Предыдущая глава
Жена и дети ... Илья растерянно шёл вслед за своей внезапно свалившейся на него сестрой.
Придавленный таким оборотом событий, он даже не нашёлся сразу, что ответить. Жена и дети были у него. Но в гости с ними, да ещё в другую страну, поехать он не мог. Ульяна написала ему окончательный ответ - развод. Коротко и чётко объяснила, почему. Встретила своего одноклассника, в которого когда-то была влюблена, чувства вспыхнули вновь. Изменять, по её мнению, подло и низко, лучше развестись. Дети, естественно, останутся с ней, а Илья их может навещать, когда захочет, Ульяна препятствовать не будет этому.
Получив такое сообщение, Илья ушёл в загул, из которого его вытащила Аня. Тогда-то она и поделилась тем, какую жизнь прожила сама. Что она бы рада была своих детей увидеть, да нет их в живых. Что главным должно быть здоровье и комфорт детей, а не собственные желания. Если его жена решила с ним развестись, то пускай. Но дети конфликт родителей и судебные тяжбы видеть не должны. Вырастут, поймут, почему родители разошлись, а пока Илья должен будет принимать участие в их воспитании и сохранять мирные отношения с их матерью.
Судьба Ани впечатлила Илью, но отвращения он к ней не почувствовал. Наоборот, захотел отогреть и защитить. Может, слишком быстро всё произошло, но он посчитал, что ни к чему тягомотину разводить. Оба взрослые люди. Поэтому он сразу предложил сойтись. Ульяне написал, что на развод согласен и претензий к ней не имеет. Даже подписал, что желает ей только счастья.
А потом мучительно размышлял, что, если бы не Аня, то навряд ли он так легко отпустил бы жену. И скандал был бы, и желание сделать больно, отомстить. Ульяна приехала в их общую квартиру, когда Ильи не было дома. Собрала вещи, свои и детей. Погрузила в нанятую газель. Она переезжала пока к родителям. О её дальнейших планах Илья не спрашивал.
Развели через месяц. Квартиру Илья оставил всё же детям и жене. Пусть делает с ней что хочет, а он заработает ещё на одну. Подписали соглашение об уплате алиментов и мирно разошлись. Аня в этот период вела себя тихо и Илье ничем не докучала. Она полюбила его, поверила ему и вдруг поняла, что отпустила. Отпустила прошлое, которым жила всё это время. Макс остался в её воспоминаниях, погибшие дети - навсегда в её сердце. Она перестала себя винить за то, что выжила. Смирилась с тем, что, если выжила, значит, Бог так посчитал нужным.
"Жена будет, и дети тоже," - подумал Илья про себя. Он посмотрел долгим взглядом в сторону Ани. Конечно, всё будет. Она заслужила быть счастливой, и он всё для этого сделает.
Застолье продолжалось до самого утра. Много говорили друг с другом, вспоминали детство, родителей.
-Самое главное, ребята, что мы всё-таки все вместе, - произнесла Катя - все мы прошли через жизненные испытания, но не сломались и нашли в себе силы жить дальше.
-Алёшке повезло больше всех. Он испытаний никаких не прошёл, - подмигнул Антон, простивший брату его малодушие.
Алёшка вздохнул. Его двойняшки вместе с Диларой и дочкой Антона ушли в дом спать. Так что можно и признаться.
-Испытания на самом деле и у меня были. Думаете, на такой должности сидеть легко? К тому же меня долгое время мучила сестра моей жены, палки в колёса вставляла и чуть семью не разбила. Но, Слава Богу, моя Мирослава оказалась мудрее. Поняла и простила мою тогдашнюю слабость. Потом тесть заболел, тёще неудачно операцию сделали. Она пожила всего полгода и умерла. На своей должности я доработал вплоть до начала девяносто первого, а потом начало твориться какое-то безумие. Слетали со своих должностей все. Я пить тогда начал безбожно. Мирослава боролась с моей слабостью как могла. А я каждый день ездил на работу и дрожал от страха. Потому что с должностей не просто снимали, а убирали. Навсегда. Из жизни. Чтобы уже никому и ничего не проговорились.
После августовского путча я просто не вышел. Там такая заваруха началась, что я в спешке распродал всё, что имел, и знаете, куда я переехал? - Алексей хитрым взглядом обвёл собравшихся - в нашу деревню, в дом нашей прабабушки Евдокии. Восстановил его, отстроил всё там себе. Магазин открыл частный, оформил на жену индивидуальное предпринимательство, и зажили с ней потихоньку.
-Хитёр бобёр, - изрёк Антон - я всегда знал, что ты нигде не пропадёшь и выкрутишься из любой ситуации. Ты всегда умнее меня был.
Антон с горечью всматривался в предрассветное туманное утро. По ночам ему всё ещё снились кошмары той войны, и даже таблетки не помогали уже. Но наступал новый день, он смотрел в любящие глаза своей жены, красавицы-дочки и благодарил Бога за каждый прожитый им день. Ночь - это всего лишь ночь. Она всегда проходит, и наступает новое благословенное утро. Жизнь продолжается дальше.
Сёстры пошли прогуляться до перелеска и обратно.
-Где же ты Алёшку откопала? - поинтересовалась Катя у Полины, которая после встречи со всеми своими родными, приняла взвешенное и окончательное решение.
-Так это не я, Макарка нашёл. Молодёжь, у них все возможности и связи. Там долгая история через детей Алёшки как-то получилось до него самого добраться.
Аня молча крутила в руках веточку с берёзовыми листочками и вспоминала, как её спасла тогда от смерти добрая женщина, Нина Ивановна. Отогрела, вылечила, откормила. Аня ей и про семью свою рассказала, и про предателя Лёньку Котова. Нина Ивановна пожурила её за беспечность, эгоизм и доверчивость. По-матерински так, беззлобно. Пообещала, как только Аня окончательно выздоровеет, поможет ей к деду с бабушкой вернуться.
