Найти тему
КИНО TALK

Факты и мысли о "Криминальном таланте" (1988)

Оглавление

Впервые посмотрел это кино ещё в советские времена: впечатлил. Да и сейчас смотрится как полное погружение в неповторимый конец 80-х. Редкий случай соцреализма эпохи "Всё можно", ещё не совсем ушедшего в перестроечную чернуху.

Один из первых советских фильмов, который не поучал чему-либо, не давал однозначных ответов, а наоборот ставил вопросы. Заставлял зрителя не следовать в фарватере чужих идей, а шевелить собственными мозгами. На чьей стороне правда? Может ли вообще правда быть единственной или у каждого своя?
Психологический поединок следователя и молодой авантюристки, имеющей редкий дар перевоплощения. Криминальным талантом в этой двухсерийной картине по мотивам одноименной повести С. Родионова наделена красивая и артистичная 20-летняя мошенница Рукояткина. Она подсыпала "клиентам" в водку клофелин и, когда те "созревали", опустошала карманы, изобретательно чистила квартиры, "подрабатывала" на почте, но все-таки привлекла внимание органов. Через какое-то время она уже сидела напротив следователя...
Фильм разворачивает перед зрителями как поединок между честным и «правильным» (отличный семьянин, настоящий советский человек) следователем (Алексей Жарков) и юной преступницей — девушкой-«лимитчицей» (Александра Захарова) — потерявшей веру в людей, обозлившейся на несправедливость окружающего мира.

Игра актеров великолепна. Хоть Захарову и поругивают за отсутствие актёрского таланта, данная роль опровергает такие заявления.
Тонкая психологическая драма в сломное время конца 80-х. Даже закостенелый и правильный следователь "советского" воспитания, начинает что-то подозревать про скорые глобальные изменения в советской жизни.

-2

Очень запомнилось суконная фабрика и диссонансом с ней идущая песня Стива Вандера "I Just Called to Say I Love You", имеющая абсолютно противоположное значение по смыслу. О музыке - ниже.

-3

"Криминальный талант" интересен ещё и тем, что в этом фильме ещё до "Интердевочки" поднимается тема "продажных" женщин в СССР. Тут же, ещё до "Иглы" и "Ассы", звучит песня Цоя. В этом плане, кино получается на тот момент весьма смелым и новаторским.

Дочь режиссёра Марка Захарова органично вписалась в роль.  Она настаивала на своем видении героини, просила перегримировывать её, менять костюмы, чтобы подобрать образ под характер.
Дочь режиссёра Марка Захарова органично вписалась в роль. Она настаивала на своем видении героини, просила перегримировывать её, менять костюмы, чтобы подобрать образ под характер.

Захарова здесь - супер. Если в начале второй серии её хочется пристрелить, то в конце этой же серии искренне жалко.

-5

Жарков - великолепен. Естественен в своих сомнениях, страхах.

-6

Открытый финал хорош. Самый главный вопрос - придёт или нет? Кажется, герояня в конце фильме сама ещё не определилась.

Никаких гарантий. То, что нам показали, полной ясности не дает. Вечером она думает сдаваться, а утром передумает. Она понимает, что условный ей не дадут. Она сама сказала, что не собирается сидеть ни за что. С другой стороны, не в бега же подаваться.
-7

***

Как и полагается в советском кино, музыку взяли без каких-либо соблюдений авторских прав:

-8
Сцена в ресторане: знакомство Виктора Капличенкова с аферисткой. В качестве фоновой музыки звучит песня Стиви Уандера — Overjoyed.
Сцена в ресторане: выступление танцовщиц варьете — под фонограмму песни «I’ve Seen That Face Before» в исполнении Грейс Джонс
Сцена в ресторане: посетители танцуют под песню Lessons In Love, в исполнении группы Level 42.
Впервые в СССР прозвучала Мадонна с песней «La Isla Bonita»
Рябинин разговаривает с девушками в комнате — «Замыкая круг» Криса Кельми и «Voyage Voyage» Desireless.
Сцена в общежитии — Жанна Агузарова и группа Браво «Чудесная страна», «Любовь моя», «Синеглазый мальчик»
Аферистка сбегает через чёрный ход: звучит песня в исполнении Эллы Фицджеральд — I Can’t Give You Anything But Love.
Песня Виктора Цоя «Война», композиция группы Status Quo «In the Army Now».
На последних кадрах и титрах звучит песня Стиви Уандера — «I Just Called to Say I Love You».

Подборка музыки и песен, конечно, впечатляет.

***

У Игоря Нефедова, оказывается, судьба сложилась неважно.

1 декабря 1993 года Игорь Нефедов отыграл свой последний спектакль “Ревизор”. Все, кто видел Нефедова в тот день на сцене, говорят, что он играл потрясающе. Это была его лучшая работа за последнее время. Рано утром 2 декабря 1993 года Нефедов повесился на лестничной клетке собственного дома.
1 декабря 1993 года Игорь Нефедов отыграл свой последний спектакль “Ревизор”. Все, кто видел Нефедова в тот день на сцене, говорят, что он играл потрясающе. Это была его лучшая работа за последнее время. Рано утром 2 декабря 1993 года Нефедов повесился на лестничной клетке собственного дома.
-10
-11

***

В небольшом эпизоде здесь снялся Владимир Коренев, когда-то сыгравший Ихтиандра в "Человеке-амфибии".
В небольшом эпизоде здесь снялся Владимир Коренев, когда-то сыгравший Ихтиандра в "Человеке-амфибии".
-13

***

Фильм снимали в Ленинграде и Одессе. На эпизодические роли пригласили КВНщиков из знаменитой команды «Одесские джентльмены» — Яна Левинзона, Олега Филимонова и Светлану Фабрикант.

-14
-15

***

В 1985 году на ленинградском телевидении выходил телеспектакль "Криминальный талант". Поставлен по той же самой, одноимённой повести Станислава Родионова (написана в 1974 году).

В роли Рукояткиной - Елена Попова, Рябинин - Андрей Толубеев. Удивлёны, увидев Светина в роли Курикина.

Спектакль поставлен раньше, в "более советское" время, поэтому и настрой у него более оптимистичный. Альтернативная трактовка: тут суть истории в том, что красивая и умная девушка встаёт на скользкую дорожку.