Найти тему

С чего начать бизнес?

Оглавление

Устройство психологии бизнеса.

Бизнес начинается с человека. Даже не с человека, а психики. Если еще точнее, то бизнес начинается с создания ряда психических моделей во внутреннем представлении личности.

Они создаются не у каждого. Потому и бизнес запускает не каждый. Те, кто создал себе эти ментальные репрезентации, сделали это в своем стиле. Путь к бизнесу определяет жизненный опыт, прошлое человека. Результат этого проявляется в мире. Прибыльность, манера и стиль ведения бизнеса у предпринимателей соответственно разный.

Прежде чем начать строить бизнес, человек строит эту модель у себя в голове. Технически этот процесс такой же как вождение автомобиля, приготовление еды и другие. Для мозга разницы нет. Отличие только в масштабе и сложности модели, количестве ресурсов, которые тратятся.

Если отличий технически нет. Почему некоторые преуспевают, а некоторые прогорают. Как происходит, что для кого-то бизнес это выживание и ежедневная борьба, а для других это отлаженная работающая машина.

Разница в структуре этих ментальных моделей. Важно чтобы создать их полными, взаимосвязанными, подвести подкрепляющий опыт.

Стоит отметить большое количество моделей создания и ведения бизнеса, которые предлагает экономика. Эти модели относятся к поведенческим. Глубина их залегания в психике поверхностная. Вести дела, опираясь только на экономические знания не получится. Предприимчивость имеет мало общего с составлением бизнес-плана или проведением маркетингового исследования.

В этой статье будут разбираться "глубокие" элементы модели бизнеса и психические процессы в основе ее существования. задача дать оценить себя на старте. Если вы уже ведете бизнес или дело, то переосмыслить и заполнить пробелы. Если вы хотите заниматься предпринимательством, но по психологическим причинам не выходит, обращайтесь за помощью.

Структура личности и место бизнеса.

Вот структура личности человека, которая подходит для работы с предпринимателями. Предположим, что у личности есть условная структура. Разделим ее на уровни.

-2

Миссия — это принадлежность к большему процессу, общности или состоянию чем человек. Например, мировые религии. Они были до отдельно взятого человека, будут и после. Они больше, чем один человек или группа людей.

Идентичность, это то, как человек себя самоидентифицирует. Кем видит, слышит и чувствует. Идентичность одна, но у нее много граней. Человек одновременно сочетает много ролей: человек, мужчина или женщина, учитель, спортсмен и другие.

Мировоззрение человека представлено убеждениями и ценностями. Ценности — это то, что важно и это практично сводить в иерархию. Убеждения — это правила, по которым живет человек. Принципы в отношении себя, о себе, как себя вести и другие. Универсальных правил нет.

На основе мировоззрения формируются и применяются навыки. Это понятные и прочувствованные на опыте способы получения результатов: приготовление пищи, заработок денег, ведения дел, вождение автомобиля, быть отцом и другие.

Поведение – это конкретные действия, которые совершает человек. Они тоже относятся к личности, потому в действиях проявляются более глубокие слои личности. Действия человека, считающего себя лидером, будут отличаться от действий человека, считающего себя строителем. Так же и с другими уровнями.

Окружение – это место, время совершения действий, а также люди и предметы, в отношении которых совершается действие. Неправильно выбранный контекст для того или иного действия, ценностей, не дает результата.

Бизнес должен присутствовать на всех уровнях личности или хотя бы как можно большем. Подумайте, как предпринимательство представлено у вас. Приложите понятие бизнеса к предлагаемым вопросам и станет понятнее, как обстоят дела.

Вот краткое пояснение. Подробно будет описано далее.

-3

Рекомендации по изменениям.

Я приведу пояснения и рекомендации, цель которых помочь в бизнесе. Этого хватит, чтобы найти пробелы и слабые места психологической части бизнес-модели. Станет понятно, на чем сфокусировать внимание и направление для движения.

Миссия.

За время практики не встречал ни разу, человека у которого была бы миссия вести бизнес. Чаще здесь встречается, нечто духовное, к чему бизнес привязан убеждениями.

Например, в Индии через бизнес некоторые стремятся к просветлению и выходу из колеса Сансары. Из светского, я консультировал бизнесмена, который наполнил жизнь смыслом спасти планету и сохранить экологию. Его бизнес связан с «зелеными» источниками энергии и технологиями. А сам он приверженец «зеленого движения».

