Травля в школе - больная тема для многих родителей. Я делюсь личным опытом, как это всё происходит у нас сейчас. Рассказываю о реальном буллинге.
Всё началось ещё в 3 классе. Тогда у мальчишек был конфликт, и Данил подрался с одноклассниками. Его обижали, и он решил защититься, устроив драку. Подраться в той истории предложил мой сын, поэтому в конечном итоге виноватым остался он. Я его вину тогда признала и приняла, провела с ребёнком многочисленные беседы на эту тему, чтобы больше подобных ситуаций не возникало.
Нарастание снежного кома
Конфликт, казалось, был исчерпан, но периодически мой сын делился со мной, что его обзывают и морально изводят. Я рекомендовала ему держаться с достоинством и не реагировать на оскорбления, полагая, что без ответной реакции дети потеряют интерес и перестанут травить моего сына.
В декабре 2023 года, точную дату уже не вспомню, после уроков Данил в компании мальчиков Семёна и Коли (имена изменены) пошёл гулять. С Колей они тогда были друзьями, он в октябре приезжал на день рождения к Данилу. Во время прогулки Семён стал бросать и пинать рюкзак Данила в разные стороны.
Данил просил Семёна не делать этого, но просьбы его тот проигнорировал. Коля молча наблюдал за этим, не вмешиваясь. Данил мог бы и ударить Семёна за такое отношение к его имуществу, но я ему строго-настрого запретила применять физическую силу после инцидента, описанного ранее. И ребёнок издевательство стерпел.
От многочисленного швыряния внутри рюкзака лопнула коробка с молоком. Учебники, тетради, дневник - всё имущество было испорчено.
Семён дополнительно к этому накидал в рюкзак снега, который растаял, смешался с молоком, увеличив количество месева. В числе прочего испорчены были и школьные учебники.
О случившемся я сообщила классному руководителю, НН. Уведомила о порче школьного имущества и сказал, что оплачивать испорченные учебники я не буду. НН меня выслушала, провела с детьми беседу, сообщила о случившемся маме Семёна.
Впоследствии НН устроила всё так, что испорченные учебники списали, компенсацию с родителей не взяли никакую. То есть виновник не был наказан вновь, хотя возможность была.
В дальнейшем раз или два в неделю Данил рассказывал, что Семён мешает ему общаться с одноклассниками, в частности, с Женей (имя изменено).
Периодически возникали стычки, ребёнок приходил домой с синяком или ушибом. Или просто говорил, что сегодня его ударили. Я сообщала об этом НН.
Семён и Коля после школы душили моего ребёнка. Как видите, учитель об этом знал. Прогулки после этого случая закончились, ребёнок с тех пор всегда приезжал домой сразу после уроков. Я по-прежнему учила ребёнка, что драться нехорошо, что нужно решать вопрос дипломатическим путём.
Травля сына
Но Семён стал доставать моего сына дальше, его аппетиты начали расти в геометрической прогрессии: он стал вмешиваться в то, с кем Данил дружит. Сначала он рассорил его с Колей, об этом написала выше. Потом эту же попытку предпринял по отношению к Жене, всячески препятствуя общению их с Данилом общению. Оскорблял, пихал, отталкивал.
В марте (дату не записывала, примерно через неделю после масленицы) история с рюкзаком повторилась вновь. После уроков Данил вышел на улицу вместе с Женей, с ними был опять Коля и Семён. Последнему не понравилось, что Данил и Женя опять общаются, поэтому он взял мешок со второй обувью моего сына, а Коля схватил рюкзак.
Они вновь стали пинать, бросать, кантовать имущество моего сына, сопровождая это матами, оскорблениями, насмешками.
Но теперь в их компанию уже включились и девочки. Они наблюдали за процессом издевательств над моим сыном, смеялись и тоже матерились.
Эта травля длилась два часа
По стечению обстоятельств в этот день Данил был записан на приём к гастроэнтерологу. Наверняка Вы знаете, что попасть к узкому специалисту в обычной поликлинике очень сложно. Мы ждали этот приём достаточно долгое время. В результате мой ребёнок на этот приём не попал, потому что не мог забрать свой рюкзак и обувь.
- Мама, я просто ждал, когда им надоест швырять мои вещи, - сказал мне сын. Вновь весь рюкзак был залит молоком, а имущество испорчено. Ни тогда, ни в этот раз компенсировать ущерб никто не захотел.
Я сообщила о случившемся классному руководителю. Нина Николаевна была на больничном и провела беседу с мальчиками по телефону. Мне в беседе по телефону классный руководитель сказала:
- Пусть Данил ударит что ли этого Семёна, пусть даст ему уже, сколько можно это терпеть.
Однако я хорошо запомнила, как в 3 классе именно мой сын остался виноватым в драке и совету учителя не последовала.
Даже если ребёнка травят словесно и морально, то ударив обидчика в ответ, жертва травли останется в итоге виноватой стороной.
