19,4K подписчиков

Названия за окном электрички: Чудово - Малая Вишера

234 прочитали

Ранее мы совершали путешествие от Санкт-Петербурга до станции с замечательным названием – Чудово. Далее до Малой Вишеры электрички ходят не так часто, но для любителей истории на этом отрезке немало интересного. Если мы что-то упустили и вам дорог именно этот отрезок бескрайних железных дорог России – пишите в комментариях.

Волхово

Платформа располагается в одноимённом пристанционном посёлке на окраине деревни Слобода. Вряд ли ее можно перепутать с городом Волхов, который является административным центром Волховского района Ленинградской области и находится в ста километрах севернее.

Изначально платформа Волховская, построенная в 1851 году, одновременно со станцией Чудово, располагалась прямо на реке Волхов, близ Соснинской пристани, о которой речь пойдёт в дальнейшем. В 1956 году платформу переименовали в Волхово и перенесли на нынешнее место, на километр ближе к станции Чудово. На старом месте, два года спустя, рядом с железнодорожным мостом через реку Волхов открылась новая платформа Волхов мост, к которой и приближается наш поезд.

Волхов Мост

Остановочный пункт Волхов Мост находится в одноимённом пристанционном посёлке, всего в 300 метрах от моста через реку Волхов. Река Волхов имеет протяжённость 224 километра. Она вытекает из озера Ильмень и впадает в Ладожское озеро. Первый мост через Волхов построили во время строительства железной дороги Петербург – Москва. Он был первым крупным разводным мостом в России. Простоял он, к сожалению, всего тридцать лет. Второй мост возвели в 80-х годах XIX века во время правления Александра III. Во время Великой Отечественной он был разрушен. Его опоры видны справа по ходу нашего поезда. Современный мост построен сразу после войны.

Мост через Волхов и бывшая Соснинская пристань. Фото Novgorod.ru
Мост через Волхов и бывшая Соснинская пристань. Фото Novgorod.ru

Роскошное здание загородного речного клуба «Волхов мост», который располагается в главном доме бывшей купеческой усадьбы братьев Чупаевых. А та, в свою очередь, была построена рядом с Соснинской пристанью, самой крупной пристанью на Волхове, которая была известна ещё с XIV века. Рядом с ней находился одноимённый посёлок, один из старейших населённых пунктов Чудовского района.

Ранее мы совершали путешествие от Санкт-Петербурга до станции с замечательным названием – Чудово.-2

Тут до сих пор сохранилась местность, которая называется Старый рынок. Именно здесь, на берегу Волхова шла оживлённая торговля между зарубежными купцами и местным людом. При Петре Первом до Соснинской пристани была даже прорублена просека. Именно по ней в XIX веке проложили железную дорогу.

Дубцы

Одноимённый посёлок находится справа по ходу движения, а слева — деревня Суворовка. В XIX веке здесь находилась избушка лесника Степана Суворова. В ней иногда останавливался на ночлег Николай Алексеевич Некрасов, который любил охотиться в этих местах.

Ранее мы совершали путешествие от Санкт-Петербурга до станции с замечательным названием – Чудово.-3

Дубцы и Суворовка входят в состав Грузинского сельского поселения. Однако к Грузии это название не имеет никакого отношения. Согласно христианской легенде, апостол Андрей Первозванный прибыл в эти края, чтобы проповедовать язычникам слово Божие. На вершине одного холма на берегу Волхова он погрузил в землю крест. От этого, якобы, и произошло название деревни Грузино. В начале XIX века граф Аракчеев, о котором мы уже рассказывали, построил на этом месте храм. Во время войны храм был разрушен, теперь же здесь установлен памятный знак.

Гряды

Железнодорожная станция Гряды была открыта в ноябре 1851 года. Первоначальное её название Грядская. Две пристанционные водонапорные башни, построенные в том же году, сохранились до наших дней. Неподалёку от станции, между улицами Ленинградской и Новгородской находится воинское кладбище с братской могилой красноармейцев, которые погибли в боях за деревню Гряды в ноябре 1941 года. Всего здесь похоронено 244 человека.

Вид из кабины машиниста на характерные сооружения станции 4-го класса.
Вид из кабины машиниста на характерные сооружения станции 4-го класса.

Ещё одно воинское кладбище находится неподалёку от остановочного пункта 144-й километр, который расположен в южной части деревни Гряды. Здесь похоронены воины Красной армии, погибшие в декабре 1941 года при освобождении посёлка Дачный.

Большая Вишера

Многие из тех пассажиров, кто впервые проезжает по железной дороге от Чудово до Малой Вишеры, задаются вопросом: «Почему посёлок Большая Вишера меньше Малой?» Ответ очень простой. Первый из населённых пунктов стоит на реке Большая Вишера, а второй — на Малой Вишере, которые, сливаясь, образуют реку Вишера. Считается, что гидроним Вишера произошёл от веппских слов «весь» и «сара», что означает «река племени весь». Река Вишера как раз и была южной границей местности, на которой обитало это племя.

Река Большая Вишера. Фото: https://photogoroda.com/
Река Большая Вишера. Фото: https://photogoroda.com/

Населённый пункт, возникший на Николаевской железной дороге, первоначально именовался Концы, по названию ближайшей деревни, которая существует и поныне. Станция и посёлок при ней получили своё нынешнее название в 1874 году.

Главным градообразующим предприятием Большой Вишеры был стекольно-хрустальный завод братьев Павла и Михаила Курженковых, построенный в 1889 году. Мастерами на этом заводе работали чехи и немцы. Резчиками по стеклу были специалисты из Финляндии. Всего на предприятии работало две тысячи человек! К началу XX века некогда захолустная деревенька превратилась в довольно крупный посёлок. Стараниями братьев Курженковых при заводе была построена школа и больница. Продукция завода экспортировалась за рубеж и поставлялась даже к российскому императорскому двору.

Ранее мы совершали путешествие от Санкт-Петербурга до станции с замечательным названием – Чудово.-6

После революции предприятие было национализировано. Интересно, что второй стекольный завод братьев Курженковых работает до сих пор. Находится он в Малой Вишере, конечном пункте нашего маршрута.

Малая Вишера

В 1843 году артелью крепостных крестьян на берегу реки Малая Вишерка был построен казённый дом для приказчика, десятника и других распорядителей строительства Николаевской железной дороги. Это было первое здание будущего города Малая Вишера. Спустя восемь лет по проекту архитектора Рудольфа Андрееевича Желязе́вича было построено здание железнодорожного вокзала.

Фото А. Светлов
Фото А. Светлов

5 февраля 1874 года этот вокзал посетили российский император Александр II и император Австро-Венгрии Франц Иосиф, которые отправились отсюда на медвежью охоту. Ещё одной интересной вехой в истории маловишерского вокзала стал первый в России телефонный разговор на линии Санкт-Петербург — Малая Вишера. Произошло это в 1879 году.

Паровозное депо станции Малая Вишера
Паровозное депо станции Малая Вишера

Статус города посёлок Малая Вишера получил в 1921 году. На подъезде к Малой Вишере, слева по ходу движения можно рассмотреть здания Маловишерского стекольного завода. Да-да, того самого завода братьев Курженковых, о котором мы рассказывали, когда проезжали станцию Малая Вишера. Как мы и говорили, он до сих пор действует. Вот уже более ста лет.

Приходите на наши экскурсии, подробная информация о них – на нашем сайте www.oranela.ru

Смотрите небольшие ролики на You-Tube канале OranelaTV

Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте

Пользуйтесь нашими бесплатными аудиогидами по Музею Оранэлы и «Миру Оранэлы» на платформе izi.TRAVEL