Найти тему

Как имперское мышление помогает на поле боя

Споры в социальных сетях наблюдать порой весьма любопытно, тем интереснее, что они часто наводят на мысли, в целом даже не имеющие прямого отношения к предмету дискуссии.

Поводом для написания этой статьи послужило весьма горячее обсуждение между несколькими представителями… гм… русскоязычных людей, часть которых продолжает жить на Родине и является её горячими патриотами, а другие же живут в краях иных, причём, как легко заметить, ощущают себя в первую очередь уже гражданами тех, далёких, и надо признать, чужих нам по духу и помыслам стран.

Наверняка многим из вас наблюдать подобные словесные баталии, когда одна страна обвиняет другую в авторитаризме, отсутствию свободы и демократии и прочем. При этом сами они живут в мире идеальной свободы и той самой демократии, и, в целом, видимо, ей наслаждаются. С другой стороны же им отвечали, что они вообще вассалы, шестёрки, прихлебатели, холопы своего заокеанского хозяина. Что безумно раздражало тех, кого так нарекали, и они возмущённо возражали, гордо именуя себе союзниками и партнёрами.

Как-то сразу возникало ощущение, что мы видим классические примеры двух разных мышлений. Одно можно смело назвать имперским, другое… ну может быть, местечковым.

Эти два образа мыслей легко различить. Достаточно сравнить граждан Соединённого королевства Великобритании и Ирландии, или Соединённых Штатов Америки и, скажем, представителей таких стран как Норвегия или Исландия. А ещё лучше взять вновь созданные государства после распада СССР или Югославии. То есть именно тех, кто был некогда частью другой империи, и часто вообще не имел в истории собственной государственности.

В позиции англо-саксов традиционно видно пренебрежение ко всем, кроме себя любимых, ни малейшего желание вникать, не говоря уж, что учитывать, проблемы и запросы других. Под другими подразумеваются даже не аборигены колоний, а соседние страны. Даже если от этих стран гордые британцы получали таких … кренделей, что до сих пор носят траур.

Тогда как маленькие, гордые, но мнящие себя свободными всячески норовят постоять улыбаясь рядом (когда, наконец, дождались приёма), поговорить о взамовыгодном партнёрстве, о совместном вкладе в какую-то борьбу.

С учётом того, что по выражению мор… лица англо-саксонского «барина» хорошо видно, что он смутно представляет, кто это такой тут ручку раболепно пожимает, а барин даже и не пытается вспомнить правильные географические названия, с гостем связанные, почему-то сразу вспоминается из Вальтера Скотта:

«мы вместе затравили зверя», как сказала болонка волкодаву!

Кстати, не следует думать, что имперское мышление даётся автоматически человеку, в империи рождённому, или исчезает с падением империи.

Можно привести множество примеров отдельных граждан нашей Российской империи, хоть во времена, когда она именовалась именно империей, хоть в любые другие. И такие граждане умудряются комплексовать по поводу того, что страна, в коей им посчастливилось (для них, конечно, в кавычках) родиться именно такая — большая и великая, и такую славную историю имеет.

Также характерен и обратный случай, например, с Польшей. Действительно, было ведь государство, от моря и до моря, правда, не совсем чтобы польское, скорее многонациональное (как и положено для империи), но считавшееся в бо́льшей степени именно польским. Но развалилось по собственной глупости (империи обычно разрушаются изнутри) и превратилось в самое заурядное европейское государство, к коему прочие относились (и относятся), в лучшем случае пренебрежительно, а то и просто ноги вытирают.

Но давайте вернёмся из высот глобальных рассуждений на поле боя.

Помогает ли гражданам империи сознание сего факта одерживать победы над врагами?

Если попробовать посмотреть на наше прошлое, то империи обычно побеждают. А если проигрывают, то другим империям. Например, в долгом противостоянии Британской империи и Индии, британцы уступили. Но ведь и Индия — империя.

В победоносном шествии по миру британцы столкнулись в Крыму с русской армией. И хотя формально англичане и союзники ту войну выиграли, почему-то воевать больше с русской армией не хотели никогда. Только чужими руками.

Но вот пример весьма интересной для нашей истории войны с Финляндией что говорит? Вот уж финское государство точно к империям отнести нельзя. Не было такой страны ранее, было лишь часть Швеции, ставшая потом частью империи Российской. Но, может быть тут дело в следуем. Может тогдашнее руководство ещё не научилось мыслить по-имперски? Всё-таки люди, бывшие на тот период у власти, были скорее местечковые по происхождению, если подумать…

Конечно, сей факт не играл решающей роли в той войне, но мысль, мне показалась интересной. Может кто-то захочет её развить? Было бы любопытно.

Я, честно говоря не могу утверждать, что некое имперское мышление, которое сформулировать точно крайне трудно, но увидеть легко, может влиять на человеческие достижения в ратном и мирном труде. Хотя, больше склоняюсь, что может.

Однако, как мне кажется, что это самое мышление, которое все больше и больше проявляется среди народных масс (я к ним и себя отношу, я часть массы, так что не обижайтесь), скорее приносит пользу. Во всяком случае, если альтернативой ему будет мышление местечковое, которое приходится наблюдать, то я всеми руками за имперский дух.

Пожалуй, закончу на этом. Хотя получается, что, излагая тут ход своих мыслей, на вопрос, поставленный в заголовке я так и не ответил… но, будем считать, что я его поднял для дискуссии.