4,4K подписчиков

Как воспитать чемпиона в автогонках? Рецепт Стаса Грязина

502 прочитали

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.

Во-первых, в минувший уик-энд Коля Грязин и Костя Александров одержали победу (в зачёте WRC2) на этапе чемпионата мира по ралли, который проходил в Хорватии. Мой блог – не новостной. Поэтому рассказывать об успехе российского экипажа я буду, но совсем не так, как делают мои коллеги из новостных редакций.

Во-вторых, я не люблю жанр классического интервью. Поговорить с интересным человеком, узнать у него что-нибудь эдакое – это с удовольствием. А классическое вопрос-ответ – не люблю. Вот это всё: запись на диктофон, расшифровка, корректура. Скучно! Но бывают исключения – порой садишься брать интервью и забываешь о времени. Так случилось в 2016 году, когда я договорился о встрече со Станиславом Грязиным – и мы проговорили с ним несколько часов.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.

Людям из мира автоспорта Стаса представлять не нужно. Тем же, кто не знает это имя, скажу – это чемпион России по ралли 2001 года. Но, что даже более важно для данной статьи – это единственный в России гонщик, который знает как воспитывать чемпионов! Его сыновья Василий и Николай на двоих собрали такой список титулов и званий, что если его попытаться весь написать в данной статье, она увеличится раза в два. Поэтому я не буду перечислять регалии Грязина-среднего и Грязина-младшего – просто поверьте на слово!

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-2

Небольшой оффтопик. Если вы думаете, что чемпионских династий в формате «отец-чемпион и два сына-чемпиона» в мире ралли много, то вы ошибаетесь. Навскидку можно вспомнить чемпиона Джимми МакРея и его сыновей-чемпионов: Колина МакРея и Алистера МакРея. И… на этом всё! Грязины и МакРеи. Классная компания, не правда ли? Если вы вспомните ещё кого-нибудь – напишите в комментах.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-3

Ну так вот, в 2016 году мы записали многочасовое интервью. Оно было расшифровано, но по не зависящим от нас обоих причинам так нигде и не было опубликовано. С тех пор определённые части нашего разговора устарели и потеряли смысл, но самое главное осталось – тот самый рецепт приготовления чемпионов. Таких, которые выигрывают этапы чемпионата мира по ралли – пусть пока и в зачёте WRC2, но у парней всё впереди!

ВАЖНЫЙ ДИСКЛЕЙМЕР ЛИЧНО ПО ПРОСЬБЕ СТАСА!!!

Всё, что сказано ниже – мнение образца 2016 года. Сейчас в каких-то аспектах оно может отличаться. А может быть и нет…

(Последнее предупреждение – фотографии из архива семьи Грязиных и из моего архива я разбросал по тексту в произвольном порядке).

Поехали?

ВОПРОС: Как ты оцениваешь результаты того или иного выступления парней?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Итоговый результат я оцениваю не в виде очков/баллов/чего-то ещё, а тем ходом, которым человек ехал. Человек может и не финишировать, но ехал очень быстро и я буду оценивать это. И буду оценивать плохо, если все попадали, а он финишировал, потому что не с кем было бороться. Нужно, чтобы было с кем побороться, чтобы была интересная борьба, плотная, каждый доп ехал в грань. Прогресс, проделанная работа и итоговый результат.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-4

ВОПРОС: Можно сразу начну с неприятного вопроса? Ты не боишься, что Коля повторит судьбу Васи, который шёл очень хорошо, а потом в какой-то момент ты сказал: «Всё! Я прекращаю работу с Василием, как с гонщиком». Чем путь Коли отличается от пути Васи?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Я боюсь, реально боюсь. Но пока Коля демонстрирует весьма высокую работоспособность и психологическую упругость, потому что объём работы и тренировок и вообще нагрузки, который сейчас выдерживает Коля – не ошибусь если скажу, что они в два раза выше, чем были у Васи. Хотя это реально момент за которым я постоянно слежу, чтобы человек не сорвался. Поэтому продумывается варианты и отдыха и ещё чего-то – каких-то расслабляющих покатушек. На лыжах ездим кататься. Стараюсь отслеживать, чтобы он не надорвался, потому что у Коли нагрузка близкая к предельной.

ВОПРОС: Кольцевиков, перешедших в ралли не так много. А успешно перешедших – ещё меньше. Насколько сложнее было натаскивать Колю в ралли, чем Васю? Они ведь оба с нуля начинали заниматься ралли, но Коля был после кольцевых гонок. Ему было проще или сложнее?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Проще, однозначно, проще. Получается, что Коля в этом плане в привелегированном положении, потому что до этого был путь какой-то до каких-то маленьких холмиков (вершинами это не назовёшь), который в ралли прошёл я. Проанализировав данный путь, я нарисовал некий путь для Василия. Он шёл другим путём – путь Васи был оптимальнее, чем мой. А путь Коли точно оптимальнее, чем Васи.

Кольцо это как математика для физика. Невозможно быть хорошим физиком, если ты не владеешь математическим аппаратом на высоком уровне. Поэтому то, что Коля два года ездил в кольце, ездил успешно, проехал там большой объём, это несомненно дало феноменальный фундамент, который конечно же помогает ему в ралли.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-5

То что кольцевики как правило ничего выдающегося в ралли показать не могут это не потому, что они не могут ездить. Есть определённые особенности в ралли, как в любом виде спорта, которые надо учитывать. В данном случае, именитым кольцевикам, которые заработали себе серьёзное имя, может быть сложно сесть за парту в первый раз и начать чему-то учиться.

Коля ещё в этом плане зазвездить не успел. И он сел за парту и стал учиться. И учится тем вещам, которые абсолютно не знал, не умел. В плюс ему, конечно же, возраст. Семнадцатилетнего парня можно научить тому, чему взрослого человека и за пару лет не научишь. Кольцевую школу считаю очень хорошей базой. Практически уверен, что хороший кольцевик может сразу быстро поехать в ралли, искренне в это верю.

