Мы продолжаем выбирать главные тексты современных поэтов Донбасса, чтобы в конце года определить лучшего. Автор лучших текстов года будет объявлен и награждён на ПРЕМИИ ФМД 2024. А пока настраиваем и форсим формат.
Выбирать одарённых текстовиков нам помогает внештатный автор Игорь Степанов, журналист с богатым опытом и артист под именем Пережиток. На этой неделе Игорь выбрал текст донецкого рэпера Шрама. И вот почему. Передаём слово эксперту:
shrm — Крыша
Alternative rock (Донецк)
Для разнообразия буду краток. В ряду слов, услышанных мной за неделю, вне конкуренции были слова песни shrm «Крыша». Это тот случай (если помните мои рассуждения в прошлом обзоре), когда «песня говорит сама за себя».
Какие особенности надо отметить у лауреата.
Во-первых, невыносимое, рекордное количество нарушений просодии, или, если проще, сдвинутых ударений в словах: когда я слушал «Крышу» в первый раз, я не успевал опомниться от «способа» с ударением на втором «о», а мне в уши уже вонзался «живой» ударением на «и», следом «вчера» с ударением на «е», «когда» с ударением на «о» и так далее.
Во-вторых, беспардонная наглость, с которой автор рифмует «крыша/крышка», и «стучит/стучи».
В-третьих, изумительно бесстрашное, первобытное какое-то самолюбование автора или героя песни, по всему спектру — от чёрного плаща «кровопийцы» (я и не пытался понять, что может значить эта аллегория — может быть, вы знаете) до задротского нытья про мечты в гробу и писклявой похвальбы про препараты и алкоголь, видимо, заменяющие «кровопийце» кровь.
В общем, нужно признать, что если бы моя задача была назвать худший текст недели, «Крыша» тоже была бы фаворитом.
Но вот в чём дело.
Самолюбование — это, конечно, ебаный стыд. Но самолюбованием героя (или автора) страдают все (100%) артисты, которых я слышал за время нашего знакомства. В меньшей степени НОЛЬШЕСТЬДВА с альбомом «Просто слова». Особенность «кровопийцы» в том, что он настолько собой доволен, что разрешает себе иронизировать над собой. Самолюбование выпускает на свободу самоиронию, а вот это редкость — и в ваших, дамы и господа, песнях, и не в ваших тоже.
Что касается рифм и ударений, то нужно добавить одно существенное замечание, я нарочно его придержал: не пытайтесь это повторить.
Текст «Крыши» не сделан и не сочинён, он просто появился. Это как природное явление, ну, скажем, как зыбучие пески: раз — и целый город проваливается под землю навсегда; только тут явление не природное, а контркультурное.
По жанру, или, скорее, по назначению, «Крыша» — гимн. Коварство и магия гимнов в том, что нельзя приказать каким-то словам быть гимном или какому-то автору написать гимн (государственные и корпоративные не считаются, это другое).
«Крыша» — гимн какого-то маленького народца на его языке. Если я назову этот народец панками, это не будет ошибкой. Вот вам городской аутсайдер, сам себе изгой, культивирующий неспособность к уюту и нездоровый образ жизни. Крышу, что бы ни значил этот образ в этом гимне, эту жизненно важную для героя крышу, он чинить не будет, потому что он принципиальный бездельник, его миссия на земле — упрекать мир за его несовершенства, а не исправлять что-то там. Натуральный панк-гимн, может быть, только чуть подшибленный лекарственными средствами, это если «кровопийца» не врёт.
Но увы, слово панк испортилось, им называют всё что ни попадя. А вы, возможно, этот народец знаете весь поголовно в лица по именам, это я его не знаю, и названия для него вам не нужны.
Ах, да, я же собирался быть краток.
Ладно, в другой раз.
© Игорь Степанов