Найти тему

Тёсовская роспись

Роспись по дереву получила наибольшее развитие в деревне во второй половине XIX — начале XX в. Она является одним из проявлений крестьянской художественной культуры и стала предметом изучения этнографов, искусствоведов и историков.

Среди сохранившихся расписных изделий самым информативным источником являются ручные прялки.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

В Новгородском музее-заповеднике хранятся уникальные экземпляры прялочной росписи, попавшие туда с Передольского и Сабельского погостов Новгородской губернии (граница со стороны деревни Торошковичи).

14 февраля 2023 года Андреем Катаевым на Художественном совете Ленинградской области, наравне с волховской и Санкт-Петербургской, была зарегистрирована тёсовская роспись и признана объектом нематериального культурного наследия.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Прялки на Руси продавались и пользовались большим спросом. В издании «Традиционная культура русского населения Ленинградской области» изд. Т. А. Зимина, Л. В. Королькова по полевым дневникам последней в 1995-2015-х гг. написано:

«Повсеместно крестьяне изготавливали ручные прялки, их делали в каждом крестьянском доме для своих нужд. Наиболее искусные мастера изготавливали прялки на заказ. Постоянный спрос на эти изделия способствовал возникновению нескольких крупных прялочных центров на территории современного Лужского, Новоладожского, Тихвинского уездов…Тёсовские прялки также отличались своеобразием: их делали в деревнях бывшей Тёсовской волости, расположенной по реке Оредеж. Эти прялки были токарными, их вытачивали из древесины березы. По конструкции они были составными: ножка соединялась с донцем в «круглый шип». Ножки у местных прялок были в виде округлых балясин, диаметр которых постепенно уменьшался к лопасти прялки. Небольшая лопасть имела трапецевидную форму. Верхний ее край украшали три городка.»
Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

В издании «Традиционная роспись по дереву» (автор Людмила Валентиновна Королькова, художник Наталья Валентиновна Гульнёва, 2016 г.) написано:

«В западных районах Ленинградской области центром по изготовлению ручных орудий прядения было с. Тёсово и деревни, расположенные по р. Оредеж и Рыденка. Внешнюю поверхность лопасти (прялки) окрашивали в серебристый цвет, а внутреннюю – в жёлтый. На одной стороне в центре изображали вазон с цветущей веткой. Слева и справа от него рисовали по паре птиц. На лицевой стороне всегда писали дату изготовления прялки. Иногда по желанию заказчика в нижней части лопасти писали его инициалы. Роспись тёсовских прялок выполнялась тонкими линиями, красной, жёлтой и чёрной краской.»

Прялки были особенным предметом женского обихода. С прялкой женщина проводила практически всю жизнь.

Есть исследования, что в некоторых регионах маленькой девочке на люльку вешали маленькую прялочку как оберег. Когда девочка подрастала, ей отец вытачивал прялку по размеру и она садилась с женщинами за труды прядения. С 7 лет она пряла по-взрослому. Так девочки с малолетства перенимали рукоделие, запоминали песни и образ поведения взрослых.

Когда девочки подрастали, они снимали избу для бесёд и уходили туда с прялками рукодельничать без участия взрослых. Туда приходили парни выбирать невесту. Выбрав невесту, парень подходил и отламывал «городок» у лопасти прялки (этот факт был зафиксирован в лужском районе), показывая ей свой выбор и одновременно обещая сделать новую прялку взамен.

Следующую прялку дарил суженой жених. Возможно на таких прялках особо и не работали, их хранили. Далее о наличии прялок в доме уже заботился глава семейства.

Старея, женщина теряла силу, поэтому рукоделие за прялкой становилось уже ее постоянной заботой. На русском севере сохранились свидетельства, что женщину хоронили вместе с прялкой.

Очень важно, как был украшен этот предмет, потому что женщина является продолжательницей рода.

Любая традиционная роспись ведет свое начало от традиции переписи Богослужебных книг, которая сохранилась в старообрядческой среде. Существовали так называемые «книги певчие». Буквы, расписанные киноварью имели причудливые формы. Там были также символы вечной жизни.

