Найти в Дзене
Цифровой Океан

Биография Маркуса Перссона. Что сейчас с создателем Minecraft

Оглавление

Чем знаменит Маркус Перссон, как он получил свое сетевое прозвище, как заработал свой миллиард и сумеет ли заработать еще один? Сегодня мы расскажем вам о создателе легендарной игры Minecraft

Как вы считаете, кто играет в компьютерные игры? У представителей старшего поколения в России ответ немедленно слетает с языка, вызубренный как таблица умножения: «Оболваненные подростки, которых компьютерные игры довели до клипового мышления», старички у нас любят об этом поговорить.

Между тем средний возраст геймеров – 36 лет, но с каждым годом растет количество играющих пенсионеров. Большинство (60%) геймеров женаты или замужем, и у 55% из них есть дети до 18 лет, как утверждает статистика. Получить эту статистику несложно – играющие постоянно посещают игровые сайты, смотрят обзоры, обмениваются информацией.

Самой популярной компьютерной игрой можно смело называть\u0009 Minecraft. Хотя бы потому, что она уже скоро 15 лет остается и самой успешной в продажах: к 2023-му году было продано более 300 миллионов копий на всех платформах, а количество игроков, хотя бы раз в месяц ее включающих - 172 миллиона. О ней записывается масса обзоров и роликов, которых тысячи на Youtube, изготавливают в домашних условия массу модов (дополнений к игре, созданных как профессионалами, так и программистами-любителями), в нее играет весь мир. Вы говорите, что вы солидный человек, в возрасте и такими глупостями заниматься не станете ни за что? Не зарекайтесь.

А мы сегодня расскажем про того, кто пресловутый «Майнкрафт» придумал, как он дошел до такой жизни и чем занимается сейчас.

Биография Маркуса Перссона

Итак, знакомьтесь: Маркус Алексей Перссон, сын финской мамы и шведского папы, носящий русское второе имя. Его сетевой ник (прозвище или псевдоним) - Notch, то есть «насечка» или «отметка», или деление на шкале. На сленге это слово означает человека высокостоящего, крутого парня, до которого не всякому удастся дотянуться.

-2

Детские годы

Детство его было приятной северной пасторалью. Папа работал на железной дороге, мама – медсестрой, при этом у них был собственный дом и земельный участок то ли в городке, то ли в большом селе Эдсбюн, где живет четыре тысячи жителей, и у них самая любимая игра до сих пор не Майнкрафт, а хоккей с мячом, для которой выстроили даже крытую арену, неоднократно местный клуб становился чемпионом Швеции.

Маленький Маркус ни в какой хоккей еще не играл, но в играх с соседскими детьми всегда был зачинщиком какого-нибудь озорства, соседи звали его хулиганом. Но потом семья переехала в Стокгольм, и там он очень изменился: вместо хулиганства на свежем воздухе все время стал проводить дома, и любимым занятием стала игра в конструктор LEGO. Детальки от Лего были всюду – на столе, на полу, в кровати и в школьной парте. Так продолжалось до семи лет.

Однажды папа, Биргер Перссон, принес домой коробку с компьютером Commodore 128. Это был один из самых популярных компьютеров в истории – продано было 17 миллионов машин. Здесь была цветная графика, игры – еще самые простые, если не сказать примитивные, а кроме того, можно было создавать элементарные программы. Компьютер поставили в спальне у родителей, и выгнать оттуда Маркуса стало проблемой. Готовые игры – это было только начало, вскоре Маркус начал придумывать их сам.

-3

Сперва это были примитивные квесты про ковбоев. Вероятно, они были похожи на самые первые образцы Leisure Suit Larry, где нужно было вводить текст, выполняя задания, например, «включить свет», «открыть дверь» и т.д. Но вот что ему не удавалось, так это сохранить свои коды – он не знал, как это делается! Каждый раз ему приходилось начинать с нуля, поврторяя уже придуманные варианты до автоматизма. Любимыми играми были Boulder Dash (пещерная бродилка), Saboteur и The Bard's Tale.

Наши упертые старички сейчас готовы завопить во все горло, что несчастный мальчик так и не научился читать книги, заразился «клиповым мышлением», выпал с десятого этажа через «окно Овертона» или еще что-нибудь в этом духе. Однако школьные предметы Маркус щелкал, как орешки, и кстати сейчас – посвятив всю жизнь компьютерным играм – состоит в международном клубе Mensa, объединяющем людей с уровнем IQ выше, чем у 98% жителей Земли.

Все чаще Маркус притворялся, что у него болит живот, голова, еще что-нибудь – лишь бы не ходить в школу и залезть в компьютер. Мама Ритва не беспокоилась насчет его успеваемости – он оставался одним из лучших учеников, но ее беспокоило то, что он мало бывает на воздухе и не занимается никакой физкультурой. Однажды она даже насильно записала его в футбольную секцию. Решив посмотреть на его успехи, она пришла на тренировку, и увидела, что он не бегает, а только ходит, потеет и не попадает ногой по мячу. Тут же тренер мягко ей намекнул, что из ее затеи вряд ли что-нибудь выйдет.

