Тренды современного искусства… Чем они определяются? Поисками художников-новаторов, вкусом меценатов, тщательно отбирающих предметы искусства, временем (несомненно) и оценкой зрителя (разумеется). Это - как минимум. Наверняка есть еще какие-то тайные ингредиенты?
Уникальная частная коллекция в этом музее началась вот с этой работы (Manolo Valdes. Валенсиец по рождению) - фантастическая и лаконичная аллюзия на инфанту Маргариту Терезу кисти Веласкеса (материал: искусственный кристалл). Вечная юная заложница испанской короны, с пяти лет в корсете, стоит перед нами в растерянности... Как она попала в этот суматошный ХХI век?
Прекрасная скульптура. Узнаваемый и удивляющий образ. Новый образ. Улыбка на лицах посетителей, селфи на память. «Вела́скес, Вела́скес, единственный гений, сумевший таинственным сделать простое…»
***
Эта же скульптура Manolo Valdés, но отлитая в металле, экспонируется сегодня в Париже в галерее Opera Gallery Paris. Та же инфанта или другая?.. Реплики авторские. Восторги зрительские. А мне не выбрать.
***
Частный музей визуальных искусств ХХI века был открыт в самом центре Валенсии совсем недавно, в 2023 году, в бывшем дворце Джоана Валериолы (Palacio Joan de Valeriola) - доме влиятельного банкира чуть ли не ХIV века. Именем господина Валериолы названа улица, на которой и располагается здание «типичной застройки» своего времени, правда, добротно отреставрированное и оборудованное по последнему слову техники - денег здесь не пожалели.
Здание музея и после тотальной реставрации сохранило черты архитектуры стиля гражданской готики позднего средневековья.
Здесь сегодня Центр искусств Гортензии Эррера (Hortensia Herrero) - назван по имени учредительницы фонда искусств, уроженки Валенсии, жены магната сети супермаркетов Mercadona Хуана Роига. Вот вам убедительный пример, как испанские олигархи сохраняют свое имя в веках, вкладывая капиталы в общественно значимые культурные объекты, в лучшие образцы мирового искусства. Филантропия сегодня в тренде у людей состоявшихся и состоятельных. Капиталы прорастают в нематериальных активах. Обычно чудеса просветления случаются у людей с большими капиталами, когда уже «все решено», амбиции реализованы и пора подумать о вечном. Хотя, вот не все же думают о вечном?
В залах, что замысловато расположены в четырех этажах музея (но логистика и маршрутизация на высоте!) , выставлено около 100 предметов новейшего искусства: живопись, объекты видеоарта, интерактивная анимация, завораживающие инсталляции из зеркал (кривых, объемных и даже переворачивающих тебя вверх ногами)… Примерно половина представленных работ имеют испанское происхождение, другая половина - лучшие, тщательно отобранные консультантами, образцы того, что принято называть contemporary art со всего мира (Аnselm Kiefer, Georg Baselitz, Anish Kapoor и др.).
.
В десяти минутах ходьбы от этого арт центра находится другой арт музей Валенсии - музей классического изобразительного искусства, где представлены полотна великих «старых» испанцев. И зрители методично перетекают из одного музея в другой, совсем другой. Их много - неспешных, вдумчивых, молчаливых. Тайна выбора, тайна предпочтений… Тайна познания мира.
Так на наших глазах формируются тренды визуального искусства ХХI века и вкус нашего современника.
Соработничество. Предпочтения?
©️Мила Тонбо 2024