Обратилась за помощью
Вместо этого я обратилась к социальному педагогу школы ОА. ОА обещала выйти в класс с беседой на тему травли, сказала, что придёт вместе с инспектором по делам несовершеннолетних, что после каникул (был конец четверти) вызовет всех родителей этих детей и меня на беседу, что поговорит и с мальчиками тоже. ОА говорила, что физическое насилие и любые издевательства должны пресекаться на корню, что это недопустимо, что нужно брать ситуацию на контроль. Она записала фамилии учеников.
Впоследствии родители двух девочек принесли свои извинения, потому что я сообщила о случившемся в родительском чате. И лишь мама одной мне не поверила, встала на защиту дочери. Мать Коли никак не отреагировала, мать Семёна предложила встретиться и поговорить.
После каникул на беседу меня никто не вызвал, в класс социальный педагог не приходил, инспектора тоже не было. С родителями мы не встречались. Но увеличение численности тех, кто издевается над моим сыном, меня тревожило.
Школа никаких мер по-прежнему не принимала
На второй неделе учёбы в 4 четверти я повторно обратилась к ОА, напомнив об инциденте. ОА сослалась на занятость и обещала выйти в класс с беседой. В класс она так и не пришла. Я всё больше и больше недоумевала, почему классный руководитель и администрация бездействуют.
В течение всех этих месяцев насмешки, обзывания, оскорбления в адрес моего ребёнка продолжались. Основным инициатором был Семён. Уже 10 апреля в очередной беседе с сыном я узнала, что ещё с февраля во время приёмов пищи в столовой Семён издевался словесно над моим сыном, рассказывая всем присутствующим за столом, что Данил по ночам занимается с***ом (он употреблял матерное слово на “е”) со своими одноклассницами, далее стал говорить, что со всей школой, а потом додумался сказать, что у Данила интимные отношения с одноклассником Матвеем (имя изменено).
Удивительно, что травящий и подвергающийся травле ребёнок все долгие месяцы сидели в столовой за одним столом!
Со временем к байкам Семёна присоединился ещё один мальчик Влад (имя изменено), который стал поддерживать речи Семёна.
Вы замечаете, что ком этой травли стал увеличиваться в размерах?
К этому деянию стали подключаться другие дети, которые видели безнаказанность Семёна. А у самого Семёна безнаказанность вызвала рвение к ещё большим издевательствам. Он решил, что вправе оценивать причёску моего сына, что он вправе решать, с кем Данилу дружить, а с кем нет, что ему делать и говорить. Семён не упускал ни единого случая в столовой, чтобы не облить моего ребёнка грязными выдумками. Это длилось месяцами.
Неудивительно, что у Данила диагностировали гастрит. “Гастрит часто возникает на нервной почве” - слова врача, платного, кстати, ведь благодаря некоторым детям к бесплатному врачу мой сын не попал. У меня нет доказательств, что гастрит возник именно из-за травли, но я допускаю эту возможность, потому что вместе с едой мой сын глотал всякую словесную дрянь.
Узнав об этих грязных обвинениях, я в тот же день, 10 апреля, вечером написала НН, что приду завтра в школу на беседу с Семёном. Уведомила я об этом и мать мальчика:
Как видите, мать Семёна интерес к ситуации не проявила, впрочем, и как классный руководитель.
Кто виноват? Вердикт учителя
11 апреля мы с мужем пришли в школу для беседы с Семёном. Это был шаг отчаянной попытки с нашей стороны пресечь травлю ребёнка. Учитель нас встретила с недовольным лицом и фразой: "Что у вас опять случилось?" ОПЯТЬ. У НАС. После беседы Семён пересел за другой стол в столовой, но лишь на несколько дней. Позже он вернулся за стол, где сидит мой сын. И продолжает сидеть с ним по сей день.
Сил и терпения не трогать Данила Семёну хватило на неделю. Во вторник, 22 апреля, Данил вернулся со школы очень расстроенным и заявил, что больше туда не пойдёт и что он вообще уже не хочет жить.
Опять Семён. Опять издевательства. На этот раз он раскидал содержимое пенала Данила. Когда Данил пошёл собирать вещи, Семён его толкнул, Данил отлетел к стене и ободрал нос. Это было во время урока, учитель отсутствовал.
- Мама, весь класс надо мной смеётся, потому что я ябеда. Потому что я рассказал вам с папой про Семёна, а вы пришли его отругать. Все это видели и слышали. И теперь все меня считают стукачом, девочки (в их числе та самая, за которую мама заступилась ранее) предлагают всему классу со ной не разговаривать, потому что я стукач.
НН об этой ситуации знала и сказала мой сын, что он САМ ВИНОВАТ в этой проблеме.
На сегодня всё. Позже расскажу, какие меры мы предприняли, чтобы помочь сыну.
Продолжение здесь.