Найти тему

ДВЕ ГЕРОИНИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ МИФОВ ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННЫХ ПИСАТЕЛЬНИЦ

Оглавление
Результат генерации нейросети на тему "Цирцея и Ариадна гуляют по берегу моря"
Результат генерации нейросети на тему "Цирцея и Ариадна гуляют по берегу моря"

Любите ли вы мифы, как люблю их я? А древнегреческие? Или других не знаете? Ну, на нет и суда нет. Тем же, кто заинтересовался, сегодня расскажу немного, растёкшись по привычке по древу, о двух свежепрочитанных книгах. Не сказать, что свеженаписанных. Одна 2018, вторая 2022 года. Но этот факт их значения не умаляет.

Книги М.Миллер и Д.Сэйнт про нелёгкую судьбу женщин в древнем мире. И в современном тоже. В основе известные и малоизвестные мифы. Без придумывания и приукрашивания. Это большой плюс. В наше время без этого редко обходятся. Оказывается, можно.

Итак, как говорил первый человек в космосе: «Поехали!»

Обложка книги от продавца на "Озоне"
Обложка книги от продавца на "Озоне"

М.Миллер. Цирцея

Книги Мадлен Миллер, судя по последним событиям, вскоре могут стать у нас библиографической редкостью. Надеюсь, за чтение их не начнут привлекать к ответственности. Я вроде бы успел до начала подобных процессов. Эх, жалко будет удалять этот материал, если начнут гонения!

Автора «Песни Ахилла» и «Цирцеи» я к своим любимым вряд ли когда-нибудь отнесу, но надо отдать ей должное: истории она рассказывает интересно, сочно. Пожалуй, с чувствами перебирает немного. О любви Патрокла и Ахилла я так и не смог дочитать до конца. Уж слишком глубоко погружение в сам процесс. Такое действительно стоит от детей прятать, если не хотите, чтобы они стали теми, кем боялся стать герой песни группы «Ленинград», начинающейся словами: «В чёрном-чёрном городе чёрными ночами…»

Оставим молодых голубков в покое – поговорим о других героях мифов. М.Миллер смогла меня заинтересовать другой своей книгой в первую очередь тем, что выбрала в качестве главного героя Цирцею – не самую популярную древнегреческую богиню. Кстати, Цирцеей для эллинов она не была. Они звали её Кирка. Как и автор книги. Надеюсь, переводчица знала, что делала.

М.Миллер за основу взяла ту версию мифа, где родителями Кирки-Цирцеи являются Гелиос и Персеида. Мифы ведь, как известно, имеют множество вариантов. Есть такие, где отцами Кирки, например, являются Аполлон или Ээт. Родственные связи у древнегреческих богов и героев очень тесно переплетены. Только специалисты могли распутать. С одним из таких, сыном Одиссея, в книге можно познакомиться. Ох уж эти родословные! Племянницами Кирки были, кстати, Медея, пособница Ясона, и Ариадна, подельница Тесея. Слышали, может, такие имена? А племянника Цирцеи уж точно знаете! Это тот самый Минотавр, к убийству которого оказалась причастна Ариадна. Братоубийством обе племянницы Кирки белы рученьки замарали. Что характерно, сожалели о содеянном. И, естественно, на преступлении счастья личного не построили. Но об Ариадне ещё пойдёт речь ниже. Скажу лишь, что Миллер выбрала вариант мифа, в котором дочь Миноса и Пасифаи погибла от рук Артемиды, так и не вкусив прелестей супружеской жизни с Дионисом.

Повествование ведёт сама героиня, так что мы, читатели, становимся зрителями, можно сказать, изнутри. И того, как она «помогла» Главку сделать олимпийскую карьеру (причём без прыжков с шестом обошлось, чего нельзя сказать о предательстве). И того, как поспособствовала Сцилле (помните Сциллу и Харибду?) стать величайшим морским террористом своего времени. Впрочем, чем породила, тем и убила, как говорили когда-то в школьных сочинениях про Тараса Бульбу: возлюбленная Главка была мастерски отравлена колдуньей с острова Ээя.

