И всё-таки, классика. Ничто так не влияет на наш интеллект, на нашу способность ясно и красиво излагать свои мысли, как чтение классической литературы. Причем литературы в самых различных жанрах, будь то роман, сценарий или пьеса. Можно прочесть тонны литературы (чуть не сказал макулатуры) про Ленина, Сталина, Брежнева, начитаться детективов, но умение красиво говорить вырабатывается и поддерживается только с помощью чтения классических произведений. Например, вчера выступал российский посол в Японии по поводу открытия дней русской культуры в этой стране. Говорил о классической музыке, о наших коллективах, приехавших из России. Но как он красиво говорил! Какая была грамотная речь! Этому не учат в дипломатических вузах. Этому невозможно научить. Это вырабатывается только чтением классических произведений.
Помню слова нашего преподавателя по литературе о том, что телевизор убьёт мышление. Ведь можно классику смотреть, вместо прочтения. Но при этом, мы не можем насладиться красотой изложения и образами, их нам навязывает экран. Наше воображение не работает, задействовано клиповое мышление. Как же ошибался наш преподаватель! Мощными конкурентами по убийству мышления стали компьютер и мобильник. Прогресс не отменить. Теперь уже личное дело каждого следить за своим интеллектуальным здоровьем. А уследить за тем, чтобы речь не превратилась в косноязычие. А следить за этим почти невозможно. Нужно постоянно читать классику.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Один из классиков русской литературы, которого Советская власть предпочла забыть. Потому, как не угодил он ей, не пел дифирамбы советскому строю. Творчество Михаила Афанасьевича многогранно. Он брался, зачастую, не от хорошей жизни за пьесы, киносценарии, писал либретто для опер. В каждом произведении Булгакова явственно чувствовался неповторимый отпечаток. Помните?
«- Приезжий чиновник спрашивает - службой довольны?
Полицейские осе разом рявкнули так, что прохожие бабы шарахнулись в сторону:
- Всем довольны, ваше благородие.
А городничий продолжал:
-А если спросит, отчего не выстроена церковь, на которую назад тому пять лет была ассигнована сумма?
Полицейские хором, как заученный урок, рявкнули: - Строилась, да сгорела, ваше высокоблагородие.»
Или:
«Первыми сколько-нибудь замечательными людьми в уездном городе оказываются помещики Петры Ивановичи Бобчинекий и Добчинский. Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные, оба с небольшими брюшками. Дома их до уморительности одинаковы, очевидно, построенные одним мастером, стоят рядышком на живописной улице. Домики, как две капли воды, похожи на своих хозяев, и кажется, вот они сейчасжс замахают ставнями и начнут наперебой друг перед другом хвастать городскими новостями.»
Совершенно верно. Это - гоголевский «Ревизор». В 1934 году Булгакову позвонили из Укрфильма и предложили написать киносценарий по пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор». Михаил Афанасьевич с большим энтузиазмом взялся за эту работу. По его замыслу, выходил несколько отстраненный взгляд на происходившие события пьесы. Он добавил несколько гротескных черт героям пьесы. Несколько «приземлил» Городничего и усилил бедственное положение Хлестакова. Концовка сценария была более жизненная.
«В залу, запыхавшись, прибежал~ жандарм, который ехал с ревизором из Петербурга, и громким прерывающимся голосом оповестил:
- Приехавший из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.
Произнесенные слова поражают, как громом, всех. Звук изумления единодушно вылетает из дамских уст, вся группа, вдруг переменивши положение, остается в окаменении.
Немая сцена.
Первым от столбняка очнулся городничий. Он сразу вес сообразил. К нему вернулась его деятельность. Ему захотелось выпутаться из этого ложного положения. Осмотрев чиновников, Антон Антонович делово начал:
-Я пригласил вас, господа, с тем чтобы сообщить вам известие - к нам приехал ревизор.
Земляника шепотом подавал совет:
- Ехать парадом в гостиницу.
Ляпкин-Тяпкин предлагал свой выход:
- Вперед пустить голову, духовенство, купечество, вот и в книге «Деяния Иоанна Масона•>. ..
Антон Антонович окончательно пришел в себя. Он никому не мог доверить нового ревизора.
- Нет, нет, позвольте уж мне самому.
При последних словах городничий вынул деньги, и все чиновники полезли в карманы и отдавали все на общее дело. Когда у городничего в руках оказался порядочный куш, он перекрестился и исчез.