ВОПРОС: Ты же пробовал сажать раллиста в кольцевые гонки – Вася себя пробовал не один раз…

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Надо понимать, когда Вася занимался, у него был большой объём кольцевых тренировок, для него это не было чем-то новым. Это был постоянный и важный аспект тренировочного процесса. У него не было опыта старта в кольце, но как ехать в кольце и что такое быстрая кольцевая езда он знает достаточно неплохо. Поэтому, наверное, Вася это не совсем чистый эксперимент. Пока из того, что происходит – как правило, раллисты не показывают выдающихся результатов.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-6

За исключением каких-то мегаталантливых ребят, типа, Лукаса [Алексея Лукьянюка – прим.моё], который на мой взгляд на чём годно, картинг, кольцо – везде будет быстрым. Ну а так, если брать плюс-минус усреднённого гонщика, раллисты у нас по кольцу ездить не умеют. Пример – Rally Masters Show. Это не кольцо, но всё же закольцованная трасса, которую можно было проехать быстро. Колин результат я не беру – другая машина и так далее, некорректно сравнивать.

ВОПРОС: Как много Коля тренируется? Наверняка тренировки складываются из разных активностей – заезды автомобилей, какая-то подготовка ведется для ОФП или еще что-то? Каков объем в неделю или в месяц посвящен у него именно ралли?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Он только этим и занимается!

ВОПРОС: То есть это постоянный монотонный процесс?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Да. Так, чтобы он неделю ничего не делал – это невозможная ситуация.

ВОПРОС: Это подход уже такой, профессиональной команды, не любительский.

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Совершенно верно, не любительский. Даже если у него есть свободное время, он очень много работает на симуляторе. У него и дома есть, и он ходит, куда-то, где у него есть место: там ребята построили хороший симулятор, который имитирует движения машины. В частности он там берет у них длинные заезды для того, чтобы наработать ментальную выносливость и так далее, и так далее. А так я могу просто рассказать – мы завтра улетаем в Латвию, у нас там три дня тестов.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-7

Потом два дня у него будет гонка в Пярну. Потом мы переезжаем в Швецию – то есть два дня у нас такие транспортные. Затем тесты в Швеции и гонка в Швеции. Из Швеции возвращаемся – потом опять у нас тесты. Я помню, что мы в Москве появляемся на два дня после ралли Talsi. После ралли Talsi будут еще тесты – я нашел специальные дорожки, которые плюс-минус похожи на Азоры, мы там хотим поработать. После этого мы прилетаем в Москву, два дня у нас в Москве отдых и улетаем на Азоры. После Азор я там уже на память не помню. Примерно так.

ВОПРОС: То есть весь год фактически расписан?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Да, очень плотный объем тренировок и постоянные тесты, либо гонки, либо тренировки. Значительно более интенсивная подготовка, нежели была с Васей. Действительно побаиваюсь, чтобы человек психологически это все переживал.

ВОПРОС: В свое время Вася очень быстро перескочил с монопривода и сел на полноприводный Mitsubishi. А с Колей у тебя получается обратная ситуация, у вас в боксах стоит Fabia, но Коля ездит на Peugeot на переднем приводе. Почему ты развернул эту ситуацию и не считаешь ли ты, что может быть стоит пораньше пересадить Колю на Fabia?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: По поводу Васи: я сам не ездил на моноприводе и относился к подобным автомобилям крайне несерьезно, как большинство у нас относится. Думал, что это некая машинка, а все реальные пацаны ездят на полном приводе. И чему эта "микрожужа" может научить? Я вообще серьезно не воспринимал её – как автомобиль, на котором кто-то ездит в гонках. До сих пор мне всегда было удивительно, почему заводы всю молодежь пылесосят из монопривода, а не берут, скажем так, быстрых ребят из группы N. Думал: «Ну наверное, какие-то люди странные».

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-8

Но у меня принципиально отношение изменилось, когда мы купили Ford Fiesta под программу «Академия WRC». Вася ее не поехал из-за того, что от него ушёл штурман, но в процессе замены штурмана я решил не влезать в серьезные программы. Тем не менее у нас эта машинка появилась, на ней поездили. И я радикально изменил свое отношение к переднему приводу.

ВОПРОС: Ты сам садился за руль этой машины?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Немножко садился, но можно сказать, что нет. Я понял, что подобными машинами управлять намного сложнее в плане точности, скорости, реакции пилотажа – на ней сложнее чем на R5 точно. На порядок сложнее, чем собственно говоря, на группе N. Например – Ральф Сирмацис в прошлом несколько лет подряд ездил на моноприводе и становился чемпионом Латвии. А в этом году проехал за нашу команду на полноприводном Лансере ралли Alūksne. Я потом его спросил: «Ну как тебе?», а он в ответ: «Скучно». Прекрасно его понимаю, что после этой "жужи", где постоянный экшн, езда на этой большой инертной машине действительно – скучно. Для него это все как в замедленной съемке. Раз доехал – всё, выиграл! Поэтому в этом смысле нет никакой проблемы пересесть с монопривода на полный привод.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-9

Сейчас всем нашим орлам, кто гоняет на полном приводе дать вот эту "жужу", я думаю, что они там и один доп не финишируют, употеются. Поэтому это отличный тренажер, отличная школа и я чисто финансово не смогу дать Коле такой объем езды на Skoda. Поэтому понятно, что каждый боевой километр на Skoda стоит много, а здесь во-первых дешевле, во-вторых на Колю не давит ответственность, что он может разбить машину. На любой выезд мы везем с собой две машины. У нас есть тренировочная машина, у нас есть боевая машина. На тренировочной он гоняет, поэтому у него есть четкое внутреннее понимание, что если он там где-то ее повесит на ёлку, то мы ее снимем, положим, как говорится, в прицеп, а боевая – вот она. Но я не настолько состоятельный человек, чтобы позволить такой подход и со Skoda. Поэтому, конечно же, Peugeot Коля юзает, время от времени там что-нибудь прикладывает, жестянщики на нас там наживаются очень часто – Коля у них там точно любимый клиент.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-10

Поэтому я считаю, что Коля сейчас абсолютно готов ехать на Skoda и уверен, что если его посадить на Skoda, он будет показывать приличный ход. Я просто это не делаю, потому что хочу ему экспресс-методом дать большой объем. Тем более когда у тебя такая простая относительно дешевая машинка на тебя не давит вот эта ситуация – чтобы ни в коем случае не ударить, не зацепить. Я говорю: «Колян, дубась! Мне важно, чтобы ты выиграл, постарайся выиграть каждый спецучасток!». Это, условно говоря, достаточно часто ставящаяся задача на гонку. Такую задачу на Skoda я уже не могу поставить.

