Если так прикинуть, то большинство, вероятно, никогда не слышали о бренде Kaiser-Frazer. Речь идет об автомобильной марке, существовавшей в Америке с 1945 по 1954 год. Это очень короткий период чтобы что-то доказать рынку, но одна модель, или, скорее, конфигурация, вошла в историю. Речь пойдет о хэтчбеках, где модели Vagabond и Traveler были одними из пионеров такого варианта.
История компании Kaiser-Frazer на самом деле очень интересна. Она была крупнейшим конкурентом производителей, так называемой «большой тройки» (General Motors, Ford и Chrysler) на американском рынке. Во главе её стоял Генри Кайзер, который считался одним из величайших промышленников и в какой-то момент владел более чем сотней различных железнодорожных и судостроительных компаний. Более того, во время Второй мировой войны его компания построила 1490 кораблей и произвела революцию в их производстве точно так же, как Ford Model T сыграл эту роль в автомобильном мире. Например, один из них весит 14,3 тонны. был построен всего за четыре дня, и этот рекорд сохраняется до сих пор.
Одной из причин успеха Кайзера была его способность предсказывать будущее и знать, что будет популярно. Еще в 1942 году он понял, что после окончания войны возникнет огромный спрос на новые автомобили и что производителям «большой тройки» потребуется как минимум четыре-пять лет, чтобы представить такие модели. Его партнером в бизнесе был Джо Фрейзер, еще один успешный бизнесмен, прославившийся, работая в таких фирмах, как Packard, Chrysler и Willys-Overland, а в General Motors он независимо основал подразделение кредитного финансирования GMAC.
Первая модель Kaiser-Frazer поступила в автосалоны в 1946 году, а к 1951 году с завода ежегодно покидало более 230 000 автомобилей. Однако неспособность конкурировать с «Большой тройкой» с частыми изменениями стиля и отсутствие двигателя V8 привели к постепенному падению продаж, и после 1955 года компания обанкротилась. Производство будет продолжаться в Аргентине еще несколько лет, прежде чем Кайзер решит вложить деньги в строительство квартир, домов и другую недвижимость.
Но вернемся к теме, которой посвящен этот рассказ. Это модели Traveler и Vagabond, выпускавшиеся с 1949 по 1953 год. Некоторые назовут их первыми в мире автомобилями типа хэтчбек, хотя на самом деле пионером был Citroen Traction Avant 11CV Commerciale, десятью годами ранее.
Их основными клиентами были продавцы, которые путешествовали между городами и возили с собой большое количество материалов. Таким людям требовался более легкий доступ к багажнику.
Kaiser-Frazer все еще была относительно небольшой компанией, у которой не было денег на разработку настоящего универсала, но она определенно не хотела упускать свою "долю пирога". По этой причине взяли на вооружение седан и добавили к нему удлиненную крышу. Идея принадлежала инженеру Хави Аншуцу, который позже скажет, что ему пришлось внести более 200 модификаций, чтобы воплотить идею в жизнь. Это касается не только линий дизайна, но и измененной подвески, поскольку задней части автомобиля пришлось нести гораздо более тяжелые нагрузки.
Как уже говорилось, самой большой проблемой корпорации Кайзер-Фрейзер была механика. Собственных двигателей компания не имела, а покупала построенные компанией Continental, и это шестицилиндровый агрегат в рядной конфигурации объемом 3,7 литра. Хотя мощность в 112 л.с. могла бы быть удовлетворительной для более доступного автомобиля, Kaiser-Frazer стоил столько же, сколько и значительно более престижные модели, собранные такими брендами, как Oldsmobile, Mercury и Dodge.
Отмечу, что разгон с места до 100 км/ч занял целых 17,5 секунды, а максимальная скорость составляла всего 136 км/ч. Несмотря на привлекательный стиль, оправдать высокую цену этих автомобилей стало очень сложно. Особенно это касается Traveler и Vagabond, которые были вершиной модельного ряда Kaiser-Frazer, но компания действительно старалась превратить их в автомобили класса люкс. Например, весь грузовой отсек был покрыт сочетанием дерева и хрома, чего не было ни у одного другого конкурента.
Продажи стартовали весьма многообещающе и за дебютный период около 25 тысяч экземпляров нашли покупателей. Но уже к 1951 году спрос резко падал и в основном колебался на уровне чуть более нескольких тысяч единиц в год.
У вышеупомянутого двигателя Continental было много проблем с перегревом, а революционная разделенная задняя дверь часто пропускала воду. В дополнение ко всему добавлю, что в указанный период Форд и Шевроле вступили в большую ценовую войну за счет снижения цен на свои модели, а поскольку более мелкие производители не смогли последовать такому шагу, они исчезли с рынка один за другим. Последним годом для Traveler и Vagabond стал 1953 год. Тем не менее, сегодня эти две модели называют одними из пионеров стиля хэтч.
Сделан довольно оригинально. Как считаете?