Найти тему
Кристина А.

Нейросети в образовании: делают обучение более доступным или менее надежным?

Оглавление

По мере того, как школьники заканчивают свой учебный год, в 2024-2025 году, вероятно, изменится кое-что еще: использование искусственного интеллекта.

Дети в восторге от нейросети:) 
Источник фото https://www.freepik.com/author/rawpixel-com
Дети в восторге от нейросети:) Источник фото https://www.freepik.com/author/rawpixel-com

От обучения по индивидуальной программе до автоматизированных оценок - нейросети могут быть полезным инструментом в руках педагогов и репетиторов - но не без борьбы.

В то время как некоторые школы и университеты с энтузиазмом внедряют курсы и разрабатывают учебные планы и программы, ориентированные на использование нейросетей для улучшения обучения, другие относятся к этой технологии с настороженностью.

Почти половина преподавателей всемирно известного Гарварда считает, что ИИ окажет негативное влияние на высшее образование.

Главные вопросы про нейросеть в образовании, которые уже сейчас волнуют педагогов:

  • Будут ли студенты / школьники использовать нейросети для обмана?
  • Помешает ли это обучению?
  • Достоверна ли информация, которую генерирует ИИ?

У меня лично, как у AI Контент-Маркетера и Мамы двоих школьниц, есть свои ответы:

  • Мои дочери не будут использовать нейросеть для обмана, и на это есть много причин. Одна из них, и пожалуй, главная - это фокус воспитания на принятии и сочувствии. В такой атмосфере у них просто нет потребности обманывать. Когда ребенок напуган, он будет обманывать (и дело не в нейросети).
  • Нет, обучению это не помешает, наоборот, использование ИИ помогает лучше понять и усвоить материал. Модель может объяснить что угодно тем языком, который понятен каждой дочери. Например, нейросеть может объяснить программирование через фрукты и блендер. После этого ребенку становиться понятно, что к чему, да еще и вызывает восторг. А положительные эмоции при обучении, как уже давно доказано, создают поле для наилучшего усваивания материала. Чем больше расслаблен педагог, тем лучше его понимает ученик. Нейросеть не напрягается, если что :)))))
  • Я проверяю информацию, которую выдает ИИ. Обязательный факт-чекинг. Нейросети пока находятся в стадии обучения, и многое «не понимают». Поэтому работа с ними - процесс творческий. Это настоящее искусство добиться результата через последовательный ввод prompt - запросов, анализ ответа и корректировки.

Интересны данные из последнего отчета Quizlet по теме ИИ в образовании:

  • 67% студентов сообщают о том, что искусственный интеллект помогает им учиться быстрее и эффективнее
  • 73% студентов отмечают, что нейросеть помогает лучше понять материал
  • Студенты используют ИИ не как кратчайший путь к знаниям, а как инструмент для более глубокого изучения материала
  • 47% обучающихся отмечает, что искусственный интеллект оказывает положительное влияние на процесс их обучения
  • 50% учителей заявили, что рады и настроены оптимистично в отношении ИИ в образовании
  • 49% педагогов говорят о том, что нейросеть снизила их рабочую нагрузку
  • Учителя используют искусственный интеллект для исследований, планирования уроков, подготовки тестов и заданий, сбора информации.
Когда ребенок рад знакомству и новым возможностям:) 
Источник фото https://www.freepik.com
Когда ребенок рад знакомству и новым возможностям:) Источник фото https://www.freepik.com

Нейросети в образовании: польза или вред?

На мой взгляд - польза. Зависит от того, как ее использовать, и какие преимущества в ней видеть.

  • При работе с ИИ у людей развиваются навыки критического мышления, так как работу модели необходимо критически оценивать. Иначе можно пропустить несоответствие между реальностью и тем, что сгенерировала модель.
  • Кто-то называет ИИ - новой поисковой системой. Кстати, Яндекс уже внедрил нейросеть в поиск в Яндекс Браузере. Попробуйте, мне понравилось:)
  • Несмотря на весь восторг, который вызывает первое соприкосновение с моделями искусственных интеллектов, я (и не только я) вижу их ограничения. И это важно учитывать при их применении. Необходимо обучение эффективным prompt-запросам.
  • Избегать использования ИИ в образовании, на мой взгляд, не перспективно. Мир труда вполне может поделиться на тех, кто знает и умеет эффективно использовать нейросети, и на тех, кто «далек от этого».
В свое время я наблюдала подобную картину во внедрении компьютеров. Прошло 30 лет, и я от одной пожилой женщины услышала ценную мысль «мне жаль, что я тогда так напугалась комьютера, а мне бы это тогда в карьере помогло… эх, упустила время». И да, напомню, когда появились калькуляторы, педагоги запрещали нам ими пользоваться. Они боялись, что мы перестанем учить математику. Прошло время. Калькулятор стал инструментом, который можно взять с собой на экзамен.

  • Я думаю, что педагогам и репетиторам важно освоить самим и познакомить своих учеников с возможностями ИИ, вооружить их навыками создания эффективных prompt - запросов, развить в них критическое мышление и способность творить совместно с нейросетями.

В данный момент я обучаюсь созданию эффективных prompt - запросов для нейросети, и уже использую его в своей работе. Моя производительность труда возросла в 10 раз. А еще мне нравится возможность генерации идей того, как еще можно написать текст. Это интересно.

Помогу и вам сделать ваш день интереснее и продуктивнее с помощью нейросетей. Подписывайтесь на канал, буду на практике показывать, как использовать ИИ для решения той или иной задачи.

Написала для тебя инструкцию в PDF "Как использовать ИИ для написания статьи" - тебе на пользу, мне в радость:)