Дети скорее травмируются, когда их нельзя травмировать (ограничивать, фрустрировать), т.к. становятся слишком хрупкими.
Агрессия – это часть жизни, и бороться с ней деструктивно.
Все формы агрессии имеют одну общую черту – это попытка контролировать и воздействовать на ситуацию с тем, чтобы совершенствовать себя или окружение.
2 вида агрессивного поведения:
1. Защитное – врождённое, направлено на адаптацию, где нет желания разрушить. Такое поведение НЕЛЬЗЯ тормозить, т.к. подрываются защитные механизмы и как результат – подавленная агрессия. Пример: приехал дядя в гости и отвесил пендель мальчику, тот пытается ответить. Мама: “Дядю бить нельзя! Приличные мальчики так себя не ведут.” Мальчик сделает неправильные выводы.
2. Враждебное – возникает в течение жизни (с 6 мес.) в неприятные моменты, связанные с неудовольствием. Здесь есть желание разрушить, навредить. К концу 1-го года появляется ярость и гнев по причинению вреда другому. Ярость – это первый неокультуренный механизм, выражающий неудовольствие. Такое поведение тормозим и обучаем социально приемлемым способам. В этом же возрасте появляется реакция переноса агрессивного импульса. Например, мама шлепнула по попе, ребёнок бросает куклу в другую тётю (выражение агрессии сместилось на тётю, т.к. на маму злиться не безопасно).
Как происходит окультуривание агрессии: сначала ребёнок бьёт в семье младшего брата (сиблинга), потом идёт в сад – бьёт другого ребёнка, затем выражает агрессию на игрушке, а после говорит о ней словами.
Разберём пример:
Папа: “Пойди дай сдачи!” (инстинктивный способ самозащиты).
Мама: “Пойди пожалуйся!” (более зрелый вариант, т.к. учит выражать эмоции словами).
Какой вариант вам больше нравится?
"У ребенка должно быть разрешение защищать себя!"
Проблемы с агрессией и страхами у детей начинаются, когда появляются проблемы с границами у родителей. Когда ребёнок получает структуру определённых правил в семье, он чувствует себя устойчивым, защищённым, в безопасности.
А какие правила в семье есть у вас?
У ребенка больше страхов и кошмаров, когда нет границ в семье. Вопрос с границами решается в 3-5 лет.
Ребёнок чувствует тревогу, когда его никто не защищает от его агрессивных импульсов, т.к. сам он редко может себя регулировать. Это задача взрослых (ограничивать, структурировать ребенка).
Почему случаются истерики (агрессивный импульс) у детей?
Пример: ребёнок в магазине падает на пол, бьётся головой, просит купи! Маме стыдно, чувствует себя плохой. Для ребенка: его не любят, мир рухнул, сильная фрустрация (ситуация неудовольствия), т.к. он уже очень много раз сталкивался с тем, что ему нельзя. Потому что у таких детей очень не структурированы родители. Как правило такие родители либо все позволяют, либо все запрещают (по настроению).
Если нарушаются границы в семье, у ребенка в голове появляется хаос.
Правила не равно унижение, насилие, издевательство. У некоторых родителей есть ключевая идея: "Мне нельзя было, а моему ребёнку можно!". Со стороны родителя это про попустительство, что ведет к вседозволенности.
"Важно понимать, что для ребенка 3-5 лет счастье в структуре, а не во вседозволенности!"
Как родителю помочь ребенку справиться с агрессией?
1. Наблюдать. Важно замечать предвестники агрессивного поведения у своего ребёнка (устал, голодный, обидели и т.п.).
2. Быть рядом, не оставлять ребенка в такие моменты одного. Ему нельзя сказать: “Иди в свою комнату, успокоишься и потом придешь”. Важно помогать ребёнку справляться с агрессией и обучать социально приемлемым способам выражать её (называть чувство, понимать что расстроило, топать/рычать/кричать/рвать и т.д.).
3. Устанавливать границы/правила + проводить с ребёнком время, играть, занимать чем-то (без гаджетов).
4. Для проживания агрессии важны сказки с антигероями, ужастики/страшилки (по возрасту). Агрессивные импульсы ребёнка проецируются на “плохих” персонажей.
5. Правило 3-х П:
П—последовательность
П—предсказуемость
П—постоянство
Если вам было полезно поставьте 👍
Буду рада вашим комментариям.