ВОПРОС: И Коля, и Вася начинали ездить по твоей стенограмме. Вносили ли они в неё какие-то изменения – с учётом езды на более современных машинах?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Моя стенограмма – практически от поворота руля. Называется математически это вписанная дуга. В этом смысле у меня тоже очень специфическая стенограмма. Я ездил по ней на достаточно быстрых машинах – у меня штурман в принципе всё всегда успевал и я успевал всё это воспринять. Проблем не возникало. По базе – да, база это та же самая стенограмма. Но если одну и ту же дорогу запишет Вася и Коля – будут отличия.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-11

Мне то, как пишет Коля, чуть-чуть ближе. Допустим я в этот момент запишу так, но знаю, что Вася запишет иначе. Коля практически везде пишет как я. Но тоже есть некоторая особенность, которую он сам себе ввел. Достаточно грамотные нюансы, которые отличают его стенограмму от моей, но на 95% это одна и та же стенограмма.

ВОПРОС: Вася и Коля попробовали в деле разные полноприводные машины: группа N, R4, Super 2000 – затем в перспективе R5. С твоей точки зрения, насколько лучше или хуже, что появилась группа R5?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Очень хорошо, что появилась R5. Super 2000 – это всё-таки такая немножко тупиковая ветвь развития цивилизации и правильно, что ее там, как говорится, захлопнули. Правильно, что сделали R5. В этом смысле подход, который у нас демонстрирует FIA в отношении ралли, я приветствую всеми руками. Потому что надо понимать, что R5 и WRC не очень далеки друг от друга с точки зрения пилотажа.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-12

Поэтому человеку, который очень быстро едет на R5, не надо как-то совсем переучиваться, чтобы поехать на WRC. Принципиально эта машина не радикально отличающаяся по возможностям. R5 – действительно очень правильная машина. Группа N это все таки для джентельмен-драйверов, как говорится. Все таки это бытовой автомобиль, который приспособлен для езды по дороге в ралли. То есть это все таки не гоночная машина.

ВОПРОС: Что бы ты посоветовал. Вот приходит сын к отцу: «Папа, хочу в автоспорт!». И отец ему должен сказать: «Пошли в кольцо или пошли в ралли»?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Очень часто задаваемый мне вопрос. Я не знаю, как пойти в ралли. Честно. Я четко знаю, как пойти в кольцо, в зависимости от задач и ситуации. Есть алгоритм, что нужно делать. А вот алгоритма попадания в ралли нет.

ВОПРОС: Интересно это слышать от чемпиона России по ралли, который вырастил двух раллистов практически с нуля…

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Этим двум раллистам «с нуля» повезло, потому что у них есть я. Но я не возьмусь кого-то тренировать или учить. У меня, как ты говоришь, своеобразная стенограмма. Куча людей этой стенограммой интересуется. Я о многом рассказывал, я ее не скрываю, я готов делиться. Я даже выезжал, людям ее объяснял, показывал. Но никто по моей стенограмме нормально ее не пишет. Её не научить писать! Я научил, и то не до конца, двоих человек – это два моих сына. Я представляю какой это объем работ, чтобы их научить. У меня есть определенная методология, как надо учить. Ты берешь своего ребенка, который очень неплохо ездит на машине.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-13

Ему нужен штурман, ему нужно объяснить стенограмму, он вообще не понимает, как ее бить. Как можно научить записать стенограмму, если ты не научился еще по ней ездить?! Опять же, возьмем скандинавский опыт: когда Васе нужно было выбрать какую-то гонку, чтобы они с новым штурманом Димой Еремеевым раскатались, то выбрали гонку Норвегии. Они приехали и поехали писать стенограмму. Васёк у меня парень общительный, со всеми этими молодыми норвегами тоже перезнакомился, так его там все ходили снимали на видео, показывали пальцами, как на обезьянку из зоопарка – потому что молодой пацан девятнадцатилетний, сам пишет стенограмму. А для них это нонсенс – ты приходишь в штаб ралли, а там свободно лежат четыре варианта готовой стенограммы, разные.

ВОПРОС: Хорошо это или плохо?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Это единственно правильный путь. Я не могу написать нормальную стенограмму, если я ещё не понимаю, если у меня ещё нет представления, как здесь машина поедет. Когда у меня кривая стенограмма, я начинаю во всех закрытых местах страховаться. Что такое страховаться? Либо я еду медленно, а это неправильно. Либо начинаю ехать боком, раком, поперек дороги, что тоже неправильно. Я не доверяю своей стенограмме, потому что не могу нормально писать. В итоге человек начинает ехать через задницу, извиняюсь за выражение.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-14

У меня метода с пацанами очень простая. Я их не учу писать стенограмму, пока они нормально по ней не поедут. То есть год. Вот Коля только сейчас сам начинает писать стенограмму. И то я сижу сзади, контролирую. Прошлый год он не записал ни километра гоночных – только на тестах. Хотя мы с ним уже под конец много ездили и тренировались писать. Он ездит по стенограмме, она у него есть написанная, он ей доверяет, и соответственно может ехать. Отсюда и результат – Коля выглядет весьма нехило на дорогах, которые ему понятны. А если бы он сам писал? Ездил бы он сейчас на две секунды с километра медленнее своих сегодняшних соперников и проигрывал – даже не пытался бы с ними бороться.

Я считаю, что это единственно правильный вариант. Должно быть так. Если ты приезжаешь на гонку, тебе выдается стенограмма, написанная, скажем, Васиным и Щукиным. Они проехали и всем стенограмму написали. А потом семинар прочитали, а ты бы его в Youtube открыл и посмотрел, где они объясняют что есть что. Я проехал, посмотрел. Какие-то вещи под себя подобрал, чуть-чуть – и у тебя уже есть хорошая базовая стенограмма. Я когда эти мысли высказываю, мне задают вопрос: «Стенограмма ведь зависит от уровня пилота?» Да, зависит. Но если у тебя поворот второй, то он будет второй вне зависимости от уровня пилота. Потому что дорога такая, а не потому что пилот по ней едет. Она не зависит от машины, на которой он едет. Знаешь чем отличается стенограмма опытного человека от неопытного? У опытного она будет проще!

