Может, это кажется парадоксальным: раздавать вредные советы. Но поговорим откровенно: много ли вы знаете тех собственников, которые начали свое дело и продолжали его в течение всей жизни, не оступаясь, не набивая шишки? - Я нет. Поэтому давайте без сантиментов и сразу к делу: я собрал самые топовые ошибки разорившихся предпринимателей, из-за которых они “убили” бизнес.
Персонажи и описываемые события являются НЕ вымышленными. Любые совпадения - НЕ случайны.
Автор не призывает вас к каким-либо действиям. Но настоятельно рекомендует: не пытайтесь повторить всё, что описано ниже. Все трюки выполнены непрофессионалами. И они могут быть опасны для вашего бизнеса!
_____________________________________________________________________________
Ошибки предпринимателей, которые “хоронят” бизнес
1. Не считать деньги
Печальная история одного моего знакомого начинающего бизнесмена.
Он открыл интернет-магазин детских игрушек. Достаточно быстро набрал обороты, вышел на стабильную прибыль.
Окрыленному от успеха, у него немного “снесло крышу”. Прикупил новую крутую машину. Заложил фундамент загородного дома. Всей семьей за один год 3 раза отдохнул в лухари отелях на Мальдивах, в Эмиратах и на Кубе.
А потом, сводя дебит с кредитом, осознал, что пора “отслюнявить” деньжат за аренду склада и закупку товара.
Дальше в ход пошли кредиты. Растущие долги.
Очень быстро банки стали отказывать ему в очередном кредите. А поставщики не отгружали товар без оплаты.
Всё. Пришлось прикрыть лавочку.
Чтобы аналогично не попасть впросак, четко и ответственно планируйте расходы и доходы фирмы. А на личные “хотелки” исключительно чистую прибыль, которая будет в остатках после оплаты ключевых счетов.
2. Недооценивать команду и не уметь делегировать задачи
Когда компания попадает в кризисную ситуацию, некоторые собственник поправляют корону на голове и впадают в крайность: “Моя компания. Я сейчас всё сам разрулю. Всё решу. Сидите и ждите”.
А потом сдуваются и теряют бизнес. Потому что тянуть всё одному на себе - это сложно. Да и не нужно.
Не забывайте: у вас есть команда. И это не просто громкие пафосные слова. Наверняка, в любой компании есть те ключевые сотрудники, которые “болеют” за компанию. Верят в нее. Искренне надеются, что фирма останется на плаву и продолжит стабильно работать.
Не стоит бояться довериться команде и делегировать какие-то важные задачи им.
Не берите на себя всё: и генерирование идей, и создание продукта, и запуск производства, и контроль за персоналом, и маркетинг, и продажи, и административные дела, и работа с партнерами. Тащить всё одному - невозможно.
Не бойтесь делегировать. Можете быть уверены: со многими задачами ваша команда справится отлично (а, может даже и лучше вас!).
Организуйте их работу, мотивируйте, ослабьте контроль. Помогите своей команде. А она - поможет вам преодолеть любые трудности и пойдет с вами до конца.
3. Накручивать себя
Бывает, что, столкнувшись с трудностями, некоторые собственники психуют. Начинают страдать, паниковать, строят из себя жертву.
Не спорю: вести честный бизнес в России сейчас непросто. И в таких условиях непросто многим предпринимателям.
Но нужно понимать: люди продолжают работать, продавать, покупать. Они продолжают нуждаться в товарах и услугах. А, значит, - бизнес будет существовать и дальше.
А от нытья “Штирлиц, всё пропало!” может и кукуха поехать.
Не будьте тряпкой, собирайте всю волю в кулак и разруливайте любую сложную ситуацию.
4. Не инвестировать в маркетинг
Одна моя знакомая открыла интернет-магазин одежды. Потратилась на сайт и закупку товаров.
Потом потирала ладошки и трепетом ждала продаж.
Но ее постоянными покупателями были подружки да подружки подружек, пришедшие по сарафанному радио.
Она была уверена, что потратившись на сайт, покупатели выстроятся к ней в очередь, как в мавзолей Ленина. Но ей даже на ум не пришло, что нужно думать о продвижении. Особенно в высококонкурентной нише.
Клиент сам себя не найдет. Товар сам себя не продаст. Не инвестируя в рекламу (даже если свободных денег немного), собственник рискует остаться ни с чем.