Кирка (всё-таки переводчица не совсем права) – образец сильной женщины, пытавшейся своими силами достичь счастья. Множество сложнейших препятствий ей приходится преодолеть за очень долгие годы жизни. Главное – воля бессмертных богов-олимпийцев (WADA, по-нашему). С самой Афиной (эта дама покруче NATO будет, хотя методы похожи) схлестнулась. Едва до рукоприкладства не дошло.

М.Миллер предлагает интересную версию того, как Одиссей остался у Кирки. Мол, сам предложил. Потом, естественно поматросил и бросил. Все они такие. Мужики, все как один, похотливые, тщеславные ублюдки. И Главк, и Гермес, и Одиссей, и даже Дедал не понимают ту, которая их любила. Один Телемах понял. Это сын Одиссея и Пенелопы, отказавшийся от сказочной карьеры, предложенной ему Афиной. Тётя Кирка, как вы уже догадались, с ним тоже «возлегла». У греков с этим было просто. Пол и возраст, естественно, не помеха. Что интересно, миф о Телемахе и Цирцее заканчивается, как водится, трагедией: мужик всё-таки оказался козлом, склонил к сожительству дочку Кирки Кассифону и убил бывшую богиню, по совместительству колдунью. У Миллер они жили долго и счастливо, старели и разваливались, как российская промышленность.

Внимательные читатели (а на Дзене читатели очень внимательные – цензоры, запретившие книги М.Миллер в России, явно здесь учились ошибки находить и за ошибки привлекать), конечно, успели заметить, что я в этот раз не боюсь спойлерить. Поздно бояться: взялся за гуж. Но главное – это ж мифы! Несмотря на вариативность сюжетов, ничего нового, своего, М.Миллер не написала. Разве что мысли и чувства. Уж это пересказывать не берусь. Герои более чем знакомые. Ну, кто не знает Телегона! Или Ээя! Шучу. Родственников Кирки (впрочем, как и её саму) широкая общественность обошла вниманием. Тем более такая широкая, как наша. Сверхначитанная, сверхобразованная, со школьных лет привыкшая ошибки у блогеров находить. Спасибо школе! Особенно за то, что всякие античные одиссеи-ахинеи там не проходят. А что там проходят? Правильно! Мимо! Всем «пятёрки» сегодня – дневники мне на стол.

Обложка книги на языке оригинала
Обложка книги на языке оригинала

Д.Сэйнт. Ариадна

Образ очаровательной Ариадны, любившей танцевать, засиял ещё более яркими красками у Дженнифер Сэйнт. Героиня одноимённого романа олицетворяет беспросветную женскую судьбу. Типичную судьбу древнегреческой женщины. Рождённой на потеху мужланам. И бессмертным олимпийцам, мстительным, жестоким, бесчеловечным. «Вот такая вот вечная молодость», – как пел некогда автор «О любви» и «Перекрёстка».

Историю сердобольной девушки, ради неизвестных чужестранцев пожертвовавшей братом (по совместительству критским чудовищем) и собственным благополучием я, конечно, и до Д.Сэйнт знал. По сюжету вопросов нет. Всё так.

Многие знают, откуда пошло выражение «нить Ариадны» (клубочек дала Тесею, чтобы вывел афинян из Лабиринта), но мало кто догадывается о том, что было потом. А потом было много чего. В частности подлое предательство Тесея, множество обманов со стороны мужланов, игры богов… Вообще-то, и до убийства Минотавра было много интересного. В частности, изобретательность похотливой Пасифаи (мамаша Ариадны) и золотые руки Дедала, чьим станком так дорожила Цирцея. Да, весьма интересно появление на свет критского быкочеловека. У М.Миллер деталям этого процесса тоже много внимания уделено. Д.Сэйнт делает упор на то, что и Пасифая – жертва мужлана в лице Посейдона. Мол, недовольный её муженьком Миносом, властитель морей внушил ей противоестественную страсть к быку. Ага, и тут как нельзя кстати под рукой оказался талантливый мастер Дедал. Поддержал даму в трудную минуту. Точнее его аппарат поддержал. И быка, и Пасифаю. В общем, бр-р-р. Кое-где, говорят, такое и по сей день не возбраняется. Если по обоюдному согласию. А что? Всегда можно на какого-нибудь Посейдона сослаться. Мол, не виновата я, он сам пришёл.