Ранние заботы

Когда Маркусу исполнилось 12, а его сестре Анне 11, папа вспомнил лихие годы своей неформальной молодости, и это привело к разводу и переезду из собственного дома в квартиру. Через год у сестренки начался подростковый возраст со всеми прелестями: черная «косуха», ирокез, панк-рок, пирсинг, отборная ругань и токсикомания. Маркус же, наоборот, был полненьким и обстоятельным ботаном, нюхать газ для зажигалок не стремился, и между братом с сестрой разразились отчаянные войны, вплоть до выбивания квартирных дверей. Мама боялась сойти с ума.

Папа Биргер вспомнил молодые годы и в плане увлечения наркотиками. Он купил домик в деревне, и вскоре туда перебралась Анна, где они начали употреблять вместе. Как-то раз то ли за кражу, то ли еще за что-то папаша угодил в тюрьму. Когда он отбыл свой срок и позвонил Маркусу, тот ему ответил: «Хочешь, чтобы я тебя пожалел?» На этом отношения с отцом закончились.

Перед переходом в старшие классы нужно было пройти собеседование с психологом, где Маркус на вопрос, кем он хочет стать сразу ответил: «Программистом, и хочу создавать компьютерные игры». Психолог то ли счел, что это не профессия, то ли решил, что мальчишка издевается, в общем – Маркуса направили на учебу с углубленным изучением типографского дела. Но там он тут же записался на компьютерный факультатив, и заниматься стал не полученным заданием, а своей версией игрушки Pong. Преподаватель заглянул в монитор – и сказал: «приходи в конце года на экзамен, не теряй здесь времени».

Маркус против корпоративных правил

Поначалу никаких четких планов у Маркуса не было. Он долго не мог найти работу, а в доме после того, как сестра окончательно перебралась к отцу, стало тихо и уютно. Через какое-то время он сказал Ритве:

- Мама, я буду жить с тобой всегда.

- Боже, упаси, - ответила мама и стала искать по газетам всевозможные курсы программирования.

Между тем, как программист-любитель он очень быстро прогрессировал, и в конце концов его взяли на работу в Gamefederation, но эта компания игры не разрабатывала. Через четыре к года он устроился в компанию Midasplayer, где каждый «разраб» создавал собственную игру. Втянувшись в работу, сперва он был очень доволен: платили хорошо, он стал одним из лидеров. Однако вскоре его перестал удовлетворять подход руководства компании к работе. Все новое Midasplayer не интересовало, приходилось дополнять и переписывать бесконечные пузырьки, шарики и пасьянсы.

Перед началом работы в Midasplayer Маркус все-таки уехал от матери. Он купил собственную квартиру, самое скромное жилье. Однажды мать решила его навестить и пришла в ужас. Кровать не застилалась никогда, одежда валялась на полу между пустыми бутылками из-под колы и коробками от фастфуда. И всюду дискеты, CD-диски и коробки от игр. Все, кроме компьютера, заросло пылью, как шерстью. Мама, тяжко вздохнув, взялась за тряпку и пылесос.

Сестра тем временем опускалась все ниже, и Маркус был единственным, кто ей хоть чем-то помогал. Но помощи она просила только деньгами на наркотики, и однажды он дал ей чек на пятьсот крон и сказал: «Больше ничего не получишь».

А на работе он однажды показал начальству свою собственную разработку, оригинальную игру. Его вызвали «на ковер». Директор высказал ему, что заниматься играми в свободное от работы время нельзя, что все, что бы он ни делал, все равно принадлежит Midasplayer, что его предупреждают о недопустимости подобного и что поведение свое нужно пересмотреть. Он увольнялся, потом возвращался, но в 2009 году ему рассказали о вакансии в компании jAlbum. Там вообще не занимались играми, но ему просто хотелось сбежать с работы, которая к тому времени стала ненавистной. Тут ему сразу сказали, что чем он там занимается в нерабочее время, работодателя вообще не интересует.

Отметим еще одну перемену в его жизни: он стал встречаться с девушкой из новой компании, программисткой Элин Зеттерстранд. Потом, 13 августа 2011 года он на ней женится. Впрочем – ненадолго.

Маркус Перссон: Minecraft

Теперь по вечерам, ночам и выходным Маркус начал создавать свою собственную игру, которая в чем-то напоминала тот самый, любимый с детства конструктор LEGO. Описывать саму игру мы, пожалуй, не станем, так как ей посвящены десятки прекрасных и профессиональных геймерских обзоров. А вот как она стала главной игрой 2010-х, стоит рассказать. Но упор мы сделаем на личность ее создателя и на его стратегию – или на ее отсутствие.

