Найти в Дзене
ПоУшиВКино

“Самый пьяный округ в мире” (2012, Lawless): Идейно трезвые

Оглавление

“Самый пьяный округ в мире” впервые был показан 19 мая 2012 года на кинофестивале в Каннах (65th Cannes Film Festival) в официальной программе.

Криминальная биографическая драма “Самый пьяный округ в мире”, поставленная режиссёром Джоном Хиллкоутом (John Hillcoat), очень отличается от привычных гангстерских историй, причём имея в своём арсенале все их элементы – перестрелки, угрозы, кровь, деньги и ставки ‘не на жизнь, а на смерть’. Выделяет её среди прочих гангстерских историй то, что она получилась гангстерской историей для детей, но мне очень понравилась эта история. В ней как-то всё романтизировано, сказочно и легко, несмотря опять же на наличие револьверов, кастетов и пулемётов ‘Томпсон’, но здесь есть однозначные герои и однозначные злодеи.

Постер к фильму “Самый пьяный округ в мире”
Постер к фильму “Самый пьяный округ в мире”

Литературная основа

Сценарий написан рок-музыкантом Ником Кейвом по роману Мэтта Бондуранта 2008 года “Самый пьяный округ в мире” (Matt Bondurant – The Wettest County in the World). Кстати, это длинное название было первоначальным вариантом, с которым книга вышла из печати. Повторный тираж был под названием “Вне закона” (Lawless).

Мэтт Бондурант – американский писатель, он написал историю своих родного деда Джека и двух двоюродных дедов Фореста и Говарда.

В настоящее время он преподаёт литературу и писательское мастерство в аспирантуре по искусству и гуманитарным наукам в Университете Миссиссипи (University of Mississippi) в Оксфорде.

Музыкант Ник Кейв уже не первый раз сотрудничал с Хиллкоутом в этом фильме. До этого он написал сценарии к его вестерну “Предложение” (2005, The Proposition) и как со-автор к драме “Призраки гражданской смерти” (1988, Ghosts... of the Civil Dead). Поначалу Кейв не был заинтересован в адаптации чужого текста, но роман ему очень понравился – это была увлекательная, красиво написанная невероятная история с прекрасным балансом лиричности и крайней жестокости – потому он взялся за дело.

А так как Кейв выступил ещё и в качестве композитора в этом проекте, то вместе со своим постоянным музыкальным напарником Уорреном Эллисом он основал The Bootleggers, чтобы изучить блуграсс, жанр кантри-музыки, и сделать аутентичный саундтрек.

Сюжет

1931 год, время Сухого закона и Великой Депрессии. Братья Джек (Шайа Лабаф), Форест (Том Харди) и Говард Бондурант (Джейсон Кларк) живут в сельской местности штата Вирджинии – в округе Франклин, получившим прозвище The Wettest, самый пьяный, потому что там гнали алкоголь из всего, что произрастало из земли.

Братья промышляют контрабандой виски, прикрывая свой бизнес своим рестораном. Они поставляют хороший самогон всем подряд – и белым, и чернокожим, и представителям закона.

Их спокойствию приходит конец, когда в округе Франклин были назначены новые прокурор Уорделл и его помощник Чарли Рэйкс (Гай Пирс), желающий, чтобы все стали играть по его новым правилам. Но только Бондуранты сдаваться не планировали, потому Рэйкс объявил им войну.

У братьев получилась обратная влиянию алкоголя ситуация. “Алкоголь вызывает кратковременное расширение сосудов и круга друзей”, как говорил Сальвадор Дали. Так, выразив свой протест Рэйксу, они значительно расширили круг своих врагов.

Примечание

Рост незаконного производства и продажи спиртных напитков, бутлегерство, распространение подпольных заведений и сопровождающий их рост бандитизма и организованной преступности привели к ослаблению поддержки Сухого закона к концу 1920-х годов. В начале 1933 года Конгресс принял резолюцию, предлагающую внести в Конституцию 21-ю поправку, отменяющую 18-ю. И 5 декабря 1933 года 21-я поправка была ратифицирована – она положила конец Сухому закону.
Действие фильма разворачивается как раз в период заката действия Сухого закона, за два года до его отмены.

Название истории

Роман Мэтта Бондуранта “Самый пьяный округ в мире” называется в оригинале The Wettest County in the World. Слово wettest – превосходная степень прилагательного wet, в прямом переводе “мокрый” или “влажный”. Слэнговое значение – “употребление алкоголя” или “избиение до крови”.

Поскольку время действия, на которое приходится сюжет романа, это Сухой закон в США (The Prohibition Era), когда, согласно вступившей в силу 18-ой поправки к Конституции США, под запретом оказались производство, транспортировка и продажа алкогольных напитков.

Сторонников Сухого закона называли противоположным слову wet – "drys", и они называли закон борьбой за общественную мораль и здоровье. "Drys", или сухие, непьющие. Потому название романа правильнее переводить как ‘пьяный округ’, а не ‘мокрый’. К тому же сторонников алкогольной индустрии называли "wet".

Мысли и впечатления после просмотра

Историю рассказывает самый младший из братьев Бондурант Джек, который мечтал попасть в бизнес Фореста и Говарда, но они держали его на расстоянии, считая, что он слишком слабый для такого жестокого и кровавого дела. Доказательством того, что он не сдюжит, является открывающая сцена, в которой маленький Джек не нашёл в себе сил застрелить свинью.

Форест Бондурант – это основа бизнеса, он всё решает и отдаёт приказы, подпуская долю философии в свою речь. Говард предпочитает молчать, пить и ломать кости, если чувствует угрозу для их семьи, то есть это их каратель.