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-15

Многие вещи, которые для него очевидны, он писать их не будет, а для начинающего пилота они не очевидны, он их для себя запишет. Если сравнить стенограмму двух пилотов (один начинающий, другой опытный) – у неопытного будет чуть больше информации: это же все-таки система подсказок. Какие-то подсказки неопытному нужны, потому что они неочевидны, а опытному не нужны. Когда Коля приедет в Италию, у него стенограмма будет значительно более насыщенная, чем у итальянских пилотов. Но когда итальянец приедет в ту же Латвию, у него будет более плотная стенограмма, чем у Коли. Потому что для Коли там знакомая дорога, то есть есть родная дорога, но есть для него и незнакомые. Вот в чём отличие.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-16

Базово – не важно в какой системе ты пишешь, абсолютно не важно. Есть геометрическая система, которая все-таки описывает не действия. Есть стенограмма действия, она другая, мы ее не рассматриваем. Нельзя «тормоз, газ, прыжок, подпрыг, в ухо дать штурману» и так далее. Это – действие пилот пишет, но это конкретно ему. Моему штурману не надо в ухо давать, он и так всё может прочитать, поэтому я не буду это писать.

Если ты всё пишешь, то так или иначе это дорога или какая-то производная от этой дороги. То есть я пишу не дорогу, а некую производную, как я называю это. Траектория тоже не совсем верно – я пишу нечто. Нечто, которое является прямой производной от дороги, а не от пилотажа. Нет понятия чтобы притормозить / разогнаться. Эта информация не зависит от пилота, и она не зависит от машины, на которой он едет. Количество информации о повороте, например, может отличаться. Мне она нужна меньше, а Коле, например, нужно больше. Вот если бы у нас ввести такую систему, чтобы опытные пилоты выезжали и писали. Если бы РАФ это дело ввел и платил бы, если есть такая возможность, денежки за такие выезды бывшим опытным пилотам, это было бы офигенно!

Это по большому счету оплатить расходы, плюс за работу заплатить двум людям — пилоту и штурману, которые когда-то круто ездили, которые умеют писать стенограмму. Они приехали на доп, записали стенограмму, и мы знаем, что это стенограмма уважаемого человека, бывшего пилота сборной СССР, например.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-17

А вот сейчас вопрос к тебе: «Ты можешь сказать, я к тебе приду и спрошу: «Я хочу ездить в ралли!»». Кто его будет учить стенограмме, кто? Стенограмме невозможно научить, так же как и карате по книжке! Я внимательно прочитал книгу, которую Женя Васин написал. Снимаю шляпу, просто пять баллов, что вообще он это сделал. Написаны упражнения, что делать надо. Мне чем понравилось, что там нет воды, общих разглагольствований, как у большинства наших мэтров, которые зарабатывают тем, что пишут книги. Прочитаешь книжку, а в ней ни о чем.

Здесь конкретно: вот есть такое упражнение, берем столько-то конусов, вот так расставляем, вот это делаем. Есть описание стенограммы. Допустим по стенограмме, я совсем по другому пишу. Фактически, человек, не понимает, о чем идет речь. Я прочитал, хотя человек очень подробно все описал, с иллюстрациями все хорошо. Я уверен, что человек прочитавший эту книгу не поедет и не запишет дорогу, принципиально. Это то же самое, что великий мастер боевых искусств пишет как надо. Хоть обчитайся эту ситуацию, ты все равно не научишься это делать.

ВОПРОС: То есть Джеки Чаном ты не станешь?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Никогда! Надо идти и тренироваться у мастера, а не дома в одной руке с книжкой, в другой перчатку – ну не получится. Так и здесь: если ты возьмешь книгу Евгения и поедешь писать, ты никогда ничего приличного не запишешь. Но, если Евгений поедет и запишет какой-то доп, то прочитав внимательно его книжку не один раз, ты, взяв его стенограмму, скажешь про неё: «Офигенно! Как классно всё!». Ты поймешь, как видеть дорогу. Именно так я поступил со своими сыновьями.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-18

Я им объяснял, что такое моя стенограмма, и они ездят по моей стенограмме. Почему у них стала возникать ситуация – видение дороги через призму стенограммы. По-другому невозможно. Я готов биться об заклад, что прочитав книгу Евгения Васина невозможно поехать записать нормальную стенограмму. Не потому что он плохо написал – он охрененно написал! Пять баллов, снимаю шляпу! А потому что это просто физически невозможно! Надо показывать.

ВОПРОС: Вася выступал в чемпионате России по ралли. Почему после этого опыта ты Колю не выпустил на российские спецучастки?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Вообще это беспонтовая задача – ездить чемпионат России по ралли. За Колю и Васю, их езду – я это всё оплачиваю. Тем не менее, я веду определенные действия по поиску спонсоров. С Васей была некая цель, что приезжает молодой пилот и выигрывает чемпионат России. Уровень Васи на тот момент позволял рассматривать такое развитие событий с ненулевой вероятностью, сильно ненулевой. Он борется за чемпионство. Нужно было открыть лицо. Это позволяет его хоть как-то презентовать.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-19

В Прибалтике была очень высокая конкуренция. Он в России уже две гонки выиграл, а там ещё ни одного допа не выиграл – это чтобы понимать уровень. Его успехи нельзя было презентовать, как успехи какого-то супер-пупер гонщика. И ещё, чемпионат России по ралли – просто дорогой, геморройный. И в этом смысле я не хочу, конечно, чтобы Коля там ездил.

ВОПРОС: Твои сыновья много выступали в Прибалтике. Так поступают многие наши гонщики. Даже если они ещё не достигли какого-то высокого уровня, они всё равно уезжают в Прибалтику на незнакомые допы.

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Прибалтика, с точки зрения дорог – это та же Россия. Просто там много дорог. Тем не менее тех, которые в качестве допов используются, – тоже ограниченное количество. Ты думаешь, что сможешь найти дорогу, которой удивишь Яниса Воробьевса? Не думаю. Там как у нас – тоже одни и те же дороги, очень быстро их проедешь. Почему там имеет смысл ездить? Дороги более щадящие для машины. Это идеальное место, где начинать. Но там тоже не надо засиживаться. Дороги достаточно однообразные и их понт плюс-минус конечный.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-20

Это идеальный вариант для начала. Потому что расход резины совершенно иной, чем у нас. Возьми какую-нибудь, например, Сатку: одна секция – и ты приезжаешь на корде. А в Прибалтике реально можно всю гонку проехать на шести колесах, абсолютно нормально. Можно и на четырех, и ничего не будет. Коля когда едет на R2 – мы задние колеса принципиально не меняем, механики их прикрутили и Колян всю гонку едет. В конце гонки они как новые. Это такая дорога, она практически не жрет колесо – самый минимум. Даже когда очень быстрый пилот за рулем.

