Найти тему
Наша Психология

Все оттенки черного. Черный цвет в психологии, в искусстве, в жизни

Оглавление

Почему люди носят черную одежду? Что заставляет их предпочитать машины, технику и другие вещи черного цвета, прятать за ним не только контуры своего тела, но и всю свою жизнь? Восприятие цвета полностью зависит от психики человека, его бессознательного, считает психоаналитик Дмитрий Ольшанский.

Цвет – это особый знак, свое истинное значение он приобретает только в контексте, в сочетании или в противопоставлении с другими цветами. Вариации черного в соотношении с другими цветами безграничны. В противопоставлении «черный – белый» речь определенно идет о создании контраста и скорее о письме, чем о живописи. В системе «цветной – черный» функция черного совсем иная, чем в сочетании «черный – темный».

Мифы о цвете

В психологии, рассматривая цветовые ассоциации, часто апеллируют к физиоморфизму, который связывает восприятие гаммы с явлениями природы: красный – это кровь, символ страсти, желтый – свет солнца, цвет радости, черный – это земля, цвет смерти. Наивность такого подхода заметна уже хотя бы по тому, что ассоциации эти основаны просто на воображении. Воображение у всех людей разное, поэтому для одного черный пробудит воспоминания теплоты материнского лона, защищенности и безмятежности, для другого – темной ночи, полной тайн и загадок, для третьего – весенней пашни.

Второе заблуждение заключается в апелляции к физиологии и исследованиям головного мозга, которые утверждают, что черный цвет и оттенки темно-серого действуют на кору головного мозга успокаивающе.

Уловки бессознательного

Следует понимать, что восприятие цвета полностью зависит от психики человека, его бессознательного, памяти и от той языковой среды, в которой он живет. Хорошо известны случаи, когда из-за пережитой травмы человек просто переставал различать цвета, которые напоминали ему о болезненном событии в прошлом, хотя с цветовыми анализаторами головного мозга у него все было в порядке.

Также известны случаи, когда после пережитых событий пострадавший начинал более остро различать оттенки цветов, хотя ранее такой особенности за собой не замечал. Вступая в свои права, именно бессознательное определяет, будет тот или иной цвет вызывать положительные или негативные ассоциации, сможет ли вообще человек различать его среди других цветов.

Функции черного цвета

Антрополог Леви-Стросс убедительно доказал в своих исследованиях, что восприятие реальности зависит от структуры языка. Для тюркских народов слово «черный» созвучно со словом «великий», поэтому многие возвышенные объекты и явления они называли словом «черный»: Каракумы, Карабулак и прочее. Для француза «черный» (нуар) будет связан со стилем прет-а-порте или с выражением être noir (дословно «быть черным»), то есть «напиться в хлам». Для русских восприятие черного цвета задано такими выражениями, как «припасти на черный день», «работать по-черному» и другими. То есть восприятие цвета задается языковым миром, в котором мы живем, а вовсе не его положением в цветовом спектре, воображаемым уподоблением силам природы или строением головного мозга, которое мало чем отличается у тюркского кочевника, пижона из Картье Латен и русского шахтера.

В европейской культуре черный воспринимается не как цвет, а как функция. Прежде всего, черный – это цвет письма. Графические символы традиционно писались черным цветом, современный текст, который мы читаем на экране своего компьютера, тоже черный по белому, хотя можно использовать любые контрастные цвета.

Черным мы пишем, черным делаются оттиски гравюр, такова традиция. И это является достоверным подтверждением, что черный – не цвет, а функция письма, которая заключается в создании контрастности. Даже в том случае, если мы наносим письмена на бумагу каким-то другим цветом, все равно мы называем жидкость «чернила». Чернила могут быть красного, синего, зеленого цвета, но все равно они исполняют функцию «чернения».

Вторая функция, которую исполняет черный цвет, – это функция стирания. Черным цветом не только пишут, но и зачеркивают. Это цвет цензуры, отрицания, замазывания, набрасывания покрова, создания тайны. В Европе в Средние века существовало понятие «черный рыцарь», обозначавшее вовсе не витязя, одетого в черное, а персону, скрывающую свои геральдические символы, впрочем одежда могла быть и яркой. Позднее так стали называть человека, желающего сохранить инкогнито, отсюда и черный цвет маски, которую надевали на лицо или просто держали в руках. Это означало, что персона желает остаться неузнанной и не хочет, чтобы знакомые ее приветствовали. В данном случае мы убеждаемся, что черный – это вовсе не цвет, а символическая функция сокрытия.

В-третьих, в истории классической живописи, особенно во фламандской школе, мы находим множество примеров того, что черный исполняет функцию идеального фона. Вспомним, например, Рембрандта, у которого основной образ точно вываливается на нас из глубины тьмы, будто бы случайная ладонь света выхватывает его из океана черноты. Очевидно, что черный для Рембрандта – это не цвет, а условия всякого возможного цвета, подкладка любого образа, основа каждого изображения. Все начинается с темноты мировой ночи и возвращается в исполинскую тьму. Художник лишь создает свет и видит, что свет хорош, и отделяет свет от тьмы. Во всей классической европейской живописи черный цвет является символом идеального пространства.

Точка в искусстве

Авангардная живопись также стремится включить черный цвет в палитру красок. В этой связи нельзя не вспомнить Казимира Малевича, у которого этот цвет становится концентрацией всех остальных оттенков. Его «Черный квадрат» вбирает в себя все возможные изображения, цветовые решения, формы и образы. В его картине представлено все сразу.

Но и у Малевича черный выступает не как самостоятельный цвет, а как символ концентрации всех остальных цветов и образов, знак преодоления палитры и коллапса классической живописи. Точка в искусстве. То есть «Черный квадрат» – это скорее форма письма, знак препинания, чем живопись. И совершенно правы те, кто говорит: «нарисовать черный квадрат может каждый», действительно, так нарисовать несложно, а вот поставить квадратную точку в искусстве смог только один.

Наш современник Пьер Сулаж активно работает с фактурой черного цвета, придавая объемное измерение. И у него мы тоже видим, что характерный цвет работает не как часть палитры, а как элемент пространства: художник наделяет его объемом и фактурой. Как говорит сам художник, главное желание в творчестве – заглянуть по ту сторону черного цвета.

Художники нас убеждают, что как для классической живописи, так и для авангарда и современного искусства черный не является цветом, он является знаком. И именно в этом качестве он фигурирует в европейской культуре. А что для вас значит черный цвет, какие ассоциации, эмоции вызывает?

Полезно?

ДМИТРИЙ ОЛЬШАНСКИЙ психоаналитик, научный сотрудник Института клинической медицины и cоциальной работы им. М. П. Кончаловского (Санкт-Петербург) и Institut des Hautes Etudes en Psychanalyse (Paris)

Источник:
https://www.psyh.ru/vse-ottenki-chernogo/
© Наша Психология