Кто-то может счесть это странным или, как минимум, удивительным (о, счастливчики!), но проблема восприятия соседского шума в наши дни очень актуальна. В Интернете существуют целые сообщества, где участники делятся своими переживаниями на эту тему, рассказывают свои истории, получают поддержку. Что стало причиной для такого развития событий, сложно сказать. Думаю, комплекс причин от пандемии, во время которой люди стали чаще находиться дома, до некачественных строительных материалов, из-за которых слышимость в некоторых многоквартирных домах превышает все допустимые пределы. Но так или иначе существует целая группа людей, страдающих от схожих проблем, и у многих из них схожие переживания: постоянная тревога, нежелание идти домой, бессилие вплоть до отчаяния, порой, агрессия и стыд.
Предлагаю разобрать некоторые аспекты, на которые я обращаю внимание при работе с данной проблематикой.
- Удержание эмоций. По сути соседский шум – это нарушение границ. Скажем, человек хочет спокойно почитать книгу, а вместо этого приходится слушать музыку, да еще и соответствующую вкусам соседа. Многим ли это понравится? Полагаю, что нет. На нарушение границ мы обычно реагируем злостью. А злость – это "социально неприемлемое" чувство. Многих из нас с детства научают ее подавлять. Как следствие, может запускаться множество механизмов, направленных на подавление эмоций: стыд, мысли о собственной неправильности, оправдание соседей, а далее может нарастать тревога. Здесь нужно провести работу, направленную на выявление и легализацию эмоций, возникающих у клиента.
- Принятие себя клиентом. Да да, именно себя! В подобных ситуациях часто советуют принимать реальность, тот факт, что соседей мы изменить не можем и властны только над собой. Ох! Совет сам по себе, безусловно, правильный, влиять на других людей мы, действительно, не можем, и этот момент, конечно, нужно проговаривать. Однако сложность часто кроется в том, что от осознания этого факта, порой, становится еще хуже и запускается очередной виток тревоги. Я предлагаю в первую очередь поработать над тем, чтобы клиент учился принимать себя в сложившихся обстоятельствах – злящимся, иногда агрессивным (ох уж эти соседские войны), бессильным что-то изменить. Это позволит легче перейти к следующему пункту.
- Забота о себе. На этой теме в последнее время любят спекулировать, но забота о себе – это далеко не всегда пресловутые «принять горячую ванну» или «сходить в спа». Только сам клиент знает, как он может позаботиться о себе в данных обстоятельствах. Например, для кого-то будет приемлемым прогуляться на свежем воздухе в те моменты, когда шум очень сильный, для кого-то включить приятную ему музыку у себя дома или воспользоваться берушами. Иногда сделать что-то из вышеперечисленного мешают размышления наподобие «почему я должен уходить из дома, а они будут делать, что хотят», «почему я должен выбирать что-то другое, чем мне сейчас хочется». И здесь как раз возникает не только вопрос принятия действительности, но и принятия себя в этой действительности: да, я не могу ничего изменить, но это не означает, что со мной что-то не так. Возможно, с этим пониманием клиенту будет проще делать выбор в пользу заботы о себе. Иногда больше пользы в том, чтобы прогуляться, чем слушать соседскую музыку или наблюдать, как сотрясается потолок от их неведомых упражнений.
Безусловно, это лишь часть аспектов, которые я затрагиваю при работе с проблемой восприятия шума. Результатом такой работы, в том числе, будет создание условий для более осознанного выбора клиентом дальнейших действий: остаться жить в этом месте или переехать, куда переехать, отстаивать свои границы или нет, какими способами их отстаивать...
Автор: Ерина Анна
Психолог, Еда Шум Отношения
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru