Люди часто забывают, что Литургия – время сосредоточения на молитве, памяти о Боге, Его присутствии рядом, как никогда. А мы смеем разговаривать, обниматься, целоваться, даже когда уже служба началась. И слышен подчас во время неё уже не хор, а разговоры и обсуждения. Но даже здесь есть выход. Самая важная и короткая молитва, которая разгонит все помыслы: «Господи помилуй». Иисусова тоже очень подходит, но первая помогает сосредоточиться, внимать себе, слышать слова, молитвы, возношения священника к Богу. Потому важно быть христианином, не на букве слова, а на действии. И не попадать под категорию: "Лучше бы вы не крестились...?"Это – страшные слова, во многом относятся к каждому из нас. Почему? Ответ на этот вопрос читайте в нашем телеграмм канале. Протоиерей Василий Ермаков старательно на него отвечает здесь: https://t.me/molitvaikona/7626 .
Ответ иеромонаха Назария (Рыпина):
Почему мы не можем собраться? Потому что у нас нет страха Божия, любви к Богу тем более. Не случайно Священное Писание говорит:
«Всели в мя корень благих, страх Твой в сердце мое».
Безусловно, это то начало, без которого невозможно хоть как-то настроиться на духовную волну, и каким-то образом сделать способным свое сердце вместить Божью благодать и присутствие Божие.
Вторая помощь нам – это память о Боге, о том, что мы предстоим пред Ним. Не перед простым начальником, от которого зависит наша заработная плата, служебное положение, а зависит вся наша жизнь, наше спасение. Потому нужно трепетно отнестись к Божественной Литургии, благоговейно. Ведь все то время, что мы пробудем час может возвысить нам, приблизить к Богу, очистить, дать силы. Или же просто мы простоим как истуканы, будем думать о своем и не получим той пользы душевной, которую могли бы стяжать, если бы отбросили все мысли суетные и думали только о том, перед Кем мы предстоим. Стыдно стоять эти крохотные меньше два часа, а думать, о мирском, пустом, суетном.
Мы много хотим, а малого для Бога не можем выстоять, послушать, быть внимательным хоть немного, совестливее, честнее перед Богом и самим собой.
Важно осознавать, что я не совершаю какую-то вычитку положенных правил, а словами этих правил пытаюсь помолиться Богу, пытаясь хоть как-то вступить в диалог с Творцом. И понятно, что мы не ждем какого-то непосредственного ответа, но, безусловно, должны понимать, что Господь нам отвечает через какие-то обстоятельства нашей жизни, через внушения в наше сердце, так или иначе.
Безусловно, не нужно быть слишком легковерным и ожидать очень многого, потому что так можно впасть тоже в крайность и быть обманутым демонами, которые пронырливы, пытаются войти в контакт с человеком, навязать ему свою волю.
Страх оскорбить Бога. Пусть сперва это может быть рабский страх. Потом уже страх потерять свою мзду. В конечном счете, страх сына – страх оскорбить Творца и его любовь. Вот об этом нам нужно помнить и таким образом настраиваться на молитву.