Найти в Дзене
Константин Двинский

Две недели до отставки кабмина. Тучи над Силуановым сгущаются

Глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз доказал свою полную некомпетентность. Несколько месяцев назад финансовое ведомство решило стрясти "лишние" деньги с угольщиков, пролоббировав введение с 1 марта курсовой экспортной пошлины. Напомню, с ноября прошлого года у нас действует соответствующий механизм. При курсе доллара в 90-95 рублей (что имеется сейчас) компании вынуждены платить 5,5% от экспортной. Безусловно я являюсь сторонником того, чтобы сырьевые экспортеры перечисляли бы в бюджет максимально возможные суммы. Но ключевых слова здесь два - максимально и возможные. Компании уж точно не должны работать в минус. В противном случае они будут сокращать объемы добычи и экспорта. Поэтому при принятии соответствующих решений необходимо внимательно анализировать ситуацию на рынках. Сейчас я не буду подробно расписывать ситуацию. Повторю лишь то, что писал ранее 16 апреля. Особо ничего не поменялось: Особенно удивительно данная тема смотрится в сравнении с угольным сектором. На добыч

Глава Минфина Антон Силуанов в очередной раз доказал свою полную некомпетентность. Несколько месяцев назад финансовое ведомство решило стрясти "лишние" деньги с угольщиков, пролоббировав введение с 1 марта курсовой экспортной пошлины. Напомню, с ноября прошлого года у нас действует соответствующий механизм. При курсе доллара в 90-95 рублей (что имеется сейчас) компании вынуждены платить 5,5% от экспортной.

Безусловно я являюсь сторонником того, чтобы сырьевые экспортеры перечисляли бы в бюджет максимально возможные суммы. Но ключевых слова здесь два - максимально и возможные. Компании уж точно не должны работать в минус. В противном случае они будут сокращать объемы добычи и экспорта. Поэтому при принятии соответствующих решений необходимо внимательно анализировать ситуацию на рынках.

Сейчас я не буду подробно расписывать ситуацию. Повторю лишь то, что писал ранее 16 апреля. Особо ничего не поменялось:

Особенно удивительно данная тема смотрится в сравнении с угольным сектором. На добычу угля Минфин не так давно повысил НДПИ, а с 1 марта ввел еще и "валютную" экспортную пошлину. В результате по ряду марок угля нэтбеки ушли в минус, что привело к существенному снижению экспорта. В марте экспорт угля за границу в физическом выражении снизился на 17% по сравнению с мартом прошлого года.
Я за то, чтобы угольщики и другие добывающие компании платили в бюджет при экспорте как можно больше. Но они не должны работать в минус, что приводит к снижению поставок. Уголь в отличие от золота, наоборот, необходимо вывозить как можно больше, монетизируя запасы, пока такая возможность имеется. Однако здесь мы видим драконовские налоги и сборы, а в случае с золотом - потворство его экспорту (причем высокорентабельному)

В настоящий момент правительство готово отменить курсовую экспортную пошлину на уголь. Уже с 1 мая. Это вполне логично, так как цены на мировых рынках упали до трехлетнего минимума. Экономика экспорта угля не работает, маржинальность поставок в минусе.

Что это означает в аппаратном контексте? Очередное поражение Министерства финансов, которое пролоббировало соответствующее решение, оказавшееся неэффективным. В чем-то данная ситуация напоминает прошлый год, когда весной заместитель Силуанова Алексей Сазанов заявил о сокращении выплат по топливному демпферу.

В результате это привело к масштабному топливному кризису на внутреннем рынке в сентябре прошлого года. Отчисления по демпферу вернули в полном объеме, но месяца резкого роста цен оказалось достаточно, чтобы топливный кризис серьезно ударил по другим отраслям экономики. И все из-за непродуманного и даже импульсивного решения Минфина.

Здесь на самом деле удивляют две вещи. Первое - анализ ситуации в отраслях. Неужели в ведомстве Силуанова не могут банально отслеживать котировки по тому же углю? Я практически каждый день читаю одну из "деловых" газет, где на бумаге пропечатываются котировки на ряд товаров. В том числе, на уголь. Я уже досконально знаю экономику экспортных поставок как через дальневосточный, так и через азово-черноморский бассейн. Здесь не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы столбиком прикинуть хотя бы приблизительную доходность экспорта угля. Зато в Минфине решили ввести курсовую пошлину аккурат в момент падения котировок.

Второе. Ведомство Силуанова постоянно хочет содрать дополнительные деньги с ряда отраслей, но совершенно не обращает внимание на нефть. Если быть конкретнее - на формирование цены Urals. До сих пор при расчете налоговой базы Минфин использует виртуальные котировки поставок Urals до европейских портов Роттердам и Аугуста, куда наша нефть не идет с 5 декабря 2022 года. И до сих пор совместно с Минэком прибегает к услугам британского агентства Argus. Много раз писал, что это приводит к выпаданию до 1 трлн рублей бюджетных доходов в год. Зато в других ситуациях финансовое ведомство закусилось из-за пары десятков миллиардов рублей. Согласен, тоже деньги. Но надо быть последовательным.

Однако здесь я отмечу следующее. Новый уже бессчетный провал Силуанова случился аккурат до майских перестановок. Честно говоря, я не думаю, что он будет отправлен в отставку. В отличие от того же Решетникова или Савельева. Но ошибок за 2023 и начало 2024 года накопилось как-то слишком много. Может, это сыграет свою роль.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!