Оба художника жили в одно и тоже время и были основоположниками импрессионизма (правда, Моне ближе к старости полюбился абстракционизм, но на это будет отдельная статья).
Сразу хочется отметить, что само название жанра «импрессионизм» происходит от названия одной из картин Моне «Впечатление» (impression). Так что же, Моне теперь главный импрессионист? Не все так просто. Мане оказал влияние на многих художников, включая Репина, Дега, Ренуара. Картины Мане несмотря на легкость мазка, присущую всем испрессионистам, невероятно реалистичные. Реалистичные не в плане техники написания, нет. Они не приукрашивают реальность, а показывают ее во всей неприглядности: если Мане рисует алкоголика, то это реальный пьющий человек со всеми вытекающими изменениями во внешности. Некоторые картины Мане можно назвать даже декаданскими, недаром его другом был Бодлер. Вот и первое отличие: Мане более реалистичен и менее "сказочен". Реалистичен тоже надо заключить в кавычки :).
Поговорим об изображении людей. Ориентируясь на первое правило, вы легко определите, где кто? Ведь правда?
В картинах Мане присутствует четкость, тогда как изображения Моне больше похожи на фотографии, снятые с долгой выдержкой - они "размазаны". И это второе правило. А еще можно отметить, что Мане намного чаще писал портреты. И еще одно шуточное правило: видишь кувшинку - это Моне, а если обнаженную девицу - Мане.
Художники часто вдохновлялись похожими образами, зарисовывали типичные для своего времени ситуации. Только получалось у них по-разному. Взять хотя бы "Завтрак на траве". У Моне - это идиллическая благопристойная картина, У Мане - более реалистичная, срываящая покровы, так сказать.
Все любят Венецию, и наши художники не были исключением. Но посмотрите, как по-разному они ее изображают. Казалось бы, техника импрессионизма соблюдена - и там и там крупные и небрежные по мнению тогдашних критиков мазки, но картины Мане отличает контрастность. А Моне пишет именно, что впечатление от предмета, а не сам предмет. Объект на его картинах растворяется в окружении и становится от него неотделимым.
И последнее о чем мне хотелось ба рассказать. Это использование черного цвета (или цвета, приближенного к черному, потому как известно, что художники чисто черный цвет недолюбливают). В работах Мане черный цвет присутствует в основном как контрастный элемент, чтобы подчеркнуть формы и контуры. Он мастерски использовал черный для создания глубины и объема.
С другой стороны, Моне экспериментировал с черным в более поздних работах. В ранних же старался избегать слишком уж темных оттенков, предпочитая синий.
А вот и мой проверочный тест: