Летом 2015-го года мы пробили "Тропу в Карелию", прорвавшись с Яндозера до Первой Васильевской по старой неезженной дороге. Естественно, на следующее лето было желание посмотреть что с ней стало и проехал ли по ней кто-нибудь ещё. Погрузили в УАЗик походный шмурдяк. Сели и поехали. Поехали точно таким же маршрутом.
Маршрут
Из Ильинского проехали в сторону Лодейного Поля по трассе Кола, потом повернули на Тихвин, в Алёховщине заправили УАЗик и повернули на Винницы. Погода на этот раз стояла хорошая.
Сделали дежурныые фотографии у стеллы "Вепсский лес"
Сфотографировали озеро Печевское.
Проехали Казыченскую и попали на магистральную лесовозную дорогу.
Табличка "Речка Пурпишка" тоже на месте. Вероятно, это последний раз, когда мы её видели.
На этот раз мы выехали не поздно и до Шимозера добрались засветло. Вот я не знаю, почему на дорогу падают берёзки. На вид кажется, что берёзка упала по естественным причинам. А может быть это "контролька" проезжал тут кто-нибудь или нет.
На этот раз кажется мы решили переночевать на подступах к Пелкасске - там справа от дороги был карьер. Сейчас он уже окончательно зарос сосняком так, что в него не заехать. Опыт ночёвки неудачный - насекомые достали! От гнуса на окна надо натягивать более мелкую сетку.
На следующий день доехали до самой Пелкасски. Попутно разобрав ещё одну берёзу, лежащую поперёк дороги.
Уже не помню, застали мы на месте Сашу или нет. Но в то лето он там ещё жил.
Погода стояла хорошая, и мне не терпелось посмотреть что стало с той дорогой, по которой мы проехали год назад. Была идея проехать по ней ещё раз. Попрощавшись с Сашей, мы двинули на Яндозеро.
Дорога на Яндозеро
Дорога на Яндозеро за год лучше не стала. Лес в окрестностях Яндозера очень влажный - сказывается близость этих мест к водоразделу. Дорога не просыхает. Естественно, автомобили её постепенно разбивают. Увы, и наш тоже.
После трубы ближе к Яндозеру дорога выглядела примерно так:
До Яндозера добрались без приключений. Встали хорошо - чуть подальше от избы, в более сухом месте. На стоянке даже дрова были.
Стоянка на Яндозере
Хорошая стоянка. Дрова есть, вода есть, подход к воде удобный. Дорога правда плоховатая. В мой рейтинг стоянок дорога не входит. Кстати, внутри изба тогда выглядела вот так:
Что тогда порадовало - исчезла куча мусора рядом с избой. Правда я склоняюсь к мысли, что мусор просто был закопан в укромном месте неподалёку. "Книга посетителей" содержала многочисленные призывы не свинячить и забирать мусор с собой, но призывы эти действуют далеко не на всех.
Из найденной чурки я сделал "римскую свечу". Правда при этом образовалось много опилок. Но, на такой "плите" готовить удобно.
Наутро у нас был "морошковый фреш".
За вечер римскую свечу мы не сожгли - затушили и оставили на утро.
На Яндозере отдыхается хорошо, но настроение портит одна мысль: "а как мы отсюда будем выбираться". Дорога к Яндозеру идёт через низинку, в которую легче спуститься, чем подняться обратно. Сделав все дела, мы свернули лагерь и поехали обратно. Из низины УАЗик выбрался без проблем. Доехали до отворотки на Васильевскую-1-ю. Я взял фотоаппарат и пошёл смотреть, а что стало с "нашей дорогой".
Что стало с дорогой за год
Во-первых, было сразу видно, что дорогой после нас пользовались.
Дошёл до оврага.
Васильевская 1-я
На этот раз в Васильевской никого не было. Было видно, что интерес к этому месту у народа пропал. Вероятно, причиной пропажи интереса стала свежепостроенная лесовозная дорога - с её появлением исчезло очарование этого "медвежьего угла". Новая недостроенная изба стояла в прежнем виде - я до неё даже не пошёл. А вот старый дом я немножко осмотрел изнутри, стараясь не ступать там, где ходить не следует, и не трогать ничего.
В соседнюю комнату я не заглядывал, кажется, для этого пришлось бы лезть через кровать.
Я повернул обратно, размышлял, ехать ли опять этой дорогой или вернуться обратно. Погода тем временем стала портиться - с неба начало капать. И это был знак - не ехать!
Пробираться снова этой же дорогой мне расхотелось. Во-первых, погода испортилась. Во-вторых, после квадроциклов дорожную колею пришлось бы "перешивать". А самое главное - уже не было бы такого "вау-эффекта". Плюс, от Ошты до Подпорожья дорога сама по себе местами тогда была не очень хорошая. В Оште был разбитый асфальт, плюс несколько километров по разбитой грунтовке.
Перешёл через мостик. За год с мостиком ничего не стало.
Как видно по времени на фотографиях, от оврага пешком идти было всего минут десять, а проехать на машине - два дня!