Первое, что обращает на себя внимание в тёсовской росписи, это вазон странной формы. Не «в» вазоне, а «на» поверхности стола лежат, обозначенные двумя простейшими скобочками, всегда жёлтого цвета хлеба насущные. В данном случае это - хлеб вечный. На более ранних образцах прялок предмет, из которого растет древо, всегда имеет плоскую поверхность и напоминает дискос.

Ажурная листва воздушно-прозрачной кроны, коронованные плоды над центральным царственным райским плодом в разрезе – это священное древо гранат. Оно олицетворяло любовь и супружество с плодовитостью.

Гранат – в православном христианстве это символ единения в вере, символ бессмертия и воскрешения; семена граната, заключенные в твердую оболочку, обозначают единство церкви, соборность или же преданность монарху.

Птицы на тёсовских прялках - собирательный образ птиц райских: жаворонок с пёстрой грудкой - символ молитвенной близости к Богу; свиристель с хохолком на голове - символ красоты Небесной и Божьего величия; горихвостка с ярким хвостовым оперением - символ огромной любви Отеческой, невыразимой и безусловной.

Обратная сторона прялки, обращенная к женщине также имеет значение. На самом раннем образце мы видим некую луковицу с двумя корешками, в которой маленькие гранатовые листики внутри, а наружу из нее растут восемь маленьких цветочков. Подобные изображения встречаются только на ранних прялках от 1899 до 1908 годов. А в 20-30-х годах XX столетия это изображение сменилось обычной гранатовой веточкой (или просто с листочками или с добавлением крапчатых цветочков). Цветочков всегда чётное число – или 8 или 6.

Проведенное исследование показало, что для территории Ленинградской области в конце XIX - начале XX в. была характерна роспись, выполненная в свободной кистевой манере, пришедшая на смену резному декору. Причем первоначально красками раскрашивали только элементы этого декора. Позже при повторном декорировании старых резных прялок стали использовать растительный орнамент: он полностью покрывал лицевую поверхность лопасти прялки и скрывал первоначальный декор.

В 1880-е гг. росписью стали украшать новые прялки. Детальное изучение схем, структуры и мотивов росписей разных локальных территорий позволяет констатировать, что несмотря на схожесть мотивов, росписи Ленинградской области с росписями восточных районов Вологодской области и южной Карелии, традиционные изделия и западных и восточных районов имеют свои отличительные черты.

Первым и основным критерием выбора того или иного вида расписного декора прялок Ленинградской области была форма лопасти: весловидная, прямоугольная (длинная, короткая), трапециевидная, а также форма и высота ножки. Ножки, выполненные на токарном станке, в разных локальных центрах различались по форме балясин (кольцевидные, бочковидные, фигурные) и их раскраске; ножки, вырезанные из доски, могли быть короткими и широкими в основании (или в виде перевернутой трапеции) или высокими и узкими.

Вторым критерием для выбора сюжетов росписи было следование местной локальной традиции. Первоначально мастера старались копировать структуру и элементы более ранней росписи, выработанной в каждой конкретной местности. Однако с течением времени роспись начинала упрощаться (при сохранении формы прялки); сложные элементы декора заменялись более простыми, понятными крестьянам и не требующими тщательной прорисовки деталей.

Если прялка не предназначалась для свадебного подарка, сложные растительные или орнито- морфные мотивы могли быть заменены на более простой, геометрический орнамент, выполненный в свободной кистевой манере или по трафарету.

Следующим критерием для выбора сюжета росписи мастером был его «профессионализм» - умение создавать в свободной кистевой манере изображения и композиции, выполненные на уровне художника, или наоборот - отсутствие необходимых навыков профессиональной росписи. Чаще всего простую примитивную роспись на орудия прядения наносили сами мастера, изготовлявшие прялки, или владельцы нерасписных изделий.

