После окончания института часто молодые и перспективные кадры планируют остаться преподавать на кафедре, особенно если занимаются научной работой (например, пишут кандидатскую диссертацию).
Какие же могут возникнуть сложности при работе на кафедре и какие перспективы в этой работе?
Давайте для начала рассмотрим положительные моменты.
1. Преподаватель «вечный студент».
Ничто так не мотивирует изучать последние новости медицины и вспоминать ее азы, как работа и занятия со студентами на кафедре.
Любой уважающий себя преподаватель всегда тщательно готовится к занятиям: читает актуальные рекомендации, знакомится с результатами последних исследований, готовит красочную презентацию по теме занятий, придумывает тесты и ситуационные задачи. Все это требует больших усилий и отнимает много времени. Однако врачи, которые занимаются исключительно практической медициной, обычно настолько устают на работе в больнице, что, приходя домой, редко что-то читают. Работа на кафедре и занятия со студентами обязывают готовиться к каждому занятию и штудировать интернет и книги, чтобы провести занятия на высшем уровне.
2. Совершенствование ораторских навыков.
Ежедневные занятия со студентами, включающие в себя чтение лекций, проведение практических занятий (разбор теоретического материала, клинический разбор пациента) — оттачивает ораторские навыки врача. Ведь цель педагогики достигается благодаря устной речи преподавателя. Речь призвана давать знания, научить студентов выражать свои мысли, грамотно говорить. Так же она должна вызвать интерес к дисциплине. Маловероятно студенты будут слушать с интересом преподавателя, который что-то бормочет себе под нос шепотом. А вот красивая, доходчивая, четкая и интересная подача материала – другое дело. Поэтому очень важно, чтобы педагог владел мастерством публичного выступления.
3. Обмен опытом с коллегами.
Возможность участвовать в различных конференциях, проходить стажировки и публиковаться в журналах. Существует множество мероприятий и программ, которые организует университет и сотрудники кафедр первыми узнают о предстоящем мероприятии.
4. Занятие научной деятельностью.
Возможность заниматься научной работой, используя гранты. В настоящее время грантовая поддержка является одним из способов реализации научных исследований в Российской Федерации. Материальная поддержка грантополучателям оказывается на безвозмездной основе с последующим отчетом об их использовании, что открывает перед исследователем громадные возможности участвовать в крупных исследовательских проектах.
5. Коллаборация с зарубежными коллегами.
Преподавание в университете предоставляет возможности для обмена опыта с коллегами из других ВУЗов и стран.
6. Постоянный заряд оптимизма и ощущение молодости от общения с молодым поколением.
7. Учитывая, что как правильно на кафедра работают уважаемые профессора и доценты, практикующему врачу, преподающему на кафедру всегда есть с кем проконсультироваться по поводу сложных клинических случаев, спросить совета.
8. Летние каникулы.
Одно из преимуществ, которые многие преподаватели ценят, является продолжительный отпуск летом и во время праздников. Неплохая возможность полноценно отдохнуть, восполнить силы перед новым учебным годом, провести качественное время с семьей и заниматься личными интересами или хобби вне школьной атмосферы.
9. Возможность карьерного роста
Начиная с ассистента кафедры и при упорном труде можно стать не просто заведующим кафедрой, методистом, завучем и даже занять высокий пост в дирекции ВУЗА.
Сложности.
А где же их не бывает? Спросите Вы…. Они встречаются на любой работе.
1. Большая нагрузка.
Работа преподавателем в университете, проходит в условиях значительной нагрузки: необходимо готовить лекции, придумывать тесты, задачи, проводить практические занятия, принимать экзамены, участвовать в исследованиях. Высокая интеллектуальная нагрузка, ответственность за качество преподавания, кафедральная работа – мелкие неудачи, отсутствие мотивации со стороны студентов, строгие требования администрации ВУЗа – могут создавать напряженность и приводить к стрессу. В то же время многие сотрудники кафедр продолжают практическую деятельность – работу с пациентами в стационаре, частной клинике или поликлинике.
Для того чтобы избежать профессионального выгорания важно планировать свое рабочее время, грамотно распределять интеллектуальную нагрузку и находить время в расписании для качественного отдыха.
2. Оформление текущей документации – от отчетов по освоению программ до ведомостей и других документов (работы с бумагами примерно столько же, сколько и студентов, это нужно понимать).
3. Языковой барьер при работе с иностранным студентами, владеющими языком на низком уровне. Создает значительные трудности для преподавателя в объяснении материала и его усвоении.
Помните главное, работу в данной сфере нельзя назвать простой, но это один из самых социально важных и благодарных видов деятельности.
Закончим фразой Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».