Смоленская крепостная стена, как и любое масштабное архитектурное сооружение, не могла существовать без большого количества вспомогательных сооружений, расположенных на прилегающей территории. Этот комплекс, обеспечивающий обороноспособность города, напоминал по масштабу крупное производство, в котором не было незначительных объектов. С утратой первоначального функционального наполнения исчезла и архитектурная целостность комплекса. В настоящее время отдельные сохранившиеся объекты в избранных случаях способны составить представление о многорубежном укреплении, которое ранее представляла крепость. Постепенно городская застройка, утрата отдельных сооружений крепостного ансамбля лишили оборонительный комплекс целостности.
На протяжении XVII-XIX веков пространство вблизи крепостной стены служило удобству обороны, затем эти территории начали выполнять функцию обрамления уникального объекта наследия. Вслед за изменением интерпретации крепостной стены трансформировалось и функциональное наполнение, облик прилегающих пространств. Рассмотрим этот процесс подробнее.
Полноценными оборонительными комплексами были девять воротных башен крепости. У некоторых из ворот существовали мосты. Все ворота были снабжены поставленными внутри крепостной ограды караульнями, позволявшими обеспечить задачу обороны и наблюдения за теми, кто входит на территорию крепости.
Караульная изба являлась важным сооружением крепости. Как правило, располагалась у въездных ворот. Помещение караульной избы служило местом отдыха, принятия пищи, обогрева стражи. Аналогичную функцию выполняли и кордегардии. Документ из Российского государственного исторического архива, а именно План погоревших мест в городе Смоленске 1778 года, даёт общее представление о части города, примыкающей к Днепровским воротам. Обратим внимание на здание, отмеченное на плане как Караульня. Протяженный объем здания, поставленного восточнее Днепровских ворот, по площади основания практически равен воротной башне. Нет никаких сомнений в том, что это каменное здание обеспечивало все необходимые условия для караула.
В 1786 году отмечено, что планируется «с 1 сентября по 1 ноября каменная починка 6-ти кардегардий со всех наружных сторон обвалившихся мест также на гобвахте кардегардиях печей». Существование большого количества вспомогательных сооружений при башнях и пряслах неоспоримо. Поновление кордегардий зачастую отмечалось в документах чаще, чем ремонты крепостных башен. К примеру, в Годовом отчете Смоленской крепости о производстве ремонтно-строительных работ за 1790 год отмечено, что «чинили крышу на Молоховской кардегардии». Уже через несколько лет, в 1798 году, указано, что «кардегардии: Кронверкская, Молоховская, Крылошевская, Пятницкая, Днепровская – отремонтированы». Следовательно, вопрос приспособления башен путем создания особых зданий рядом решался давно и успешно. К настоящему времени единственным сохранившимся зданием, атрибутируемым как кордегардия, является знание у бывших Крылошевских ворот, по улице Тимирязева, 1.
Как известно, в помещениях башен сложно организовать удобный температурно-влажностный режим. Создание санитарно-гигиенических помещений ввиду особо глубоких фундаментов также организовать в башне технически затруднительно. Особый вопрос – этический. Башни Смоленской крепости в буквальном смысле слова обагрены кровью поколений защитников крепости. Далеко не любая функция может быть вселена в пределы объектов крепости без сложностей различного толка. Поэтому анализ опыта решения этой проблемы в предыдущие эпохи может помочь сформулировать верное решение для настоящего.
Архивную историю Смоленской крепости и самый масштабный на настоящий момент опыт приспособления объектов крепости следует изучить отдельно. В Российском государственном архиве хранится Проект караульного дома при башне крепостной стены, занятой архивом Смоленского окружного суда. Этот проект, датированный 17 ноября 1886 года, дает представление о практическом решении насущной проблемы создания комфортного пространства на прилегающей к башне территории. Любопытно и само название дома – караульный – пересекающегося с военным предназначением крепости.
Караульный дом по проекту губернского архитектора Гирша предполагался небольшим одноэтажным сооружением на ленточных фундаментах под сравнительно пологой вальмовой крышей. Кирпичное здание должно было быть построено рядом со входом в Волкову башню, заново выстроенную для размещения архива Смоленского Окружного суда. В центре симметричного уличного фасада, обращённого к современной улице Соболева, был устроен главный вход. Два крупных помещения, отмеченных на плане как предназначенные для канцелярии архивариуса и для сторожа, объединены небольшими сенями. К тамбуру дворового входа примыкает уборная. Предусмотрено печное отопление здания.
Внешний облик здания решен в формах распространённой в то время классицизирующей эклектики. Поле стены расчленено рустованными лопатками. Переход от гладкого раскрепованного цоколя к полю стены оформлен поясом горизонтальных ширинок. Прямоугольные окна в простых профилированных наличниках попарно объединены общими сандриками. Небольшой вынос венчающего карниза оформлен рядом простых кронштейнов, несущих невысокую полочку, завершенную несложным профилем.
В целом создание небольшого павильона рядом с используемой башней, как следует из исторических примеров, способно осуществить фактическое приспособление объекта крепости без нарушения предмета охраны башни или прясла.
Крепости знаний, друзья!