Почему его называют "звездой в тени солнца" и мог бы Филлип покорить Персию на месте своего сына?
Царя Филлипа II ныне наша историческая братия знает больше как отца великого Александра Македонского. Но могу так смело сказать: батя еще покруче сына был. И вполне мог бы его своим правлением превзойти. В любом случае - заложил достойную основу для одного из величайших завоевателей в мировой истории.
Появился наш герой на свет в 382-м году до нашей эры. Отец его был македонский царь Аминта III Аргеад, все правление которого я б смело назвал одной большой историей выживания.
Имя нашего героя Филипп идет от древнегреческого Φίλιππος (Phílippos - φιλέω (philéō, “Я люблю”) + ἵππος (híppos, “конь”). Конелюб, по-русски просто говоря :). Назван был наш герой в честь своего предка, македонского царя Филиппа I, правившего аж за 300 лет до его рождения - в 600-е годы до н.э.
С родиной Филиппу-конелюбу вообще толком не повезло. Его Македония, жалкое ничтожное царство на северном отшибе эллинского мира. Люто раздираемое внутренними смутами и постоянными вторжениями врагов: от персов до фракийцев и иллирийцев.
Уже в 368-м году юного Филю его папка отправил заложником в стовратные Фивы. Главный гегемон всея Греции той поры, внимательно следивший за общим порядком в Элладе.
В Фивах Фил и провел почти всю свою юность, набравшись изрядного политического да военного опыта. Если жизнь твоя горька словно лимоны, дави из нее лимонад, как говорится.
Вообще изначально Филу царем стать не грозило. Трон македонский должен был занять его старший братан с забавно звучащим для русского уха именем Пердикка. Однако Пердикка до срока откинул копытца. И фиванцы отправили домой в Македонию на царство именно Филиппа. Искренне считая его совершенно бесполезным пьяницей-бабником: так Фил себе показал на людях.
Но как же фиванцы тогда просчитались, скажу я вам, а...!
Дипломат и экономист, хоть и вечно пьяный
Все античные историки хором поют: здоровяк Филипп наш прилип при жизни действительно отличался неумной любовью к женщинам (поговаривают, и к мужчинам), повышенной страстью к алкоголю.
При том, что даже вопросы государственные, включая переговоры с иностранными делегациями, Фил часто на пирушке в пьяном виде решал. И в бой тоже под хмельком, случалось, шел. Но при этом, барабанная дробь, всегда действовал невероятно эффективно!
Фил оказался невероятно гениальным стратегом, полководцем и просто годным завхозом. Поднял македонскую экономику, наладив в стране чеканку золотой и серебряной монеты, построив военный да торговый флот.
К своему двору Филя пригласил виднейших греческих ученых той эпохи. В том числе, знаменитого мыслителя Аристотеля, будущего воспитателя Александра Македонского.
Наш герой оказался еще и невероятно тонким переговорщиком (может алкоголь помогал). Отлично умел уговаривать, склонять на свою сторону, убеждать, приводить весомые доводы. В том числе, денежные :) Как у него такое получалось при постоянных загулах - лично для меня, дорогие друзья, огромная загадка.
Благодаря такой крайне грамотной политике Филлип сумел превратить свое захолустье в одно из величайших государств всего эллинского мира. И это при том, что остальные греки македонцев вообще толком за своих не считали, называя полу-варварами.
Армия Филиппа
Именно Фил создал мощную армию - ту самую знаменитую македонскую фалангу, что через пару десятилетий играючи сумеет завоевать полмира. И останется непобедимой вплоть до появления во II-м веке до н.э римских легионеров.
А ведь саму нехитрую идею фаланги Филя просто у знакомых фиванцев подсмотрел - просто хорошенько допилил. Добавил воинам-фалангитам длинные фракийские копья, от души натренировал, научил грамотно строиться и маршировать аж на 50 км в сутки!
Складывалась любопытная ситуация: поодиночке любой греческий воин, накачавшийся в спортзале-гимнасии здоровенный атлет, мог крестьянина-македонца одолеть. Но вот на поле битвы македонская фаланга за счет коллективизма и лучшей тренировки эллинскую просто в хлам давила.
У воинственных фракийцев, кстати, Филипп подсмотрел и идею элитного кавалерийского корпуса гетайров ("Друзей" - прошу не путать с гетерами) - еще одного своего секретного оружия.
Славные победы
В 358-м году Филипп (надо думать в пьяном виде :) наголову разбил в битве у Лихнидского озера прежде веками терзавших Македонию иллирийцев. К этому моменту его войско доросло уже почти до 25 тысяч бойцов.
Следующими на очереди после разгрома при Херонее оказались Фивы и Афины. Не помогли даже дерзкие "Филиппики" - гневные речи афинского оратора Демосфена, обличавшие царя Филиппа.
Фила, кстати, еще и просто обожал родной народ - за на самом деле добрый и справедливый характер. Ибо при всей своей жесткости, Филипп слыл довольно милостивым человеком, парнем-душкой. Если что, мог и пленных врагов прямо с поля боя домой отпустить.
В итоге Филя совершил то, чего прежде до него вообще никому не удавалось - подчинил и объединил всех греков в единое государство. А получившуюся мощь решил направить против главных врагов Греции - персов. Уже успел направить в персидскую Малую Азию свой авангард.
А вот жену не прочитал
Единственное, чего не учел Филя - закулисных происков своей хитрой супруги Олимпиады, о которой я уже недавно рассказывал. Взял да и выгнал жену домой в Эпир, вместе с сыном Александром.
Оля с подобной участью изгнанницы, разведенки с прицепом, не согласилась... Видимо, не надеясь снова замуж выйти за другого царя, и подослала к бывшему муженьку убийцу прямо на свадьбе дочери - его же телохранителя Павсания.
Если, вкратце, то у нашего Фила было (то одновременно, то порознь) ровно 5 жен, включая ту самую Олимпиаду, мамку Сани. Однако 4 из них были из простолюдинок и особо опасности Оле и с сыном не представляли, на трон их дети не претендовали македонский.
Однако Фил внезапно решил жениться уже на конкретной македонской аристократке Клеопатре, чей потенциальный потомок мог бы легко стать новым царем. Олимпиаде ничего не оставалось, кроме как решиться на ход конем...
Великим так и не стал
Ну а кампанию против персов надлежащим образом провел уже Александр Великий - достойный сынка достойного папки. Правда, слегка отмороженный, ну с кем не бывает. Зато затмил батю как Бог черепаху. Александр продолжил дело отца ровно с того места, где того неожиданная смерть остановила.
Не случайно сейчас о Филиппе историки так говорят:
- Звезда в тени солнца. То бишь, в тени сына.
Да-да, Филипп, если что, даже того самого громкого эпитета "Мегас" (Великий) не удостоился.
Впрочем, убийство Филиппа будущему пан-эллинскому походу на восток явно только на пользу пошло.
Ибо прагматический Фил, на мой личный взгляд, вряд ли бы в грядущей военной компании поперся б аж до самой северной Индии. Скорее всего, тормознулся бы на полпути где-то в районе современного Ирака, согласившись на выгодные условия царя Дария III: полцарства и дочку в жены. Лучше меньше, да крепче, как говорится...
***
*Статуя Филиппа в македонской столицы Скопье. У греков от нее просто бомбит - мол, славяне себе и название македонского народа присвоили и знаменитого царя тоже :)