Миссию не придумать головой, ее можно только найти сердцем. Часто встречаются бизнесы, провозглашающие миссией качественное обслуживание клиентов, приносить добро в мир. Натянуто воспринимается, скорее отталкивает. По сути, здесь идет речь о тех или иных ценностях.

Общие рекомендации – относиться к этому спокойно. 99% бизнесменов даже не знают о существовании этого уровня в психической реальности и успешно ведут дела. Если сильно хотите найти это, идите к психологу. Самому тяжело такое сформировать. Если нет, так держать. Продолжайте делать то, что делали.

Идентичность.

Важный пункт. Начну с примера. В топовом футбольном клубе проводили исследование. Выясняли то, от чего зависит качество игры. Игрокам задавался один вопрос: «Кто вы?». И предлагалось ответить на него три раза. Самую лучшую игру демонстрировали те, кто определял себя, как футболиста, игрока или роль на поле, все три раза. Далее шли те, кто определял себя дважды и на последнем месте – кто единожды. Быстро прощались с футболом или имели посредственную карьеру те, у кого идентичность игрока отсутствовала на этих трех строчках.

С бизнесом так же. Встречаются строители, маркетологи, психологи и другие представители профессий пытающиеся вести бизнес. Они не предприниматели. Это не идет дальше небольшого дела. Это не плохо, многим этого достаточно.

Чтобы стать предпринимателем им не надо родиться. Достаточно иметь три компонента. Сформируйте:

· Образ себя в качестве бизнесмена, ведущего бизнес;

· Чувство себя, как бизнесмена или предпринимателя;

· Внутренний голос предпринимателя;

Спросите знакомых состоявшихся бизнесменов, есть ли у них такое. Будет проще понять, о чем идет речь. Добавлю, что недостаточно наполнить только этот уровень для успешного ведения дел. Это путь к нереализованной личности.

Мировоззрение: убеждения и ценности.

Выявить ценности легко. Берем лист бумаги, ручку, задаем себе вопрос: что для меня важно и ценно? Записываем ответ. Задаем этот вопрос и пишем на него ответы, пока приходят. Расставляем в порядке важности. Слева духовные ценности, справа материальные. Бизнес относится к материальным ценностям. Можно «положить в карман» станки, прилавок, офисную мебель. В практике я встречал разные духовные ценности, которым он соответствовал: развитие, ответственность, интерес, удовлетворение, общественная польза и другие. Вы выберете свою.

Хорошо если бизнес вам ценен. Если нет, то лучше бросайте. Ничего не получится, прогорите. Ответьте для себя, почему он важен и зачем его ведете. Если за бизнесом стоят духовные ценности, если их больше, чем одна — это хорошо. Если ценности в бизнесе нет, если она притянута и надумана – ничего не получится. Сравните два варианта. Сделайте вывод.

· Я занимаюсь бизнесом потому, что мне надо кормить семью. Я несу перед ними ответственность. Я торговый работник, у мен маленький магазин.

· Я занимаюсь бизнесом, потому что люблю развитие. Развитие главная вещь в жизни. Чем прибыльнее и лучше становится бизнес, тем лучше я развился.

Подумайте, чем вам ценно предпринимательство? В чем его важность? Честно признайтесь, если этого нет и со спокойной совестью идите в найм или самозанятость. В этом нет ничего зазорного. Это честный выбор.

Убеждения существуют непосредственно о бизнесе и сопутствующим сферам. Вот вопросы, которые помогут выяснить правила, по котором вы ведете дела:

1. Справедливо ли по отношению к бизнесу или его части утверждение: «Хочу, но не могу»? Что стоит за этим?

· Что мешает делать то, что хочется?

· Чего хочется, кроме того, что «хочу»?

· Как это связано/что в этом важного?

2. Есть ли вещи, которые ты убеждаешь себя делать в бизнесе или по отношению к нему, но все равно не хочешь?

· Что мешает делать то, что хочется?

· Чего хочется, кроме того, что «хочу»?

· Как это связано/что в этом важного?

3. Есть ли ситуации, на которые ты реагируешь эмоционально в бизнесе? Что стоит за этим?

4. Есть ли у тебя предрассудки о бизнесе, которых ты стыдишься? С чем связана такая реакция? Что стоит за этим?

5. Есть ли вещи в бизнесе, которые люди про тебя говорят, но это тебя удивляет? Что стоит за этим?