В ходе исследования декора прялок Ленинградской области также было выявлено, что специфика структуры росписей (наличие ярусов, подчеркивание орнаментом определенных зон на прялках) во многом зависела от конкретного мастера, который наносил живописный декор на прялку. Благодаря тому, что в ряде районов Ленинградской области сохранилось много датированных и подписных прялок, по особенностям расписного декора можно определить изделия, изготовленные каждым из известных живописцев. Их имена зафиксированы в опубликованных источниках, в коллекционных описях музеев и в полевых дневниках экспедиций.

В Тёсовской волости серийной росписью прялок занималось несколько мастеров. Среди них наиболее известен мастер- живописец Рожнов Александр Семёнович (деревня Кусони), расписывавший свадебные прялки. Его первые работы датированы 1894, 1895, 1896 гг. На лопастях прялок изображалось «райское дерево» с плодами граната и птицами, символизирующее плодородие. Этот сюжет часто использовался в свадебной обрядности разных народов. Первоначально на дереве изображались четыре птицы, позже две. В самом начале XX в. изображение плодов граната было заменено на изображение простого шестилепесткового цветка. В нижней части лопасти в прямоугольных рамках мастер писал свои инициалы «А» «С».

В 1920-1930-е гг. росписью прялок стал заниматься Иван Семенович Рожнов. Первоначально он также писал «райское дерево», но в более упрощенном, схематичном виде, а в начале 1930-х гг. заменил прежний сюжет на растительный орнамент. Нужно отметить, что форма лопасти тесовских прялок с 1890-х до 1930-х гг. не изменялась.

Фото из свободного доступа в Интернете
Фото из свободного доступа в Интернете

Самая сложная по композиции и разработанности орнаментики роспись была на прялках-«золоченках», которые изготавливались в местности Спасовщина. Структура и композиция этой росписи были разработаны местными мастерами в конце XIX в. На лицевой стороне лопастей прялок-«золоченок» в центре композиции на белом фоне розовой и синей красками с добавлением белил писали «розан». Сверху и снизу от него располагался геометризированный растительный орнамент, а по продольным краям лопасти даны более мелкие геометрические фигуры, выполненные отдельными мазками, линиями и точками. На оборотной стороне орудий прядения декор располагался в нижней части лопасти (лепестковые и вихревые розетки, дополненные листьями, ветки с листьями, вписанными в круг).

Помимо росписи на прялках, на территории Ленинградской области была распространена домовая, интерьерная роспись (перегородки, двери), роспись по мебели (буфеты, столы) и утвари (сундуки, трепала). Об этом свидетельствуют фотографии и рисунки первой четверти XX в. (русские, водь) и материалы этнографических экспедиций в период 1996-2016 гг. Анализ вещественных источников показал, что наибольшее развитие роспись получила в районах, где проживали старообрядцы. Росписью украшалась внутренняя поверхность свесов крыши на фронтоне избы (зафиксирована дата 1882 г.), наличники. Сюжеты росписи типичны для соседних областей России. Мастера писали вазоны с цветущими ветвями, различные цветочные композиции, деревья с птицами, львов (филенки на ставнях, мебель), предметы украшались также геометрическим орнаментом.

Таким образом, сакральный смысл тёсовской росписи определенно имеет духовную направленность.

Еще достаточно загадок в тёсовской росписи, новгородской по происхождению, а по нынешнему административному делению и распространению - и новгородской, и оредежской, и лужской.

И самое главное в том, чтобы она жила в работах нынешних современных мастеров и в наших домах!

-6

Материал подготовлен на основе открытых источников. По материалам Интернета.:

https://region47.org/publications/svetlana_gennadevna_gromova/sakralnyy-smysl-tyesovskoy-rospisi-nakhodki-i-issledovaniya/

https://kizhi.karelia.ru/library/ryabininskie-chteniya---2023-materialyi-ix-konferentsii-po-izucheniyu-i-aktualizatsii-t/2273.html

Я тоже увлеклась этой росписью - следите за публикациями, чтобы увидеть мои работы в этой технике и подписывайтесь на мой канал – Вас ждёт ещё много чего интересного!

Процесс работы
Процесс работы

роспись по дереву; орудия прядения; региональная специфика; традиционная культура; культурное наследие;