-4

Кстати, многие обвиняли Прессона чуть ли не в плагиате, указывая на разительное сходство его игры с Infiniminer американца Закари Барта. Собственно, Маркус и не скрывал, откуда растут ноги у его идеи. В середине мая 2009 года Маркус загрузил на YouTube ролик, демонстрировавший очень раннюю версию Minecraft, а в описании сообщил: «Это ранний тест клона Infiniminer, над которым я работаю. В игре, если я ее все-таки закончу, будет больше управления ресурсами и материалов». Впрочем, свое имя раскрывать широкой публике он не торопился, оставаясь в сети под ником Notch. Вскоре появилось и собственное название игры Minecraft, что в переводе на русский язык означает «горный промысел», хотя чаще встречается перевод с упором на семантику: «шахтерское мастерство». Это название перекликалось с популярными Warcraft и StarCraft.

При разработке Маркус ввел два серьезных новшества: он вел открытый для всех дневник создания игры и обсуждал с игроками их пожелания, просил писать подробные комментарии. А кроме того, вопреки сложившемуся на тот период тренду распространять игры по минимальной цене, а в идеале бесплатно, монетизируя их через рекламу, Маркус принял иное решение: продавать альфа-версию чуть меньше $13, а затем увеличить цену. Он не имел представления ни о маркетинге, ни о ценообразовании, ни о стратегии продаж – просто послушался своей интуиции, которая подсказывала: любого подталкивает к покупке ценник с корешком «скидка 50%».

-5

Едва он выложил альфа-версию за деньги и с предупреждением, что игра еще может вылетать, как начались комменты: «Ура, я построил мост!», «Я нашел алмазы», кто-то выстроил замок, а кто-то попытался изобразить фаллос, и «эта штука была настолько потрясной, что у меня Firefox упал прежде, чем я смог ее заскринить». Игра оказалась творческой, а творили – ну, кому что казалось нужнее.

Бета-версию он планировал продавать по $20, финальную – по $26. За сутки продажи «альфы» на его счет в PayPal упало около $150. Он сказал жене: «Если за день я смогу продавать игру больше двадцати раз, общая сумма будет равна неплохой зарплате, тогда я уволюсь с основной работы».

«Майнкрафта» не было ни в одном игровом магазине. Тем, кто хотел его приобрести, приходилось залезать на сайт Minecraft.net, созданный самим Маркусом, вводить номер банковской карты, скачивать и устанавливать игру самостоятельно. Летом на его счету оказалось $20 тысяч. Когда накопилось $150 тысяч, он распечатал выписку и повесил на стену в рамке. А вскоре за сутки купили 23 000 копий игры, ее брали примерно раз в три секунды! Тогда от PayPal пришло уведомление, что аккаунт Маркуса заблокирован, а сам он, Маркус, вероятно, вовлечен в преступную деятельность. Заблокировали примерно $860 тысяч.

В августе ему позвонили из США, из компании Valve Software. Маркус проворчал, что полетит только бизнес-классом. Возражений не было. Разместили его в городе Бельвю, где располагалась штаб-квартира компании, в фешенебельном отеле на последнем этаже небоскреба, откуда открывался великолепный вид. Ему предлагали работу, сулили учитывать все его требования, чудачества и капризы. Он ответил – «Нет», решив заняться разработкой игр самостоятельно. Minecraft’ом стала заниматься его собственная компания Mojang («фиговина» или «штукенция»), основанная Маркусом еще в мае 2009 года.

Почему и когда Маркус Перссон продал Minecraft

Когда говорят о феномене Майнкрафта, нередко звучит термин «вирусный маркетинг», игру эту сравнивают с соцсетями, и приводят примеры того, чем она с ними схожа. Действительно, каждому с первых шагов игры в 2009 году хотелось поделиться с другими геймерами своими достижениями, и так формировалось сообщество игроков, ведущих свой стаж аж с публикации альфа-версии, с 17 мая 2009 года. Явилось ли это результатом тонкой, продуманной стратегии, расписанного до мелочей плана, тонкого шахматного расчета? Да вы уже прекрасно знаете – ничего подобного.

Информационное общество живет по совершенно новым законам, многим до сих пор непонятным, а во многом - никому не понятным. Об успехе «вирусного маркетинга» можно будет говорить тогда, когда его удастся повторить, запланировав и рассчитав. А это не удалось пока никому.

18 ноября 2011 года Minecraft вышел в стабильной и продуманной версии, заточенный для ОС Windows, Linux и macOS с распространением через официальный сайт, для мобильников и планшетов, с 2014 года она появилась для всех возможных платформ, для PlayStation 4 и Xbox One, портирована на Nintendo Switch. Пришел не просто успех – игра стала самой значительной в десятилетии, она определила тренды развития игровой индустрии, и сделала счастливыми всех! кроме своего создателя. Ему стало скучно.

