Найти в Дзене

Безопасность полетов. Авиадиспетчер управляет или обслуживает?

Оглавление

На днях попался мне на сайте всеми нами обожаемой Росавиации материальчик о совещании, где руководитель ЕС ОрВД бодро доложил о героической работе госкорпорации в условиях катастрофического недофинансирования.

Безусловно, снимаю шляпу перед авиадиспетчерами - представителями этой важной и нужной нам всем профессии. До развала СССР мы все ходили в одинаковой форме, и даже знаки классности были такие же, только вместо силуэта самолета, розы ветров или молоточков у диспов был ИКО (индикатор кругового обзора). И, фактически, мы были как одно целое, и в родном порту в эфире узнавали друг друга по голосам.

Знаки классности в ГА // источник: postimag.org
Знаки классности в ГА // источник: postimag.org

Прошло время... И УВД сменилось на обслуживание, и форму диспетчера больше не носят, да и пререкания пилотов с диспетчерами стали в эфире все чаще и чаще. А случай в Палане, когда самолет на глазах у диспетчера летел, я так понимаю, вообще за ограничительным пеленгом, забыть никак не удаётся...

Да, меняется оборудование, оптимизируются схемы заходов, с векторением всегда помогут, и, кажется, все неплохо. И доклад руководителя Госкорпорации ЕС ОрВД вроде огонь, но мучает меня "червяк сомнений"...

Я не буду поднимать вопрос закупки рабочих кресел для диспетчеров - человек 5 приятелей из разных регионов жаловались на их качество. Пару видео на видеохостинге демонстрируют явно обшарпанные дешевые креслица. Ведь далеко не мелочь то, на чем сидишь целую рабочую смену - спина у человека одна и на всю жизнь. Но здоровье работников-диспетчеров, очевидно, не в приоритете Госкорпорации ЕС ОрВД, она ведь громко заявляет, что для неё "безопасность полётов является наивысшим приоритетом".

Скрин автора // источник: gkovd.ru
Скрин автора // источник: gkovd.ru

Вот только громкие заявления руководства Госкорпорации ЕС ОрВД о безопасности полетов, на мой взгляд, "немного" расходятся с делом.

Почему так происходит? Этот вопрос к руководству Госкорпорации. Я лишь констатирую факты, о которых знаю сам. А комментарии на этом дзен-канале лишь подтверждают мои доводы.

Скрин автора // источник: дзен-канал "Штурвалом по закону"
Скрин автора // источник: дзен-канал "Штурвалом по закону"

"Двойные" самолеты

Система ЕС ОрВД, на которую потрачены миллиарды бюджетных средств (наши с вами налоги, кстати...) позволяет подать план полета на одно и тоже воздушное судно в двух разных местах в одно и тоже время.

Документы и номер указываются от одного самолета, а по факту летают два. Один реальный, к примеру, в Тверской области, а второй - его копия, к примеру, в Тюмени. И об этой "двойной бухгалтерии" не будет известно до момента, пока что-нибудь не случится...

Кто там реальный за штурвалом? Какое истинное тех.состояние у воздушного судна в конкретной зоне ответственности ? Проводился ли вообще ТОиР? Никто не знает, в том числе, и ЕС ОрВД, которая выдала ВС-дубликату разрешение на использование воздушного пространства.

А как же правило профессии авиадиспетчера "вижу, слышу, управляю"? Или теперь, получается, благодаря авиационному руководству страны, правило звучит "разрешаю любому, кто подал план"?..

Разрешение на полеты неустановленным лицам за госсчет

Не так давно я писал, что воздушные суда, находящиеся в безвозмездном пользовании у ДОСААФ России, летают незаконно. У лиц, управляющих этими ВС, нет свидетельств авиаперсонала. Сами ВС не допущены к полетам ни одним государственным органом.

Однако эти никем непроверенные лица и ВС продолжают подниматься в небо России... с разрешения ЕС ОрВД. Достаточно в плане полета указать, что это "госавиация" и всё - вопросов у ЕС ОрВД к такому лицу не будет, даже если это совсем не госавиация. Тоже самое, я так понимаю, касается и экспериментальной авиации... Помните в Якутии упал экспериментальный зондировщик Ан-30, перевозивший по заказу какой то ОООшки картошку?

К рядовым авиадиспетчерам вопросов нет - они лишь выполняют положение (порядок), которые им утвердил учредитель - Росавиация. То есть снова Росавиацию нужно поблагодарить за столь "продуманный" документ, который допускает в воздушное пространство страны неустановленных лиц?... Или же всё-таки руководство ЕС ОрВД, которое в упор не видит изъяны алгоритмов работы и продолжает голосить о "высоком уровне БП"?

Кстати, за полеты государственной авиации ЕС ОрВД получает компенсации из бюджета РФ. Интересно, а за полеты "лже-госавиации" Госкорпорация тоже получает бюджетные деньги? Интересный вопрос... Поскольку, если это так, то тогда финансовая ситуация организации значительно хуже, чем сказано в недавнем письме диспетчеров в адрес Президента.

Согласно п. 120.1 Федеральных правил использования воздушного пространства РФ ответственность за полноту и достоверность данных при подаче плана полета лежит на заявителе. По такой логике, зачем же в принципе нужна Госкорпорация? Ну, пусть эксплуатанты и иные мимикрирующие лица указывают в планах полетов все, что надо, а если что случится, то тогда уж будем разбираться...

Как вам такая "безопасность полетов воздушных судов" от Госкорпорации, обеспечение которой она ставит для себя первой задачей?

Примечание. Уважаемые читатели! Я не гонюсь ни за количеством подписчиков, ни за лайками. Пусть на канале будет небольшая аудитория, но соблюдающая правила приличия и взаимного уважения. Искренне убежден, что общение должно доставлять удовольствие обеим сторонам диалога. По этой причине - за попирание норм элементарной человеческой вежливости, грубость, оскорбления и сквернословие - в бан.