Если есть желание немножко поэкономить, ты чуть более жесткое колесо ставишь – вообще можно на одном комплекте проехать гонку. У нас такое невозможно. Если ты машину ни обо что не бил, она не страдает, ее только пескоструит, по большому счету. Дороги ровные. Если ты где-то ошибаешься, там не как в Скандинавии – что ты с дороги выскочил и тут же тебе половину машины либо деревом, либо камнем оторвало.

Здесь ты можешь ошибиться, попрыгать по полю, вернуться, поехать дальше. Здесь очень безопасные обочины у дорог, это огромный плюс. Я считаю, это идеальное место для начала, для того, чтобы поднять ход, научиться писать стенограмму, потому что дороги все очень логичные. Это не деланная, а естественная дорога. Но если ты там несколько лет отъездишь, то выехав куда-то в другое место ты сильно удивишься.

ВОПРОС: По сути мы сейчас с тобой прошлись по программе выступления Жени Новикова? Он сперва поехал в России, потом в Эстонии, потом ушел в чемпионат мира.

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: В принципе, да. У меня цель выступлений Коли – это, конечно, чемпионат мира по ралли. Но туда не имеет смысл лезть, не достигнув определенного уровня. Нужно обязательно что-то выиграть. Ты должен достигнуть определенного уровня. Пока ты его не достиг, надо ездить другие гонки, которые тоже разнообразны, которые плюс-минус спринтерские. Есть определенное понимание в этом. Очень важный аспект развития пилота – это правильно выстроенная программа.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-21

Как у боксера: ты можешь взять талантливого боксера и сразу выпустить его на второй бой против какой-нибудь "кувалды" – он просто убьет его на ринге, инвалидом сделает. Во многом правильная карьера и высокие достижения боксера того же зависят не только от тренера, а еще от менеджера, который правильно выстраивает ему программу поединков, правильно подбирает соперников. Так и здесь – надо правильно выбирать программу гонок. Действительно, у нас есть быстрые ребята, просто они едут на моноприводе и это правильно. Если хочешь стать быстрым – садись на монопривод и фигачь.

ВОПРОС: Автоспорт молодеет. В «Формуле 1» уже в восемнадцать лет начинают выступать. Ралли пока еще не так помолодело, но тем не менее. Какой возраст ты рассматриваешь как вариант для прихода в чемпионат мира? В тридцать лет это уже поздно, а сейчас в восемнадцать еще рано? Какой возраст будет оптимальнее – не конкретно для Коли, а вообще в принципе?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Вопрос не в возрасте. Чем раньше, тем лучше, потому что чем моложе пилот, тем он быстрее все воспринимает. Вопрос, наверное, опыта. В ралли в международных сериях ты не можешь начинать ездить когда тебе нет восемнадцати лет. А я считаю, что нужно получить определенный опыт.

ВОПРОС: До восемнадцати?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Нет. В восемнадцать можно получить скорость. На мой взгляд, была основная ошибка Новикова – либо Жени, либо того, кто ему советовал, это то, что он сразу ломанулся в чемпионат мира. Парень феноменально быстрый. Что угодно про него можно говорить: «Ненадежный, не доезжал». Чемпионат мира это совсем другое соревнование. Оно требует определенного опыта и определенного наката.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-22

Если бы он не полез сразу в WRC, а заработал очень высокую скорость, поездил бы какие-то разнообразные гонки – пусть это будет не обязательно чемпионат, а набор разных гонок. Именно разных! Это были бы гонки, где он отработал стенограмму. Потому что на мой взгляд, это его вторая проблема – у Жени очень примитивная стенограмма. Крайне примитивная стенограмма. И он сам говорил, когда ездил чемпионат мира, что он работает над стенограммой, он ее совершенствует.

Но чемпионат мира это не место, где совершенствуют стенограмму! У него была феноменально высокая скорость – я думаю, что она у него и осталась, он человек очень быстрый. При этом у него еще не устоявшаяся стенограмма, и отсутствие опыта в таких сложных гонках. Это то же самое, что потенциального чемпиона мира по боксу выставить сразу с чуваком, у которого пятьдесят боев – причем такого уровня, со всем разного. Он вышел и убил, что называется, ребенка, вот что произошло. Человек попал в ситуацию, которой он не владел. Чемпионат мира – это не место, где получают опыт. Туда нужно приходить с максимально стабильной стенограммой, которая уже зацементирована. У меня такая стенограмма есть. У Васи и у Коли – ещё нет.

ВОПРОС: То есть по твоей логике чемпионат мира это уже экзамен. Нужно подготовиться и прийти?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Совершенно верно. Чемпионат мира хорошо с первого раза не проедешь. Нужно получить специфический опыт конкретно гонок чемпионата мира.

ВОПРОС: Конкретных этапов?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Да, конкретных этапов, потому что там много чего повторяется. Понятно, что когда ты едешь первый раз эту гонку, какой бы ты орел не был, ты все равно будешь проигрывать тому, кто едет ее второй или третий раз. Это не место, где учат основы. Основа – это стенограмма, это умение ездить по разным дорогам и так далее. Когда Женька ездил, я болел за него, переживал, реально было обидно. Понимаешь, что чудес не происходит. Он стартует и ты ждешь чуда, потому что эпизодически он выстреливал на отдельно взятых допах феноменально! Монте-Карло, когда он ехал быстро – это показатель уровня пилота. Известный факт, что уровень пилота демонстрирует то, как человек едет по сложной дороге при сложных погодных условиях, потому что невозможно это описать, это чуйка. Феноменально быстро едет человек. Он приезжает и пытается не имея большого объема тестов, не имея работы с машиной по настройкам, вообще ничего.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-23

Приехал, дали машину. Что называется: «Дали мяч – фигачь». Он круто фигачит, но с таким подходом не становятся чемпионами мира. Если бы те же деньги, которые были вбуханы в эту программу, немножко по иному направить – мы могли бы сейчас иметь очень быстрого пилота в чемпионате мира, не который платит за свои выступления, а которому платят за то, что он ездит! Безумно в этом плане обидно, потому что у Женьки все было: и возраст, и скорость. На мой взгляд, ему просто выбрали неправильный путь те люди, кто этот путь для него выбирал.