В целом Бондуранты создали о себе в округе впечатление, что они несгибаемые и практически бессмертные, особенно Форест. Но всё же у них есть слабое место – это красивые женщины. Форест не смог устоять перед Мегги Бьюфорт (Джессика Честейн).

Мегги Бьюфорт (в исполнении Джессики Честейн)
Мегги Бьюфорт (в исполнении Джессики Честейн)

Мегги, бывшая бурлекс-танцовщица, сбежала из Чикаго во Франклин, по её словам, чтобы отдохнуть от суеты большого города, но, на самом деле, от кровавых разборок между враждующими гангстерскими группировками, которые так или иначе затрагивали и её. Мегги – это метафорическая фея в этой истории, если ориентироваться на то, что она сделала для Фореста и уж, по сути, для Бондурантов в целом. Если бы она не вернулась в ту злополучную ночь, когда наёмники Рэйкса “надели” Форесту “сицилийский галстук”, судьба Бондурантов могла бы сложиться иначе.

Джек пал перед чарами Берты Минникс (Миа Васиковска), девушки-бунтарки из церкви, дочери данкера-проповедника. Джек и Берта – это Тони Монтана и Эльвира Хэнкок из параллельной вселенной. Так они мне видятся, особенно когда она примерила подаренное им жёлтое платье. Ховард – единственный из Бондурантов, кто позже своих братьев нашёл жену, как говорит голос Джека за кадром.

Берта (в исполнении Мии Васиковски)
Берта (в исполнении Мии Васиковски)

В истории есть два злодея, но разного вида. Гангстер Флойд Бэннер (в исполнении Гари Олдмана) и помощник окружного прокурора Уорделла коррумпированный Чарли Рэйкс.

Элегантный Бэннер с суровым взглядом, показательно расстреливающий автомобили на заправочной станции, чтобы показать, что с ним шутки плохи. Бэннер – это кумир Джека, что он даже вырезает заметки о нём из газет, такой сильный и властный, каким мечтает стать он сам.

В начале фильма есть сцена, когда Джек зачарованно смотрит на Бэннера, восхищаясь его свободой действий (тот расстреливал авто), о которой он сам только мечтает. Эта сцена напомнила мне драму Роберта Де Ниро “Бронкская история” (1993, A Bronx Tale), в которой мальчик Калоджеро попал под крыло короля мафии Бронкса, потому что не выдал его преступление. Только в драме Хиллкоута у Джека нет отца, который бы разделял мир на ‘плохо’ и ‘хорошо’, тот сам проходит свой путь, но, по сути, Калоджеро и Джек едины в одном – они проходят свой путь взросления в криминальной обстановке.

Во второй половине фильма Джеку удаётся доказать старшим братьям, что он способен делать то, что и они – то есть доставлять товар клиенту. Но это была только половина пути, потому что до настоящего взросления ему ещё предстояло сделать большую ошибку. Как во всех хороших историях, придерживающихся схемы ‘путь героя’, герой и познаёт успех, и тут же ради достижения высшей цели он должен что-то потерять. Джек теряет – ценой его ошибки является жизнь его друга, хорошего парня Крикета (Дэйн ДеХаан), который не был в чём-либо виноват. Вообще, это очень интересный персонаж – светлый луч во всей истории. Крикет, парень-калека, но крайне талантливый во всём, что он делает – разбирается и в механике, и в рецептурах алкоголя, и является надёжным другом для Джека.

Крикет (в исполнении Дэйна ДеХаан)
Крикет (в исполнении Дэйна ДеХаан)

Второй злодей в этой истории Рэйкс – полная противоположность Бэннера. Если у второго есть чувство чести и способность уважать людей по заслугам, то первый живёт ради того, чтобы подавлять и лить кровь. У Сергея Довлатова в “Заповеднике” сказано: “Что значит 'нажрался’? Да, я выпил! Да, я несколько раскрепощён. Взволнован обществом прекрасной дамы. Но идейно я трезв!” Так, Бэннер уважал Бондурантов за то, что они единственные в округе не пошли на поводу у нового прокурора и его пахнущего духами помощника, они одни остались по-настоящему взволнованы обществом дамы и, что важнее, – “идейно трезвыми”.

Чарли Рэйкс же резко выделяется на фоне и своих коллег, и гангстеров. В нём кипит чистое желание начисто уничтожить всех, кто не подчиняется, причём он упивается своей ненавистью к жителям округа, считая их обычными деревенщинами. Особенно его жажду крови раззадорили Бондуранты. Бэннер интереснее Рэйкса хотя бы тем, что обнаруживает в своём характере двойственность, а второй какой-то поверхностный. Весь его образ держится только на кровопролитии, но для него важно, что его руки и костюм остались чистыми, и афоризмах, имеющих подтекстом угрозы и оскорбления: “Вы даже не представляете, что автомат Томпсона делает с бессмертными” (он наивно полагал, что разберётся лишь с помощью стрельбы) или “Я стараюсь не пить из грязной посуды” (сказал в адрес Мегги, давая понять, как он к ней относится).

Этот фильм показывает о распространении жестокости, причём для неё нет границ. Запрет только порождает усиленную её волну. Сухой закон был введён для снижения производства и потребления алкогольной продукции, но получилась обратная картина. На примере же Мегги Бьюфорт показано, что смена географии не влияет на качество спокойствия – она хотела спрятаться от суеты и криминала большого города, но нашла всё то же самое и в деревенской местности. Здесь тоже есть гангстеры, коррупция, разборки и жестокость.