Изучая (в предыдущей статье) характеристики мобилизованных в 1915 году русских тральщиков, которые служили на Белом море, мы столкнулись с очень интересным мнением. Цитирую (еще раз):
"Первые же месяцы работы выявили много численные недостатки: мощности энергетической установки на большей части тральщиков не хватало для принятой 4-узловой скорости хода с тралом, изношенные механизмы часто выходили из строя, жилые помещения оказались мало приспособленными для холодного климата, котлы всех кораблей пришлось питать забортной водой. Осенью МГШ докладывал Морскому министру, что "фактически, проводка пароходов через опасную зону ложатся почти всецело на партию английских судов".
В общем-то, несмотря на написанное историками и адмиралами, русские тральщики осенью 1915 г. работали успешно. На участке между Йоканьгой и островом Сосновец была введена новая организация проводки судов за тралами. Следовавшие в Архангельск суда заходили в Йоканьгу. Там формировался караван из 15 — 17 судов, который до острова Сосновец следовал за тральщиками, откуда уже до Архангельска они шли самостоятельно. Тральщики же направлялись обратно в Йоканьгу вместе с судами, следовавшими из Архангельска. Их 8 переход в обоих направлениях занимал около трех суток. За два с половиной месяца таким способом было проведено 198 судов; потерь среди них не было.
В сентябе тральщиков стало больше. За счет чего? Поскольку сразу же было создано мнение о том, что мобилизованные суда никуда не годятся в качестве тральщиков, начались закупки подходящих судов за рубежом.
Посредником в этом вопросе, традиционно. выступил "Торговый дом Ганса Смита" в лице консула и (по своместительству) предпринимателя Н.Смита Классена (о котором мы уже не раз писали), который являлся посредником во многих сделках с Норвегией и Швецией. Что же закупили за рубежом?
Первой покупкой стали три норвежских китобоя, которые, как оказалось, были и именьше, и слабее мобилизованных русских кораблей.
Halden бывшиий китобой, который стал тральщиком Т-1. Водоизмещение 220 т. Размерения 36.3 х 5.8 х 3.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 л. с. Скорость 10.5/8.5 узла, дальность 4000 миль. Построен в 1909 г.
Fisk 1 бывшиий китобой, который стал тральщиком Т-2. Водоизмещение 220 т. Размерения 36.3 х 5.8 х 3.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 л. с. Скорость 10.5/8.5 узла, дальность 4000 миль. Построен в 1907 г.
"Hubro". бывшиий китобой, который стал тральщиком Т-4. Водоизмещение 220 т. Размерения 36.3 х 5.8 х 3.3 м. ГЭУ котломашинная, 400 л. с. Скорость 10.5/8.5 узла, дальность 4000 миль. Построен в 1912 г.
С 11.1915 тральщик №17, с 27.04.1916 Т-4. 17.7.1916 включен в состав ФСЛО. 8.5.1918 разоружен, передан Северное объединение кооперативных союзов для использования и качестве рыболовного траулера "Мезень" и 24.5.1918 исключен из списков флота. 18.4.1920 в качестве гидрографического судна принят в состав Гидрографической экспедиции Белого моря в оперативном подчинение Морским Силам Северного Моря.
Таким образом, "норвеги", купленные в августе 1915 года, по цене 120 тыс. рублей (240 тыс. крон) хоть и были относительно новыми, но они в еще меньшей степени отвечали поставленным задачам. Более того, их переоборудовал Архангельский порт, который не обладал нужными ресурсами.
Следующая покупка через Британское Адмиралтейство была более удачной: три новеньких однотипных китобоя "Скум", "Спрут" и "Руссель", по 350 тонн водоизмещением, размерения 32,3х6,9х3 м. имели машину 450 сил, скорость 10 узлов. Их из норвегии отправилдли в англию для переоборудования, где они получили по 57-мм Гочкису, тралы, и даже глубинные бомбы. Они стали Т-3, Т-5 и Т-8. Они неплохо спралялись с задачами, но...
8 декабря 1915 года отряд русских тральщиков попал во льды, и "Спрут" получил тяжелые повреждения, "Скум" погиб. Дальнейшую судьбу остальных новых норвежских "китобоев" проследить не удалось, скорее всего их увели к себе англичане.