У двери пятого номера гостиницы, где остановился новый ревизор, пояnился городничий, осторожно постучав, скрылся за дверью, и сразу же из-за двери послышался сильнейший начальственный разнос.
Потом все смолкло.
Из номера выскользнул Антон Антонович, облегченно вздохнул, перекрестился и сказал:
-Взял.»
Обратите внимание, у Николая Васильевича Гоголя пьеса «Ревизор» оканчивается следующим образом
«Ж а н д а р м. Приехавший по именному повелению из Петербурга чиновник требует вас сей же час к себе. Он остановился в гостинице.»
Булгаков нам даёт понять, что взятничество процветает и никуда не исчезло. Оно было, есть и будет. Причем, не отдельными эпизодами, а целой, стройной системой.
Пьеса Гоголя превратилась в сжатый короткий рассказ, полный юмора и сарказма. Меткие описания ситуации ожидания приезда большого начальника словно списаны с наших дней. Каждая фраза выверена и просится в самостоятельные афоризмы. Изящно показана ситуация после ухода большого начальника.
«Городничий гремел, словно раскаты грома:
- Жаловаться?
И, увидев купца, у которого борода стелилась по земле, Антон Антонович подошел, топнул ногой, наступив сапогом ему на бороду:
- А кто тебе помог сплутовать, когда ты строил мост и написал дерева на двадцать тысяч, тогда как его и на сто рублей не было? Я помог тебе, козлиная борода.
Купцы взмолились, они, персбивая друг друга, орали:
-Лукавый попутал. И закаемся вперед жаловаться, не погуби только!
Городничий торжествовал, проезжая мимо церкви, он остановил купцов и истошно кричал:
- Валяй во вес колокола, кричи во весь народ, черт возьми, уж когда торжество, так торжество!.
На дворе съезжей полицейские готовили к всенародной порке жалобщиков и челобитчиков, которые осмелились подавать просьбы на городничего. К порке готовили слесаршу Пошлепкину, которая продолжала жаловаться.
- Да мне-то каково без мужа, мошенник ты этакий! Я слабая женщина, подлецы вы такие!.. - кричала Пошлепкина. И под веселый перезвон церковных колоколов началась полицейская экзекуция.»
Сценарий Булгакова был принят, но, как оказалось, подобный киносценарий писал еще и некто Шкловский. Поняв угрозу для своего сценария, Шкловский всячески начал его проталкивать, подключая «нужных людей». Отрывки сценария Шкловского были напечатаны в «Литературной газете». Разгорелась борьба сценариев, довольно частое явление в среде кинематографии. Но талант Булгакова победил. Однако, режиссёр будущего фильма Коростин настаивал на максимальной близости фильма к гоголевскому тексту.
Хочешь остаться востребованным, соглашайся на желания главного. Сознавая шаткость своего положения в обществе, шли годы сталинских репрессий, Булгаков не стал противиться. Кроме того, он не хотел повторения забвения своего киносценария по гоголевским «Мёртвым душам». Булгаковские «Мертвые души» (здесь я писал о них ) с успехом ставились в театрах, но фильм так и не был снят. В 1935 году Укрфильм перезаключает договор на создание киносценария по «Ревизору». Теперь автором сценария становятся Булгаков и Коростин. Уже идут съемки первых эпизодов. Сейчас уже трудно назвать причину, по которой фильм «Ревизор» так и не был снят. К сожалению, утеряны и снятые эпизоды. Булгаков потерял интерес к «своему» «Ревизору» и больше к нему не возвращался.
На мой взгляд, булгаковский «Ревизор» интересен своей забытостью и невостребованностью. Мы можем увидеть едва уловимый взгляд Михаила Афанасьевича на своё время сквозь призму эпохи Н.В Гоголя. Эта работа не редактировалась, не исправлялась, она пришла к нам в первозданном виде. Читая её, я узнавал сегодняшний мир. Да, взять, хотя бы приезд нашего Президента в любой город. Лоск и глянец наводится за месяц, но только на тех улицах, по которым поедет его кортеж. Заверните за угол, и вы увидите улицы, ожидающие ремонта с начала прошлого века. Жителям запрещают жаловаться на проблемы ЖКХ. Прилизанные начальники изо всех сил изображают преданность и верность, готовые броситься решать озвученные проблемы. Большой начальник уезжает, и покрывало наплевательства вновь накрывает город до следующего визита большого начальника. Как это знакомо. Ничего не меняется в этом мире.
Всего Вам самого доброго! Будьте счастливы!
Вам понравилась статья? Поставьте, пожалуйста 👍 и подписывайтесь на мой канал