Чем ралли интересно – очень многоплановый спорт. Ты можешь быть феноменально быстрым, но если ты не доверяешь стенограмме, если ты не готов ехать быстро по дороге, которую ты не помнишь, ты никогда быстро не поедешь. Если ты не умеешь писать хорошую стенограмму, однозначно ты тоже быстро не поедешь. А у нас одни крайности. Одни считают, что тренироваться не надо – главное стенограмму хорошую писать. Если ты ездить не умеешь, то какую стенограмму тебе не дай, ты никуда не доедешь, ты просто ездить не умеешь. Если ты чемпион любого шейкдауна по памяти, то это далеко не факт, что ты выиграешь хотя бы один доп. Это комплексный подход. К сожалению, в силу того, что у нас нет понимания этапов, у нас возникают такие ситуации, что даже когда потенциальные звезды появляются, они даже вспыхнуть не успевают…

ВОПРОС: Про Колю и Васю поговорили, про Новикова тоже. Скажи тогда ещё и своё мнение о Лукьянюке. Лукас имеет ещё шанс прийти в WRC? С ним что?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Неприятно будет слышать Лукасу, но конечно серьезных перспектив у него нет. У него есть всё, кроме молодости, к сожалению. И стабильного финансирования. А именно в силу возраста вряд ли он получит какое-то предложение от заводской команды.

Но на сегодняшний день это человек, который имеет колоссальный опыт, огромную скорость и огромный тренерский опыт. На мой взгляд, он может быть именно тем человеком, который может после выхода на пенсию – не так много физически времени у него есть – он будет быстрым и через десять лет, но скорее активно через какое-то время он уже не будет ездить.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-24

Вот если в этот момент РАФ сможет с человеком поговорить, который может оказаться проводником для наших молодых талантов, которые будут с каким-то финансированием, по правильному пути, потому что человек может оказаться серьезной некой первой ступенью для кого-то. В этом плане, Вася и Коля продолжают мой путь. Я тоже достаточно поздно начал, мой потолок был значительно ниже, чем у Коли и Васи. Но то, чем я занимался, точно не пропало зря. Во многом на этом багаже ехал Вася и сейчас едет Коля – на багаже Васином и моем в том числе.

Если Лукас в определенный момент, перестав сам активно гоняться, начнет этот опыт передавать правильным образом в нашу раллийную тусовку, это может помочь вырасти и выделиться каким-то звездочкам, которые в моноприводе на простых машинках. Здесь зависит от РАФа, может финансовая помощь есть, она копеечная, она возможна. Давайте организуем обучение. У нас есть люди, которые могут передать свои знания. Помогите, они с удовольствием этим поделятся!

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-25

Есть ещё один момент. Если даже кто-то из наших российских талантливых пацанов найдёт деньги, выедет на мир и что-то продемонстрирует – никто этого не заметит. Более того, я практически уверен, если кто-то из наших ребят станет чемпионом мира – это никто знать не будет. У нас ралли просто никому не интересно. Вот «Формула 1» так или иначе интересна. Там просто деньги другие. И в этом смысле здорово, что Лукас хоть какие-то деньги находит для своих выступлений. Это крайне мало, для того чтобы показать серьезный результат, потому что когда у тебя пятьдесят километров тестов перед какой-то мировой гонкой – это вообще ни о чем. Коля перед Rally Masters Show проехал восемьдесят километров, и я тоже считаю, что это называется просто привыкнуть к машине.

ВОПРОС: Сколько Коля проехал тестовых километров перед Ирландией?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Пятьсот.

ВОПРОС: Только для одной гонки?!

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: У него было четыреста двадцать километров тестов. Нет, больше, чем четыреста. У него пятьсот было только тестов суммарно – Италия плюс Ирландия. В Ирландии за один день сто двадцать накатал и порядка трехсот восьмидесяти мы в Италии накатали. Четыре дня носились. Плюс ралли Spa. Первый день он убрался, ехал по Супер-ралли, но там тоже боевых проехал километров сто тридцать.

ВОПРОС: То есть это тоже тренировка была?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Ну да. Это была боевая тренировка. Вот тебе уровень. Ты думаешь заводские пилоты по сто километров ездят перед каждой гонкой? Они сотнями километров, триста, четыреста, пятьсот километров – это нормальная дистанция. У меня самые серьезные аварии тоже все на тестах. И у Коли тоже. У него на сегодняшний день есть две серьезные аварии. Одна была в Ирландии в прошлом году – это были тесты, и в Эстонии в этом году он прилип, что называется, к сараю. В Финляндии – как ни странно, машина там не сильно пострадала.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-26

Как мы с Колей тренируемся. Для меня нормальные тесты это минимум два дня. В первый день вообще никаких задач не ставится. Мы ставим машину, я говорю: «Коля, настройся, покатайся». Все нормально с машинкой – тогда начинаем работать. К концу первого дня задача, чтобы он просто кайфовал, носился, получал удовольствие, чтобы не было зажатости перед дорогой, перед ситуацией и найти и подстроить плюс-минус машинку под него.

ВОПРОС: Что с дальнейшей программой Коли?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: У Коли есть долгоиграющая программа, я ее не скрываю. Он едет Чемпионат Европы среди юниоров, неважно с каким результатом. Следующий год он уже его не поедет, он поедет уже весь чемпионат Европы на Skoda Fabia R5. Конечно же он стартует с попыткой на результат. Но в итоге – получит он результат или нет не будет являться фактором перехода в следующую фазу. Для меня фактором к переходу в следующую фазу будет то, как он ехал, то как он боролся.

ВОПРОС: То есть расслабляться Коле не стоит?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Конечно не стоит. Пока план такой. Из того, что я вижу – ему сложно бороться с ребятами, которые уже не первый год едут юниорский чемпионат. Сложно бороться с Opel, он в каких-то местах предпочтительнее, чем Peugeot, но это и интересно. «Научится плавать – воды нальем», что называется. Так и тут. В любом случае, поэтому если он мне сдаст экзамен, в следующем году он поедет на Skoda.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-27

Тоже не планирую долго сидеть в чемпионате Европы на Skoda, потом попытка поехать чемпионат мира. Не весь, какие-то близкие гонки, чтобы поэкономить. Европейскую часть плюс будут параллельные гонки, тесты. Думаю, два, максимум три, с учетом этого года — это чемпионат Европы полный на Skoda, я рассматриваю один или два года, а дальше уже попытка начать получать опыт в чемпионате мира. Опять же, если я буду уверен, что у Коли стабильная стенограмма, высокая скорость, у него достаточно опыта и готов воспринимать новые гонки.