-6

Как-то его спросили: «Сколько у вас денег?»

– Возможно, это прозвучит банально, но я правда не знаю. Денег у меня сильно больше, чем нужно самому, и ими занимаются специально обученные люди в банке.

Ему самому совершенно не хотелось управлять компанией Mojang. Даниэль Розенфельд (больше известный под псевдонимом С418) – композитор, автор саундтрека к игре, высказался так:

– Маркус просто хотел, чтобы от него отстали и дали ему делать игры, на которые всем плевать.

В начале сентября 2014 года Маркус Перссон продал и права на Minecraft, и компанию-разработчика Mojang за $2,5 млрд. и вместе с другими разрабами покинул этот некогда веселый корабль.

Игры Маркуса Перссона

Еще в 2011 году, 2 марта, Маркус Перссон пообещал новую ролевую тактическую игру с элементами карточных игр и популярных настолок, под названием Sсrolls. Потом ее переименовали в Callers Bane («проклятие взывающего», или «звонящего по телефону» – как вам интереснее). Не пошло. Демоверсию можно даже где-то там бесплатно скачать по сей день.

А в 2012 году Перссон сообщил граду и миру, что начал разработку новой игры 0x10c. Действие ее должно было разворачиваться в космосе в 281 474 976 712 644 году; космические сражения, полеты к дальним планетам, строительство электронного супер-мозга. Этот проект тоже заглох.

Увы. Чудо не повторяется. Маркус пытался делать игры… на которые всем плевать.

Что сейчас с Маркусом Перссоном

Пожалуй, на этот вопрос ответить мог бы разве что сам Маркус Перссон. Но тут дело даже не в возможности найти его контакт и задать его лично. Знает ли он это сам? «Загвоздка в этом состоит». Да и не стремится он к общению со всеми подряд, как некогда, прочитав про себя массу гадостей. «Я не могу понять, почему люди в интернете такие злые. Когда видишь такие комментарии, кажется, что они даже написаны более крупным шрифтом». Да и сам он не то, чтобы добрый. Разработчицу Depression Quest Зуи Квин он публично назвал словом cunt, перевод которого вы найдете только в словаре крайних непристойностей. Его ненавидят феминистки за то, что он обозвал феминизм «социальной болезнью». В современное американское, да и в шведское общество он со своими консервативными воззрениями не очень вписывается.

Пытаясь примерить новый социальный статус, купил дом в 2100 квадратных метров (половина футбольного поля) за $70 млн, тратил в ночных клубах $200 тысяч за ночь – и убедился, что пропить, и даже проиграть полтора миллиарда не так уж просто, хотя в принципе можно. В Америке это крайне предосудительное поведение, но поскольку разработчики игр приравниваются к рок-звездам и богеме вообще, на него не обратили внимания. (А владелец инвестиционного фонда Бобби Аксельрод, из сериала «Миллиарды», у которого был реальный прототип, за покупку одному себе такого дома угодил под расследование федерального прокурора). В марте 2013 года Нотч развелся с женой – так что на тесноту вряд ли может пожаловаться. Завел проигрыватели и пытался накручивать реки, как реальный диджей. Поискал партнерш в Tinder’е. Не понравилось. Зажигал по клубам – оказалось дороговато даже для него.

-7

После продажи Mojang он написал всему миру открытое письмо, где есть такие слова: «Я стал символом, но я не хочу им быть. Не хочу нести ответственность за нечто огромное, чего я не понимаю и над чем не горю желанием работать. Но оно возвращается ко мне снова и снова. Я не предприниматель и не генеральный директор. Я просто увлеченный программист, который любит высказывать свое мнение».

Последние строки в письме – такие: «Мне не нужны деньги. Я просто хочу не сойти с ума».

-8

Периодически он высказывается и на общие темы, и об игровой индустрии. Занимается благотворительностью, а может быть, придумывает новые игры. Но чудо Minecraft повторить, увы, оказалось невозможно. Книги об этом уже пишут, а маркетологи ломают голову, как бы все же исхитриться и сделать что-то подобное – пока впустую.

Сестра Маркуса Анна завязала с наркотиками, вышла замуж, родила ребенка. Да и папаша вроде как завязал. Будем надеяться, что теперь им есть, о чем поговорить, кроме как о деньгах.

Сам Маркус, скорее всего, просто играет в новые игры - и придумывает их. К ним интереса пока никто не проявил.

Читайте также биографию еще одного экстравагантного персонажа — Джона Макафи:

Official GDC, Max Mustermann - computerspielemuseum-7, Mojang Studios, dalvenjah from USA, Muselsom Charlotte from Australia – PAX, Mike Cassano from Denver, CO, USA CC-BY, Forbes