Но тут тоже нужно быть аккуратными и не “сливать” впустую маркетинговый бюджет. Не распыляться на нецелевые рекламные каналы, которые приведут десятки “бесполезных” лидов. Целесообразно оценивать каждую площадку с помощью сквозной аналитики в CRM-системе. Этот инструмент даст объективную прозрачную информацию о том, с какого канала пришло наибольшее число клиентов, а от какого - лучше отказаться, чтобы правильно распределить маркетинговый бюджет.
5. Игнорировать клиентов
Это самая топовая ошибка собственников: как начинающих, так и опытных.
В большинстве ниш используется огромное число каналов связи. Куча телефонов и электронок, соцсетей и мессенджеров.
Наберут менеджеров в отдел продаж, а они “сливают” клиентов.
То пропустят звонок, то проигнорируют письмо на почте, то не заметят сообщение в Вк. Представьте, сколько стоит каждый упущенный клиент? Сколько выручки можно недополучить?
Чтобы не допускать таких косяков и не растерять клиентов, нужно интегрировать все каналы входящего трафика с CRM-системой. Ваши продавцы не смогут “отмазаться” тем, что они не слышали звонок, забыли перезвонить клиенту или вовсе забыли.
Заявки со всех каналов приходят в CRM, автоматически фиксируются и становятся задачей менеджеру на проработку. Не заметить или забыть просто невозможно. Единственный сценарий - взять клиента в обработку.
Подобрать оптимальную CRM-систему для своего бизнеса, чтобы не терять клиентов
6. Сфокусироваться на операционке в ущерб стратегии
Часто сталкивался с ситуацией, когда собственники буквально с головой “закапывались” в операционке.
Почему они это делали?
Возможно, из-за слабых управленческих качеств. Возможно, - по неопытности. Возможно, - в качестве внутренней психологической защиты, когда во внешней среде - всё нестабильно.
И всё это делают в ущерб стратегическому планированию компании.
Операционка - это, конечно, неплохо. Но оставьте ее сотрудникам. И сфокусируйтесь на стратегии. Тем более, даже за сложными экономическими и политическими ситуациями рано или поздно всё стабилизируется. И вы, как собственник, нужны в этот момент бизнесу не с мощными, взвешенными и четко продуманными управленческими решениями.
7. Не контролировать продажи
Многие собственники субъективно оценивают работу своего отдела продаж. Да, они, конечно, получают отчеты о продажах. Но по факту в большинстве случаев ни руководитель отдела продаж, ни собственник не имеют представления: чем заняты менеджеры в течение рабочего времени, какая у них загрузка и, главное, - какая эффективность.
Приходишь в отдел продаж и вроде визуально всё выглядит ок. Работа кипит.
А что по факту?
Продавцы частенько “залипают” в смартфоне, тусуются у кулера или в курилке, а потом ноют, что загружены работой по самые уши.
А какие результаты у них? И могут ли они работать на 20-30% лучше и продавать больше?
Чтобы не пустить на самотек работу продавцов (а с этим - и плавно “скатиться вниз”), внедрите контроль за работой отдела с помощью CRM-системы.
У вас будет инструмент, с помощью которого вы сможете получать объективную информацию о результатах менеджеров: сколько звонков сделано, сколько встреч проведено, сколько счетов выставлено, сколько сделок закрыто успехом. Это не просто интуитивная оценка эффективности работы каждого сотрудника. Это точные цифры и результаты.
Уверен, что детализированные отчеты по продавцам раскроют глаза на весь штат: вы увидите, кто из них реально старается ради результата, а кто - халтурит и просто “просиживает штаны”. А то с халявщиками вы далеко не уйдете, они медленно и верно ваш бизнес пустят ко дну.
Надеюсь, вы не хотите “убить” бизнес?
Меня зовут Елена Ливадина. Моя компания PinscherCRM более 6 лет занимается внедрением и настройкой CRM-систем в отдел продаж. Мы реализовали более 400 проектов в 15 сферах бизнеса. Мы гордимся РЕАЛЬНЫМИ результатами своих клиентов, которых они достигли с нашей помощью.
____________________________________________________________________
К какому сценарию вы стремитесь?
Расти, развивать бизнес и увеличивать доходы?
Или медленно “убивать” дело своей жизни, наблюдая, как ваше детище катится вниз?
Если вы за второй вариант, мое предложение вас точно не заинтересует.
Для остальных собственников я хочу напомнить один классный афоризм: “Вести свое дело — что ехать на велосипеде: если не движешься — падаешь.” (с)
Запишитесь на закрытую онлайн-экскурсию по настроенной CRM-системе. Я покажу вам, как с помощью одного инструмента можно не допустить совершения самых топовых ошибок, из-за которых вы рискуете лишиться бизнеса.