В последние годы в связи с происходящими по всему миру социальными
изменениями значимо усиливаются процессы миграции населения. Людей
все менее удерживает традиционный уклад жизни, социальные связи,
природно-средовые условия проживания и жизнедеятельности. В
субъективном аспекте мигранты сталкиваются с двумя видами рисков –
социокультурной и социально-психологической адаптации. Процесс
адаптации мигранта связан с привыканием к новым социальноэкономическим условиям, которые могут существенно отличаться от
привычных. Сначала возникают сложности в акклиматизации, требуется
привыкание к бытовой сфере, налаживание межличностных отношений,
усвоение культурных и национальных особенностей региона и многое.
Исследователями отмечаются проблемы социальной адаптации детей
дошкольного возраста из семей мигрантов: нарушения когнитивных
процессов, невротические реакции и функциональные расстройства,
поведенческие проблемы, связанные с общением, расстройства
идентичности.
Если данная проблема не будет решаться с помощью специально созданных
дифференцированных программ по сопровождению процесса адаптации
дошкольника из семьи мигрантов, могут возникнуть проблемы социальной
дезадаптации в школе и будущей профессиональной деятельности.
Блок № 1 «То, что важно для Вашего ребенка»
Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личности
качеств ребенка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения,
здесь же возникает у малыша чувство доверия к окружающему миру, к
близким людям. Семейное воспитание должно помочь ребенку изначально
усвоить нормы поведения в обществе, коллективе, во взаимоотношениях с
людьми, то есть воспитание в современном обществе рассматривается не
только как сугубо семейное дело, но и как социальная обязанность
родителей.
Безусловно, успешность адаптации детей мигрантов и детей вынужденных
переселенцев можно гарантировать только тогда, когда создано единое
воспитательно-образовательное пространство «семья – образовательное
учреждение». Опыт показывает, что чем теснее осуществляется связь семьи и
учреждения образования, тем эффективнее педагогический результат.