Точное количество эмигрантов, выехавших за рубеж в ходе и после Гражданской войны, неизвестно. По разным данным Россию покинуло от 1,2 до 2,5 миллиона граждан. Чаще всего это были офицеры и солдаты белых армий, казаки, врачи, инженеры, ученые, творческая интеллигенция. Уже в 1921 году большевики объявили белоэмигрантам амнистию и предложили им возвращаться на родину.
Амнистия для белоэмигрантов
На последнем этапе Гражданской войны, когда ее исход стал ясен, молодая советская власть испытывала кадровый голод. Поэтому в ноябре 1921 года был издан декрет «Об амнистии лицам, участвовавшим в качестве рядовых солдат в белогвардейских организациях». Под декрет попали эмигранты, осевшие в Польше, Румынии, Прибалтике. Позже он распространился и на другие европейские государства.
Большевики предлагали бывшим соотечественникам, обманным или насильственным путем втянутым в борьбу против Советского союза, вернуться на родину. Под амнистию не попадали офицеры, юнкера, жандармы, кадеты, военные чиновники белых армий. Для них предусматривался особый порядок помилования, который зависел от их полезности коммунистической власти.
Гражданским предлагалось обратиться в советские представительства и получить разрешение для возвращения на родину. Летом 1924 года амнистию распространили на эмигрантов из Монголии и Китая.
Сколько белоэмигрантов вернулось
Руководство европейских государств, беглецов из России не жаловало. Большинство русских эмигрантов жили в нищете и не знали, какая судьба ожидает их в будущем. На фоне финансовых сложностей движение «возвращенцев» стало популярным в русской среде. Большое значение сыграла и политика большевиков, использовавших пропаганду и агентов влияния.
В Праге в 1921 году вышел сборник статей «Смена вех». На его страницах утверждалось, что Советы отказались от идеи мировой революции и действуют исключительно в национальных интересах, переродившейся России.
С февраля 1921 года в Россию начали возвращаться эмигранты, осевшие в Турции. За один месяц на родину вернулось 3300 человек. В конце марта того же года к российским берегам ушел пароход «Решид-Паша», на борту которого было 5869 человек. Важную роль в возвращении сыграл один из организаторов советской промышленности и председатель правления «Азнефти» Александр Серебровский. Благодаря его посредничеству из Константинополя в Россию выехало 5 тысяч человек.
С 1921 по 1931 год в СССР вернулось 181 432 эмигрантов. На первый год репатриации пришлось 122 тысячи человек. За этот же период времени с территории Китая и Монголии в Россию вернулось 100 из 400 тысяч беглецов.
Сколько вернулось офицеров
Большая часть старшего офицерства оставалась на твердых антибольшевистских позициях. Однако еще в ноябре 1921 года в новую Россию вернулись генерал Слащев и Мильковский, полковники Краковецкий, Калинин и многие другие офицеры. В 1923 году их примеру последовали генералы Болдырев, Секретев, Гравицкий, Клочков, Зеленин. Многие из них сражались против Красной армии. Большая часть из вернувшихся имели левые взгляды. Например, генерал Болдырев, который был командующим белых вооруженных сил на Дальнем Востоке.
29 октября 1922 года советское руководство опубликовало воззвание «К войскам белых армий». В нем большевики звали бывших противником продолжить службу родине в Красной армии. В феврале 1923 года воззвание повторилось. По данным историка Сергея Волкова, из офицеров белоэмигрантов, осевших в Европе в Россию, вернулось до 3 тысяч человек.
Судьба репатриантов
Судьба репатриантов историками в полной мере не изучена. Сергей Волков утверждает, что офицеров и царских чиновников, которые были среди возвращенцев первой волны, расстреливали на месте. Когда 13 февраля 1921 года в Новороссийск из Константинополя прибыло 1500 человек, то 500 из них расстреляли. Через месяц пароход привез из Турции в Одессу 2500 эмигрантов, 700 возвращенцев казнили.
Офицеров, избежавших смерти, добровольно-принудительно определяли на различные работы. Известно, что до октября 1927 года группа бывших командиров Добровольческой армии трудилась в Баку на нефтепромыслах. Часть белого офицерства привлекли на службу в армию, старых генералов и полковников назначали на преподавательскую работу в учебные заведения РККА.
Врачи, ученые, педагоги продолжили свою работу в советских государственных учреждениях. Представители творческой интеллигенции занимались культурной работой. Впоследствии из-за своего эмигрантского прошлого многие репатрианты попали под каток сталинских репрессий.