Странное чувство
Было немножко досадно, что "мою" дорогу отформатировали квадрики. С другой стороны было видно, что они за это "поплатились". Заезжать на эту дорогу надо было очень аккуратно, строго под прямым углом и угол этот не срезать. Видимо кто-то из квадроциклистов его срезал!
А может хотел объехать остановившегося товарища.
По последней фотке видно, что до "большой" дороги оставалось всего несколько метров. Чуть вильнул и "приехал".
Доложил Лене, что "мы не едем". Лена обрадовалась. Тем временем, погода улучшилась. и я решил прогуляться ещё до одного места - до Линжозера. На старой карте была обозначена дорога, но в прошлом году я её смог найти только зайдя в лес! В этом году искать было не нужно - дорогу "рассекретили" и было видно, что по ней проехали. Я пошёл посмотреть.
Линжозеро
До первого "мостика" было совсем не далеко. Мостик давно сгнил и народ протоптал объезд вброд.
Немножко гидрографии. Если посмотреть на топографическую карту, то Линжозеро находится на высоте 239,6 метра над уровнем моря, Яндозеро - 238,1 метра. Полозеро, на котором стоит Васильевская-1-я - 235,4 метра. Ещё есть Канзозеро, из которго вытекает речка Сюрьга, но его уровень на карте не указан. Само Шимозеро, в которое всё втекает, но ничего не вытекает, имеет отметку 216,2 метра.
Таким образом, Линжозеро - самое высокое озеро. Возможно, когда эти места были обитаемы, люди регулировали уровни в этом каскаде озёр.
От протоки Яндозеро - Канзозеро дорога шла вверх и представляла собой грязную скользкую колею. По идее, если очень туда надо, то колею можно чем-то закидать или протащить УАЗик на лебёдке. Вопрос только ради чего.
Иду дальше. Подхожу к протоке Линжозеро - Яндозеро. Тут мостик сохранился. Протока глубокая. Перед мостиком грязька. Видно, что кто-то чертил мостами и на колёсах побольше, чем у стандартного УАЗика.
Остановился на мостике - сделал несколько снимков.
После мостика я попал в урочище Мишаковская. Очевидно, так называлась деревня, которая тут раньше была. Сейчас о ней напоминали только островки малинника и крапивы среди луга. Кстати, дорога после мостика резко улучшилась - люди не строили дома в плохих метах.
Пройдя по "набережной" Яндозера, вышел на открытую местность.
Дорога вывела к стоянке ла Линжозере. Живописное, кстати, место!
Стоянка находится в устье протоки из Линжозера в Яндозеро. Вероятно, когда-то эта протока была "судоходной".
Мои фантазии, что раньше протоки между озёрами были судоходными, подкрепляетются тем, что сейчас между Яндозером и Линжозером есть волок. Собственно вот он:
От стоянки дальше кажется не было никаких натоптанных троп, хотя на карте есть, но это для подготовленных туристов. Мы сели в УАЗик и двинулись "на выход". По времени на фотках видно, что добрались до Шимозера примерно за час.
Если нет сотовой связи - можно оставить друзьям указатель, где вас искать. Вопрос только, зачем вот так делать?
Обратная дорога
Поскольку внедорожная программа была заменена короткими пешими прогулками, то обратно мы не сильно торопились. Сейчас мы из этих мест до дома доезжаем одним днём - тогда решили ещё одну ночь провести в лесах. Естественно, поиск стоянки проходил уже в темноте.
Приличная стоянка нашлась на берегу озера Большое Капшозеро. Хорошая стоянка, только "горизонтальку" словить трудно. В хорошую погоду, наверное, она занята, но нам с погодой везёт.
Потом ещё просто так прокатились по лесовозной дороге. Никуда не приехали - дорога, как и многие, бесконечная. Просто развернулись.
В начале дороги стояла вот такая техника. Не знаю для чего она - явно не лесозаготовительная. Может что-то где-то добывают типа щебня.
Выбравшись на асфальт, остановились на берегу озера Крёстное - вскипятили самовар.
Прошёл дождик и выглянуло солнце - над дорогой повис туман.
Свирь переехали в Подпорожье.
Дежурное фотографирование на границе Карелии.
Было немножко разноображено
Вот такая получилась поездка в Шимозерье летом 2016-го года. На следующее лето мы не поехали в эти края - мы решили прокатиться до Магадана и обратно. Летом 2018-го надо было копать колодец на фазенде и программу пребывания в шимозёрских краях сильно сократили, тем более, что морошка в тот год не уродилась совсем. В 2019-м году прямо в начале отпуска наш УАЗик был подбит и я его чинил почти весь месяц. Более-менее основательная поездка в эти края случилась только летом 2020-го года, но тропу мы уже не искали.
То, что не удалось повторить "прошлогодний подвиг", меня не сильно расстроило - на самом деле, не очень-то и хотелось. Нельзя войти в одну реку дважды, но посмотреть что в ней изменилось - интересно!