масса - от "сам случайно увидел в учебнике" до вполне законной задачи на кружке.

И ребёнок, встретив что-то незнакомое, идёт с этим к значимому взрослому. Он ожидает, что ему или объяснят в общих чертах, что это и с чем его едят, или же дадут отсылку, что это будет примерно в таком-то классе после изучений такой-то темы (а ещё лучше - дадут полный список тем, изучение которых необходимо для того, чтобы разобраться с увиденным).

А теперь разбираем несколько вариантов, что может произойти:

  1. Идеальный. Взрослый владеет и темой, и методикой преподавания и либо всё доступно объясняет, либо выдаёт список того, что нужно изучить, чтобы после этого можно было всё объяснить.
  2. Хороший. Взрослый не владеет темой, но предлагает вместе поискать ответы на вопросы и сам контролирует процесс поиска, фильтруя информацию.
  3. Плохой. Взрослый не владеет темой, но знает, что по программе этого ещё не было - и предлагает ребёнку успокоиться, потому что "этого вы в школе ещё не проходили", при этом не говоря, когда и в каком виде это будет пройдено.
  4. Отвратительный. Взрослый владеет темой, но понятия не имеет, как и в каком виде этому можно научить - и выдаёт ребёнку то, как сам понимает и умеет.

Последний случай - это, например, формула через дискриминант для решения какого-нибудь неполного квадратного уравнения у шестиклассника - пока нет ни квадратного корня, ни общего представления о многочленах, ни понимания, что такое квадратичная функция и что у неё с нулями... Реальная ситуация, да, у меня в кружке пару раз была: задача на вынесение переменной за скобку - и то, что произведение равно нулю тогда и только тогда, когда один из множителей равен нулю - ребёнок попросил помощи у родителей, а те щедро одарили его формулой, которую он, во-первых, осознать, во-вторых, применить не сможет.

-2

Никогда не сможет - если вот так выдать её без доказательства и необходимых прелюдий. В лучшем случае - выучит наизусть и будет подставлять в неё числа, на уровне картинок (и то, если приложит неимоверные усилия, а его школьный учитель проделает немалую работу и хотя бы подставлять числа в формулу его научит), а понимать уже не будет никогда.

Аналогично вредит ребёнку и предыдущий подход, при котором прививается подход "это мы не проходили, это нам не задавали" и разрушается природная любознательность. Причём иногда это доходит до смешного: отрицательные числа в школе, как известно, появляются только в 6 классе, хотя это очень даже поздно - какие-то элементарные задачи с "уходом в минус" в состоянии решить и понять даже третьеклассник. Но что если третьеклассник спрашивает, как 7 из 3 вычесть - а ему говорят, что так нельзя сделать? (В начальной школе иногда на полном серьёзе так говорят.) Или просто объявляют, что "вы такого пока не проходили", мол, отстань...

-3

Будет ли ребёнок через три года предрасположен к изучению отрицательных чисел? Ответ очевиден.

Вывод тоже вполне очевидный: если ребёнок чем-то заинтересовался и об этом спросил, ему нужно максимально правдиво, но с учётом его уровня, рассказать, как устроено то, о чём он спрашивает. При этом, если ты не понимаешь, как это сделать, то нужно проконсультироваться с теми, кто понимает (или, по крайней мере, в интернете почитать). В приведённом выше примере с задачей с кружка легко можно было спросить у педагога, что имелось в виду, прежде, чем своими псевдо-знаниями портить ребёнку жизнь. Если задача досталась ребёнку ещё из какого-то источника, тоже наверняка можно проконсультироваться с кем-то.

-4

Вообще, самый страшный враг образования - бессистемность. Например, учась по одной хорошей системе, а в процессе переходя на совсем другую хорошую, в результате можно получить образование намного хуже, чем по какой-нибудь условно плохой. А учась то тут, то там, то везде, то нигде, ребёнок приобретает огромное количество бесполезных обрывочных знаний, которые образованием даже назвать нельзя. Поэтому-то и стараются многие родители отправить своих детей в хорошую школу и не менять её каждый год. Или найти качественного и понимающего репетитора, с которым много лет сотрудничают.

Кстати, со мной многолетнее сотрудничество лучше всего начинать в июне - и в расписании на новый учебный год можно раньше других место занять, и цену в случае активных занятий летом осенью можно получить прошлогоднюю:

-5

Мой сайт:

Страница преподавателя

Мой Telegram-канал:

Математика с Александром Сергеевичем

Всегда рад всех видеть. Правда, лето уже почти забито, но я трудоголик и охотно возьму даже тех, кто не впишется в то время, которое я определил рабочим...