ВОПРОС: Чемпионат мира – высшая лига или WRC2?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Конечно WRC2! Не, не, не, ты что! Сейчас WRC2 это такое мясо. Посмотри, сколько там машин стартует. Я не беру дальние этапы, на которые никто не ездит, но вот европейские. Там если ты в пятерку въехал – это уже все, уровень! Там первая пятерка это реально быстрые пацаны. Я просто физически не потяну езду на WRC. Дальше уже – если его заметят. В этом смысле я не смогу его профинансировать.

ВОПРОС: Что ты скажешь о рынке штурманов в России? Ты ведь искал штурманов и Васе, и Коле…

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: У нас действительно неоткуда взяться хорошим штурманам, при той ситуации, которая у нас есть с пилотами. Это же все звенья одной цепи. Нет нормальной системы стенограммы, нет системы обучения записи этой стенограммы, нет системы обучения гонкам, нет правильной системы работы штурманов с экипажем – потому что начинающий пилот не может объяснить штурману, как надо ехать, как надо правильно читать. А опытный пилот не хочет ехать с начинающим штурманом потому что не хочет из-за этого иметь какие-то проблемы. Поэтому у нас понятия – здесь процитирую господина Щукина Великого – который сказал: «У нас штурманы в основном самоназначенцы. Сам себя назначил Великим и ходит!»

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-28

Леха [Щукин] может себе позволить так заявлять, потому что он объективно штурман экстра-класса. Я считаю, что ему позволено такие вещи заявлять. Человек с кем-то быстро проехал и себя называет Великим. У нас мнение у штурманов о самих себе часто не соответствует действительности, потому что нет объективного критерия. У пилота есть критерий: он выехал на гонку, всех обогнал. Ходить и заявлять, что ты крутой, если тебе привезли две секунды с километра – так все над тобой только веселиться будут! А у штурмана нет объективного критерия, это субъективно.

Я подозреваю, что вполне возможно, что какие-то штурманы которые непонятно с кем и куда ехали – потенциально какие-то звезды. А есть штурманы, которые заявляют, что они и с тем, и с тем, и с тем, что они крутые. «Откройте мне веки, дайте пачку денег – я вам прочитаю первый стартовый поворот». А второй уже не могут нормально прочитать! Тем не менее, они все равно считают себя крутыми. Потому что нет объективного критерия. Я не хочу сказать, что я хочу создать какую-то школу, нет. Я просто хочу для себя, прежде всего, понять: существует ли технология обучения штурманов некому начальному уровню? Я могу сказать, что с Васей и с Колей у меня есть определенная технология, я могу ее описать, как надо человеку достаточно быстро показать определенный уровень.

ВОПРОС: Именно пилоту?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Именно пилоту. Взять, допустим, Колю – он ездил два года в кольце, до этого он ничего не ездил никогда. Он машину водить не умел. Занимался параллельно картингом – но параллельно, а не до кольца. Он одновременно ездил на Lada Granta и накатывал базу в картинге. И вот он был два года в кольце, потом поехал ралли. Весьма прилично смотрелся. Да, конечно, Ральфа Сирмациса он не обгонял, но со всеми остальными бодро боролся. Я считаю, что можно человека при интенсивной подготовке за два года довести до реального уровня. Понятно как это сделать, у меня есть понимание, что нужно делать.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-29

Если есть пилот и у него есть соответствующее финансирование, я готов объяснить, что нужно делать, в какой последовательности. Да, ему нужно будет найти нормального тренера-менеджера, кто будет правильно ему выстраивать программу, но понять алгоритм, понять ступени, что нужно сделать чтобы в итоге поехать неплохо в ралли – два года это вполне нормальный срок. Взять пацана, который водить не умеет, через два года или к концу второго года он может вполне прилично мчать. Штурмана подтянуть до определенного уровня, чтобы ассистировать такому пилоту – тут можно довести даже намного быстрее, мне так кажется.

ВОПРОС: У вас такой аналог системы Red Bull? Когда тебе помогают на всех ступенях, но на каждой ступени тебя могут выкинуть?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Именно так, да. Ты должен упираться. Почему такой подход? У нас у большинства, на 99%, автоспорт – любительский. Люди сами платят за свои покатушки: «Хочу – гоняю, хочу – нет. Сегодня у меня нет настроения. Я до обеда погонял, дальше не поеду. А вчера я бухнул, сегодня пойду лучше в баню и гонять не буду».

И в этом смысле ему никто ничего не скажет – он за это платит! У нас нет ситуаций, когда есть я, я за это плачу, у меня есть команда, а у меня есть некий сотрудник… Представим пришел механик и сказал: «Что-то мне неохота гайки сегодня крутить. Пойду-ка я рыбу половлю, без меня как-нибудь справитесь». Гонщик в моем случае это примерно так же, как тот механик. Мы собрались, покатались, мы приехали.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-30

Мы приехали на ралли Spa, у нас перед этим была огромная работа проведена в Италии. Первый доп, какой-то «Микки Маус» несколько кругов по скользкому асфальту под дождем, рядом по полю чернозему все ездят, жижа такая. Говорю: «Коль, мне не важен результат, ты просто этот доп проедь пешком, на первой передаче и выедь с него, а потом будем гонки гонять». Он сказал: «Хорошо». На последнем круге ткнулся в дерево, пробил радиатор и сошел. Но тем не менее он первый в своем классе, шесть секунд вез.

Говорю: «Коля! Ну на хрена? Что ты натворил?» Я его ни разу не похвалил, объяснил, говорю: «Следующий день твоя задача – первую секцию ты должен доехать! Если ты ее не доедешь, можешь вообще на финиш не приезжать, не надо! Первую секцию доедь, посмотри как она едется, ты уже проехал хренову тучу километров не по памяти, ты тренировался, проедь. Потом я разрешу тебе дубасить». Первую секцию он протошнил, но все равно всем навёз в своем классе, вторую секцию – и теперь можешь открываться. И он поехал.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-31

Я всем говорю, что для меня это не развлекуха, я не занимаюсь организацией хобби для своих пацанов. Я пытаюсь реализовать собственную амбициозную цель через них. В данном случае они в тяжелом состоянии. С одной стороны, им могут позавидовать те, у кого таких возможностей нет. С другой стороны они работают по некой программе, достаточно тяжелой. В этом смысле они не совсем свободны, они работают как профессионалы, у нас профессиональный подход.

