Любопытный факт: в названии отечественного АвтоВАЗа слово "авто" используется аж целых 2 раза, между тем, это не помогло заводу стать нормальным автозаводом. Вроде бы что-то делают, какие-то машины производят, но по факту народ уже давно поговаривает о том, что такой производитель нам не нужен.
Поясню.
Себестоимость Лады, судя по всему, явно выше, чем у даже самой простенькой BMW, иначе нельзя объяснить как предприятие может успешно генерировать убытки в миллиарды рублей, при этом продавая сотни тысяч авто. Создается ощущение, будто ВАЗ занимается благотворительностью, продавая себе в убыток авто для не самых богатых жителей нашей страны. Благо, государство периодически "вкидывает" в бездонную... яму миллиарды в качестве мер поддержки российского автопрома из наших же карманов.
Но на самом деле всем известно, что именно неконтролируемая самодеятельность и раздутый штат "эффективных" менеджеров способствуют такому исходу. Лишние движения, коллаборации с китайскими производителями и на выходе вместо "рывков" и "прорывов" лишь провалы и несостоятельность планов компании.
Вполне логично, что поглядев на весь этот беспредел народ призывает руководителей ВАЗа прекратить "гробить" наш автопром. Чтобы прекратить это бесконечное движение в "бездну", нужно всего ничего - выпускать нормальные автомобили, соответствующие трем главным критериям, машины должны быть:
- простыми, ремонтопригодными
- доступными широкому слою населения
- явно дешевле, чем сейчас
Но какой конкретно этот автомобиль?
Маленькие "повозки" нам не нужны, в России популярны практичные авто, максимум машины за минимум денег. Универсалы всегда пользовались особым спросом у нас в стране, потому крайне успешным стал "Ларгус". Даже не смотря на сумасшедший прирост цены, эти авто из последней прошлогодней партии раскупили все до единого, а новые машины уже очень ждут.
Но действительно народным и нужным "Ларгус" был при цене до 500 тысяч рублей, когда он действительно стоил своих денег и был лучшим выбором для максимального списка задач. Что же станет теперь с этой "высокомаржинальной" моделью, каковой ее называет сам АвтоВАЗ, остается только гадать. Что-то мне подсказывает, что повального желания брать "Логан" универсал за 2.5 млн рублей у народа не будет.
Тем более, что им на замену везут неплохие альтернативы за те же деньги, только ещё и с АКПП, и с нормальным оснащением. Да-да, АвтоВАЗ, камень снова летит в ваш огород.
Куда дешевле, проще и доступнее другой "народный бюджетник" от Лады - Granta Cross. Да, альтернатива хорошая, я бы даже сказал - это отличный вариант для тех, кому нужно "просто ездить" и не запариваться. Никаких понтов, максимальный функционал за минимум денег. Но по факту и эти автомобили также далеко убежали в цене от возможностей среднестатистического покупателя с зарплатой в пределах 50 тысяч рублей.
"Гранта за 1.2 млн рублей - смех, да и только!"
Еще более забавным этот ценник звучит, когда вспоминаешь о том, что один из менеджеров ВАЗа однажды, лет 12-13 назад, на начале продаж Гранты проболтался о себестоимости машины в 50-75 тысяч рублей при её рыночной стоимости в 300 тысяч.
Так что же тогда нужно нашему автолюбителю? Ответ прост, частенько сталкиваюсь с мнением в комментариях, что давно пора вернуть на конвейер ВАЗ-21043 и тогда всё нормализуется, а автопром в России наладится.
С чего такое мнение - все просто.
"Четверка" успешно продержалась на конвейере несколько десятков лет, по сути, это максимально доступный, вместительный, практичный и несложный в техническом плане автомобиль, который по базовым качествам можно приравнять к Ниве. Между тем, отечественный внедорожник пользуется высоким спросом и популярностью - ровно тот же успех сейчас ждал бы и классические "жигули" в кузове универсал.
И если эти незатейливые автомобили пустить в производство за соответствующий адекватный ценник, то, уверен, спрос на них отобьет все затраты на возвращение данной модели на конвейер. Разлетаться такая машина будет сотнями тысяч штук, а по итогу завод загружен работой, ВАЗу не придется решить проблемы с комплектующими и просить помощи у китайцев, а выпрашивать дополнительные субсидии для предприятия и настаивать на повышении утильсбора также не придется - конкурентов у подобного автомобиля и так не останется.
Пора бы уже смириться автогиганту с тем, что создать что-то свое уже никак не получится, безнадежное отставание не наверстать ни за счет китайской промышленности, ни за счет новых моделей с переклеенным шильдиком.
Но у руководства завода свой план и путь развития, оправдываемый "светлым будущим" - окитаивание автопрома, задранные неподъемные для многих деньги и давно попиленное наследие завода советских времен. Поэтому метания и поиски ВАЗа своего места в международном автопроме будут продолжаться вечно. Своего похоже нет и не будет.
И тут в пору не только возвращать знакомые проверенные годами бюджетные модели, но хорошенько взяться за контроль рабочего процесса всего круга эффективного менеджмента компании. Ведь пока этого не произойдет, никаких изменений и вправду ждать не стоит.
Думаю что не открою тайны, что такие заводы не любят меняться, они 10-50-100 лет будут изо дня в день, из года в год делать одно и тоже. Как Михалыч из соседнего цеха тырил спирт, так и будет его тырить, любой контроль и оптимизация - равно краху отлаженной системы.
Зачем что-то выдумывать, когда "итак все работает", а чего нет, то закупим готовое. Почему растут ценники на ни в чем не меняющиеся машины, тут все еще проще. Издержки растут, теперь у заместителя директора участка есть ещё один заместитель, а у того есть секретарь и у них всех есть по служебной машине. Всю эту нужную и важную структуру кормить надо, вот и ценники на машины растут. Выводы делайте сами.
Но, по сути, проще всего и вправду сравнять стены предприятия с землей, а на этом месте построить новый завод, нанять реальных рабочих, оптимизировать штат, делать самим СВОи машины, а желающих испоганить и загубить такую структуру - выгонять без разбора.
А что думаете на этот счет вы, нужен ли нам народный и доступный автомобиль от АвтоВАЗа и какими целями этого можно достигнуть?
Обязательно делитесь своим мнением в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.