К оргиям у писательницы неподдельный интерес. Она выбирает вариант мифа, где Ариадна становится женой Диониса. А где Дионис, там, как известно, и менады. И оргии. И одними умерщвлёнными, а затем воскрешёнными козлятками там не обходились. Как говорится, выпил – закусил. Чем бог послал. А он, кстати, и не особо посылал – всё под рукой. Знаете, какое прозвище было у Диониса? Как у Александра II. Освободитель! От всех проблем освобождал. Сами знаете чем. C2H6O, или C2H5OH, или CH3CH2OH. Ну, это только для сограждан Менделеева понятно. Греки ж даже вино разбавляли. Представляете! И как они только это пойло в себя опрокидывали? Дикие люди!

Ариадна – настоящий миротворец. Не то что всякие там зелёные береты. Или эти, которые «сало, яйки, ахтунг». И братца-людоеда ей жалко, и сестрицу, замутившую с тем самым Тесеем, а потом положившую глаз на его бастардика. И, конечно, Персея с Дионисом. Тоже, кстати, незаконнорождённых. Их папашка Зевс куролесил – только всякие Леды-Европы-Алкмены рожать успевали. А его законная жена (по совместительству единоутробная сестрица) Гера сразу начинала мстить бедным обесчещенным женщинам и их деткам. Алкид не даст соврать. Хотя… Выпил – закусил – накуролесил, а потом можешь всем доказывать, что это всё я не я, а происки мстительной Геры. В итоге всё равно бедным бабам расплачиваться. Что, собственно, и следовало ожидать в женоненавистническом мире Древней Греции.

Медуза, которую Ариадне было очень жалко, таки её достала. Вывод: добрые дела наказуемы. Это и ежу понятно. Хотя чего там доброго Ариадна могла бывшей красавице Горгоне сделать? Тем более когда её голова в короне из змей на щите Персея красовалась. Финита ля комедия. Точнее трагедия. Всё в очередной раз заканчивается наказанием невиновного. Ужасно. И вроде не поспоришь с фактами, но подача и выбор гнетут. Мягко говоря.

История про Цирцею мне понравилась больше. конечно же, из-за непопулярности. Почему-то греки волшебство не так любили, как бряцание оружием или мускул-шоу. Сейчас наоборот: Геракл, Персей и Тесей кажутся накачанными идиотами. Особенно тем, кто только про 12 подвигов что-то слышал. А про сотню-другую детей Алкида-Геракла-Геркулеса слышали? А должны бы! У нас многодетные отцы с нынешнего года тоже герои. Вот вам и образец для подражания! Так сказать, национальный идеал. В условиях нехватки нормального мужского материала – однозначно.

Книги похожи. И потому, что переводчица одна и та же над обоими романами трудилась (Л.Тронина). И, конечно, потому, что герои книг тесно связаны. Родственники. Ближайшие. Правда, у Миллер Пасифая та ещё стерва (ну и ещё пара определений на ту же букву), а у Сэйнт такая же жертва мужланов и богов, как все остальные древнегреческие бабы. И у Ариадны разные финальные истории. У Миллер короткая, с прямым боговмешательством, а у Сэйнт с растянутой на сотню страниц агонией и смертью не напрямую от Геры. Сложная такая многоходовочка: мстит мужу за измену, то есть ссорит его сыновей, но не пуляя в них чем ни попадя, а заставляя страдать… через окаменение Ариадны. Агата Кристи такие детективные дебри любила. Наверное. Хотя если с человеком такое сотворить, что сделали с Ариадной, полюбить это ему было бы трудно.

Надеюсь, статья вам хоть чем-то понравилась. Жду обратной связи для выбора тем. Рекомендовать ничего не буду: читают меня люди взрослые, самостоятельные. Нравится мифология – прочитаете. Действительно нравится – уже прочитали. Я ж не карманный рекомендатель. Ну, или как там это называется на языке продавших душу издательствам блогеров. Это честный обзор плюсов и минусов двух весьма занимательных книг. Написаны они ярко, образно. Есть над чем подумать. Но когда речь идёт о мифах, всегда надо помнить, что настоящий их конец всегда либо ужасный, либо очень ужасный. И тут хоть обспойлерись, всё равно эффект будет сногсшибательный.

Приятного чтения!