У нас жесткие порядки – я рассказывал пример с механиком. Коля не может мне сказать: «Неохота, я пойду с девочками потусуюсь». «Я тебе потусуюсь!», – что называется. У нас есть четкая программа, он ее отрабатывает. У нас – сел и пофигарил. Есть четкая задача и надо ее выполнять. Если ты не выполняешь – я, конечно, папа, но я суровый папа…

ВОПРОС: Очень многие, что греха таить, завидуют твоим сыновьям и тому пути, который перед ними развернулся. Но по факту получается, что не всё так спокойно и весело у них, не такая легкая жизнь.

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Им, конечно, можно позавидовать, потому что сложно найти, когда у тебя папа и тренер, и менеджер, и инженер, и спонсор. Это уникальное сочетание и в этом плане им можно позавидовать. Но я требовательный папа и прежде всего я реализую собственные амбиции через своих сыновей. У нас нельзя так: «Дайте покататься». Покататься? Это вон Коля старую BMW в сорок шестом кузове купил, вот он на ней и катается. Купил на тот бюджет, который он имел. Старенькую машинку, но бодренькую купил и вот ездит на ней боком везде. Это вот for fun, а вот эта не for fun, тут немножко другая задача.

ВОПРОС: В мире есть много хороших примеров, когда отцы реализуют свои идеи через сыновей – МакРей, Латвала, Рованпера, Гронхольм…

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Это нормальная ситуация. Я получил какой-то опыт и подумал: «Интересно ли мне будет передать его кому-то еще, не только своим сыновьям?». Для меня это не бизнес, я не бедный человек и понятно, что за деньги я делать не буду, могу время по-другому потратить. У нас все ралли – туристы поголовно. Это не плохо и не хорошо. И везде так. Ты что думаешь – приедь в любую страну, в ту же Финляндию. Сколько там профессионалов? Один, два, три человека максимум, все остальные такие же. Это нормальная ситуация, но когда есть такой большой объем любителей время от времени возникают какие-то звездочки. А когда у нас на чемпионат России приезжает десять экипажей, сколько из них там стартует, при этом оно так и будет развиваться.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-32

Я еще раз говорю – самое что обидное, что не в РАФ дело. Я не являюсь большим фанатом этой организации, но и какашками никогда кидаться не буду, потому что я помимо того, что бывший автогонщик и тренер своих сыновей, я еще и бизнесом достаточно занимался и понимаю, как что-то выстраивается, строится, каковы грани возможного. Я просто ставлю себя на место: меня поставили руководителем РАФ, сказали: «Вот стопроцентная власть, делай что хочешь!» Да я ничего не сделаю! Может быть какие-то штрихи.

Если у тебя такая большая яма — ее надо закопать, чтобы ее закопать нужно два экскаватора, а у тебя совковая лопатка и ты сидишь в песочнице. Даже на энтузиазме ты не закопаешь эту большую яму. Максимум – дорожки посыпешь, чтобы народ не падал в эту яму, не поскальзывался. Поэтому, такая ситуация, которая у нас сейчас есть – она понятна по ряду объективных причин, исправить которые не во власти РАФ. Возможно, если подумать, можно придумать какие-то программы, еще что-то. Те небольшие финансовые средства, которые в распоряжении РАФ – их правильно распределить, чтобы может быть чуть-чуть улучшить ситуацию. Но у нас не будет ситуации, как в Финляндии, точно, и как во Франции и других развитых раллийных странах. Не везде же так – много есть стран, в которых ралли, мягко скажем, нигде. В Германии, например.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-33

ВОПРОС: В этом году – юбилей твоего чемпионского звания [в 2016 году исполнилось 15 лет с момента завоевания Станиславом Грязиным титула чемпиона России по ралли в абсолютном зачёте]. Не хочешь отметить юбилей участием в какой-нибудь гонке?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Что-то для себя любимого организовывать не буду. Надо понимать, что на сегодняшний день у меня уровень не настолько завидный. Я не тренируюсь и ехать, чтобы бороться в третьем десятке я не хочу, а чтобы побороться хотя бы в первой десятке надо много потренироваться. Честно говоря, нет внутренней мотивации. То есть точно не планирую. Я честно говоря и забыл, что у меня какой-то юбилей.

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-34

ВОПРОС: Пусть сыновья отдуваются?

СТАНИСЛАВ ГРЯЗИН: Да. Пусть, например, Колян мне какой-нибудь подарок преподнесет, какую-нибудь гонку выиграет в чемпионате Европы юниорском, я буду счастлив!

Спасибо, Стас!

————————————

После этого интервью прошло восемь лет. За это время:

Вася Грязин:

– чемпион России по ралли 2020 года

– обладатель Кубка мира FIA по бахам 2020 года (в T3)

– призёр этапов чемпионата мира по ралли-кроссу

– занимается тренерской работой

Коля Грязин:

– вице-чемпион Латвии по ралли 2017 года

– вице-чемпион Европы по ралли 2018 года

– чемпион Европы по ралли 2018 года (в классе U28)

– чемпион Латвии по ралли 2020 года

– вице-чемпион чемпионата мира WRC2 Junior 2022 года

– вице-чемпион Италии по ралли 2023 года

– вице-чемпион чемпионата мира WRC2 Challenger 2023 года

– победитель и призёр этапов чемпионата мира WRC2

– в этом году занимает пока что 3 место в зачёте WRC2

----- ----- -----

Друзья!

Эти и другие истории отныне будут выходить прежде всего в моём Телеграм-канале "Стремительный домкрат".

Я приглашаю вас вступать в него. В нём я буду публиковать не только ссылки на свой "Дзен", но и короткие интересные рассказы, которые предназначены только для читателей Телеграма.

----- ----- -----

Если вам понравился данный материал, поставьте пожалуйста "лайк" и порекомендуйте мой канал своим друзьям.

И не забывайте комментировать мои публикации – задавайте вопросы и я с удовольствием на них отвечу!

Спасибо!

Как это часто бывает в моих текстах – начну с небольшого лирического отступления. Даже с двух.-35