Однажды на одном из сайтов мне попалась статья из газеты "Труд", про запуск очередного фирменного поезда, который соединил столицы двух союзных республик. Статья гласила, что накануне 70-летия Октябрьской революции был запущен фирменный поезд "Немига" сообщением Минск-Киев. Мы уже как-то вспоминали поезд, соединивший четыре столицы союзных республик: Ригу, Вильнюс, Минск и Киев. Ну в принципе то, что между Минском и Киевом вполне мог быть запущен еще один поезд в советские годы, у меня вопросов не вызывало. Всё-таки миллионные города. И полез я его искать. То, что я его обнаружу в справочнике 1987 года - в этом я ну прямо очень сильно сомневался. Поскольку понятно, что в печать справочник был подписан явно в 1986 году, когда о запуске поезда и точном его расписании речи и не шло. Поэтому сразу открываю справочник за 1988 год и... нет никакого Минск-Киев в таблице, в которой сведены поезда по всем направлениям. Полез уже традиционно искать по конкретным таблица, зная , что в свод не всё попадает. Хотя чтобы туда не попал поезд Минск-Киев... Ну это уж как-то чересчур. И тут прямо на таблице 7' как черт из табакерки выпрыгивает поезд № 606 сообщением Киев-Минск. Понятно, что никакого имени "Немига" рядом с этим составом не значится. Мне, конечно, как-то уже встречались именные поезда с 600-ми номерами, но чтобы Киев-Минск... Но больше никакого поезда Киев-Минск и обратно нет.
Отправлялся он из Киева в 19:53. В 21:24 оказывался в Нежине. Неплохая такая скорость - за 1,5 часа 126 км. Это ж больше 80 км/ч средняя!
В 23:10 поезд прибывал в Чернигов и после очередной 10-минутной стоянки отправлялся далее в направлении Гомеля. Какой интересный вокзал в Чернигове:
По пути на Гомель у поезда было две небольших станции Голубичи и Горностаевка и глубокой ночь.ю в 01:53 он оказывался в Гомеле. Здесь скорость была уже намного ниже - 194 км за 4 часа 19 минут - это лишь около 45 км/ч.
После 15-минутной стоянки в Гомеле он через Буду-Кошелев двигался на Жлобин, куда прибывал в 03:29. Здесь была последняя хоть сколько-нибудь длинная остановка (и то всего 10 минут), после чего в 04:30 была ст. Березина, затем в 05:15 Осиповичи, в 06:00 - Пуховичи и в 07:10 - Минск. Итого время в пути составляло 11 часов 17 минут. для поезда 600-й нумерации образца 1988 года вполне неплохой был показатель.
В 1995 году я его снова не наблюдаю ни в сводной таблице, ни уже на конкретных листах справочника. А вот в расписании 2004 года я нашел этот поезд уже с № 85/86. Из Минска он уходил в 21:07. Шел тем же маршрутом с теми же остановками и в 02:09 оказывался в Гомеле. 304 км за 5 часов 2 минуты. Скорость выше 60 км/ч. Для наших и белорусских железных дорог это уже можно считать гроссмейстерским результатом.
Далее была таможня и вместо станции Голубичи поезд останавливался на станции Терюха. Потом были Чернигов, Нежин и в 08:45 он прибывал в Киев. Время в пути 11 часов 38 минут.
Был он в ходу и в 2009 году. № 85/86 сохранился. Из Минска уходил в 20:50. Вместо станции Березина главной остановкой стала уже собственно станция Бобруйск в этом городе. Перед Жлобиным добавился еще и Красный Берег. В Гомеле поезд оказывался в 01:56. На 17 минут раньше вышел из Минска по сравнению с составом 2004 года, на 13 минут раньше оказался в Гомеле. Всё стабильно. В Киев он прибывал в 08:51, то есть время в пути было 12 часов 01 минута.
Скорее всего, он и носил имя "Немига" в 2000-х гг. Мог ли он так называться в 80-х. Теоретически - да. Практически - жду ваших комментариев по этому поводу. Сейчас поезда, конечно, нет.
Ну а само имя Немига - тут история не менее захватывающая. Речки с таким названием уже тоже нет. Ну или почти нет. Упрятана она целиком в коллектор в Минске.
Речка очень коротенькая - всего около 4,5 км в длину. Но для Беларуси очень знаковая. Сейчас объясню почему. 3 марта 1067 года в Повести временных лет упоминается Битва не реке Немиге. В середине XI века в Полоцке правил князь Всеслав. Прозвище было у него интересное - Чародей. В 1065 году он осаждал Псков. В 1067 году - разграбил Великий Новгород. Вот тогда в ответ потомки Ярослава Мудрого вторглись в пределы Полоцкого княжества. В битве на Немиге и сошлись войска двух князей. Ну казалось бы сошлись и сошлись. Мало ли битв бывало между князьями в X-XIII вв. Но это сражение оказалось знаковым потому, что в связи с ним впервые упоминается Минск. А вот упоминание самой битве на Немиге есть еще и в "Слове о полку Игореве".
Постепенно река в пределах Минска сильно обмелела. Вдоль нее проложили улицу, которую тоже стали называть Немига. Но весной, а также после сильных дождей река внезапно становилась бурной, сильно разливалась, досаждая жителям окрестных домов. В общем, сначала в 1926 году заключают в бетонную трубу нижнюю часть реки до ее впадения в Свислочь, а затем уже после войны - и верхнюю часть реки. В результате, сейчас в Минске есть улица Немига, станция метро "Немига".
Вот только вроде как современное направление в коллекторе вообще не совпадает с тем, которое было раньше. Старое примерно и находится в районе одноименной улицы, а вот в наши дни воды реки впадают в Свислочь в районе стадиона "Динамо", что восточнее.
Ну а если у кого-то есть воспоминания про описанный поезд, то жду в комментариях. До встречи на канале!