6. Чего ты больше всего боишься узнать о себе в контексте предпринимательства? Какой правды о себе ты больше всего боишься? Что стоит за этим?

7. Что ты пытаешься, чтобы не было правдой про тебя в бизнесе, но боишься, что это правда? Что стоит за этим?

8. Что бы ты хотел, чтобы было про тебя правдой, но боишься, что это пока не правда? Что стоит за этим?

Важно понять, что идеальных убеждений не бывает. Они ситуативные. Лучше адаптировать их и менять на полезные, если сталкиваетесь с тем, что они не работают. Интересуйтесь принципами предпринимательства успешных бизнесменов. Я консультировал бизнесмена, который тяжело эмоционально включался на претензии клиентов. Он даже хотел бросить свое дело. Помогло новое правило. Сформулировали его так, «все хорошо, пока я в плюсе». У другого была текучка кадров на предприятии потому, что он относился к персоналу с убеждением «они тупые». Поменяли на «они другие», стало лучше.

Основное правило относительно правил, оценивайте убеждения по степени их полезности для ведения дел. Полезно – оставляйте, нет – меняйте.

Недавно проходил курс по чат-ботам. На входе дали анкету. Первый вопрос "кто вы?" и приведен перечень ответов: SMM-маркетолог, специалист по продвижению, разработчик, контент-менеджер … и человек-оркестр. Его я и выбрал.

Способности представлены в психике фильмами. Каждый из этих фильмов отвечает на вопрос: «как сделать…?». У вас есть такие на все случаи жизни, начиная как открыть дверь до как водить автомобиль или знакомиться с людьми. Наличие фильма не дает полный навык. Например, вы представляете, как ездить на велосипеде, но пока не прочувствуете на практике, навык не сформируется. Сформированной способности в воображении следует набор ощущений, непрерывный и прочувствованный лично.

Какие навыки и способности нужны для предпринимательской деятельности? Это сам навык ведения дел. Способность быть предпринимателем не врожденный талант. Она приобретается. Чтобы такая способность появилась необходим пример. Если у вас навыка вести дела нет, сначала сформируйте в представлении фильм о том, как быть предпринимателем. Наемные сотрудники на предприятии часто понимают, как вести бизнес. Распространено, когда человек уходит с предприятия или организации и открывает дело. Проще это делать в малом бизнесе. В крупном почти невозможно.

Я не буду расписывать, как формируется этот навык. Это огромная тема. Вкратце дополню, что однажды сформированный навык остается на всю жизнь. Вспомните езду на велосипеде или способность плавать. Разучиться невозможно. С бизнесом так же.

Поведение.

Экономическая наука описывает действия предпринимателя. Это осознаваемый и понятный уровень. Действия либо реализуются, либо нет. Структурированные действия эффективнее хаотичных. Если поведение при этом распланировать, в том числе в хронологическом порядке, результативность повысится. Хорошим дополнением будет распределить ресурсы чтобы хватило на все действия. Особенно полезно это сделать, если ваш проект большой. Как съесть слона? По кусочкам. Нет одного действия, приводящего к результату. Действия — это всегда система. А системы любят порядок. Беспорядок в действиях по ведению бизнеса ведет к угасанию. Структурируйте действия, хотя вы и так это знаете.

Контекст или окружение.

Ошибка в контексте для бизнеса — это отсутствие результата и убыток. Контекст — это место, время, люди. Где? Когда? Кому? Эффективность действий оценивается через приложение к контексту. В окружении живет целевая аудитория бизнеса. Она это те, «кому», люди, по отношению к которым бизнесмен ведет бизнес.

С точки зрения психологии ведения бизнеса контекст — это точка приложения энергии вышестоящих уровней. Тут мы обнаруживаем, кто ведет бизнес, по каким правилам и зачем, как это делается и что делается. Этот уровень, как и поведение лучше описан экономикой, чем психологией.

Итоги.

Учиться не поздно, в том числе и психологии бизнеса, становлению себя, как предпринимателя. Помните бизнес начинается с человека. Формируйте в себе предпринимателя. Осознавайте ценность того бизнеса, который можете и способны привести к прибыли. Действуйте и получайте желаемое в правильное время и правильном месте. Я рекомендую сделать описанное в этой статье до начала предпринимательской деятельности. Но можно осуществить это и в процессе. Правильный старт — это залог правильного финиша.

Канал автора.