Найти тему
Радио 7 на семи холмах

Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия»

А знаете, сколько записей в каталоге фирмы «Мелодия»?

Всесоюзную фирму грампластинок «Мелодия» (ныне – ФГУП «Фирма «Мелодия») основали в 1964 году и она празднует юбилей в этом году. И сегодня каталог «Мелодии» в области классической, народной и популярной музыки включает в общей сложности 238 тысяч аналоговых записей и 30 тысяч редких записей на пластинках, самая ранняя из которых датирована 1933 годом. Это огромное культурное достояние, включающее в себя записи Рихтера, Козловского, Качалова, Утесова, Райкина… Да просто невозможно перечислить имена сотен великих отечественных артистов, да и многих зарубежных, составляющих гордость этого каталога. Всего «Мелодией» было выпущено почти 76 тысяч винилов всех форматов (миньоны, гиганты, гибкие на 78, 45 и 33 оборота в минуту). Ее продукцию хорошо знали в 90 странах – на половине земного шара. Пожалуй, самый грандиозный проект, осуществленный «Мелодией» в советские годы, связан с коллективом Государственного академического симфонического оркестра СССР и его руководителем Евгением Светлановым. «Антология русской симфонической музыки» – на сегодня трудно было бы назвать более монументальную серию, когда-либо осуществленную в мировой практике звукозаписи. На ее создание ушло более 25 лет. Сотни часов русской музыки полутора столетий – в них вошли не только всемирно признанные шедевры Михаила Глинки, Петра Чайковского, Александра Бородина, Николая Римского-Корсакова, Модеста Мусоргского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина и Игоря Стравинского, но также запись всех оркестровых произведений Александра Даргомыжского, Милия Балакирева, Александра Глазунова, Сергея Танеева, Анатолия Лядова; сочинения менее известных, но воссоздающих полную картину русского музыкального искусства композиторов Николая Метнера, Антона Аренского, Василия Калиникова, Сергея Ляпунова… Под управлением Евгения Светланова Госоркестр СССР также осуществил запись всех 27(!) симфоний Николая Мясковского.

Мясковский это не только лауреат пяти сталинских премий и крупнейший симфонист начала ХХ века, но и отличный музыкальный педагог и критик. В течение всей жизни он дружил с Сергеем Прокофьевым и Константином Сараджевым -- основателем советской дирижерской школы. Во время учебы Николай Мясковский познакомился с учеником А. Никиша К. Сараджевым, тогда дирижёром московских «Вечеров современной музыки» и концертов в Сокольниках, на которых были впервые исполнены многие его ранние произведения. Что это были за вечера? На Сокольническом кругу собиралась публика и под открытым небом главный дирижёр летних Общедоступных симфонических концертов в Сокольниках взмахивал палочкой... Здесь были исполнены произведения многих русских и зарубежных композиторов впервые, по манускриптам. Так за 4 месяца 1910 года Сараджев дал 31 концерт, исполнив 50 крупных и 75 менее масштабных сочинений (К. Дебюсси, И. Ф. Стравинского, М. Равеля, С. С. Прокофьева, Н. Я. Мясковского — впервые). И в Сокольниках впервые в Москве был исполнен цикл всех симфоний Бетховена.