Только Аня так и не вернулась. Пошла как-то по просьбе Нины Ивановны в магазин и пропала. Увезли её. Грубо и насильно. В машину запихнули, подловив в безлюдном проулке, и всё. Дальше начался для Ани настоящий ад.
-Макар хорошим парнем вырос. Молодец, Полин. Правильно его воспитала - прервала своё молчание Аня. Она обняла сестру - прости меня, что тогда тебя не слушала. Дурочкой была. Всё потеряла и себя тоже.
-Я буду молиться о твоих детях, не переживай. Я и не держала на тебя никогда зла, обид - Полина прижалась своим разгорячённым лбом к прохладному лбу сестры - вы все вернулись, все вместе ... Я об этом и мечтала последние несколько лет. Даже обет дала, что если Господь вернёт мне моих родных, живых и здоровых, то я уйду из мирской жизни.
-Что ты такое говоришь? - не поняла Катя.
-Не кричи, Катюш. Я постриг хочу принять и посвятить себя служению Господу. Это моё взвешенное решение, обдуманное. Я себя не нахожу в мирской жизни и уйти в монастырь. Сначала послушание пройду. И даже не отговаривайте меня. Кто-то один из детей нашего папы должен стать молитвенником, пойти по его пути. Вы просто не можете представить себе, какое у меня внутри светлое и благодатное чувство!
Все три сестры обнялись. Никто не собирался отговаривать Полину, понимая, как для неё это важно, дорого. Она посвятила свою жизнь воспитанию младшего брата, прошла через предательство мужа. И если Полина видит своё предназначение в монашеском служении, то это её выбор. Может, только тогда она будет по-настоящему счастлива.
Братья разъехались, заверив друг друга, что всегда будут на связи. Алексей настоятельно приглашал всех к себе в деревню. Договорились, что отметят там по осени свадьбу Ильи и Ани. Катя пообещала приехать вместе с Диларой, а пока ей нужно спешить к себе. Не любила надолго оставлять дела. Теперь, когда всё хорошо, у неё ещё больше энтузиазма и работоспособности появилось.
Антон тоже обещал приехать вместе с женой и дочкой. Илья, улучив подходящий момент, отвёл Катю в сторону.
-С отцом бы тебе надо увидеться. Я ему звонил, рассказал о тебе. Он так переживает сейчас. Мама моя на развод подаёт, да ещё отец узнал, что бабушка Маша умерла, а он так и не помирился с ней. Теперь вот с тобой хочет общение наладить, попросить прощения. Может, с нами поедешь? Хоть на день? Ты же всё равно через московскую авиакомпанию полетишь с Диларой. Значит, нам по пути.
-А ты знаешь я вовсе не против - рассмеялась Катя - только из гостиницы съехать нужно и кое-что из вещей забрать.
Пока стояли шум да гам. Кто прощался, кто собирался, Катя улизнула из дома. Хоть по городу пройтись, юность вспомнить. Немного грустно было внутри, и ноги сами привели её на кладбище. О том, где найти могилу Виолы, рассказала Полина. Да и родителей заодно навестить нужно. Катя купила по одной гвоздике каждому и медленно направилась к городскому кладбищу.
Столько времени прошло, она и сама уже сороковой десяток разменяла. Жизнь пролетела, словно птица, расправив свои большие крылья. Что ещё ждёт впереди?
Катя навестила родителей, посидела на лавочке.
-Спасибо вам родные, что молитесь там за нас. Мы живы, здоровы, и это главное, - прошептала она. Пора идти, выехать планировали уже часа через два. А ещё в гостиницу нужно заскочить. Быстро перекрестившись, Катя вышла от родителей и направилась к Виоле. Так жаль, что она ушла такой молодой и красивой. Ей бы жить и жить ...
-Катя? Савельева? - раздался чей-то хриплый голос, когда стояла возле могилы своей лучшей когда-то подруги.
-Здравствуйте ... - Катя подняла голову и никак не могла понять, кто перед ней. Вроде и знакомое лицо ... Но память что-то подводит.
-Не узнаёшь меня, - горько произнёс Женя. Почему-то именно сегодня его потянуло сходить на кладбище, какое-то шестое чувство подтолкнуло.
-Емельянов? Женя? - голос Кати прозвучал неуверенно. Она смутно помнила Женю. Он всё раньше злил её, раздражал своей настойчивостью по отношению к ней. Надо же ... как он изменился.
-Я с Виолкой попрощаться пришёл. Уезжаю. Далеко отсюда, навсегда.
Женя не хотел больше оставаться в этом городе. Тайник отца он нашёл, Виола подробно описала, где. Но всё, что там было, золото и драгоценности, старые монеты, денежные ассигнации - всё продал. Вырученные деньги пожертвовал одной больной девочке, о которой узнал из газет. У неё отец в Афгане погиб, Женя его знал. А мать воспитывает её одна, и помощи ей ждать неоткуда.
Женя просто передал измождённой женщине конверт с деньгами и ушёл. Что ещё он мог?
-Я тоже попрощаться. Приехала со своей дочкой повидаться с родными.
Катя смотрела на Женю и ощущала внутри какое-то странное чувство. Ей почему-то не хотелось вот так расстаться с ним и больше никогда не увидеться.
-А поехали с нами? - вдруг предложила она.
Два года спустя...
Едва талый снег сошёл с гор и равнин, как на ветках деревьев стали набухать почки. Воздух прогревало ласковое солнце, а воздух пьянил от пробуждающейся весны.
-А ты говорил, не рожу до талого снега - смеясь, произнесла Катя. На её руках был маленький кряхтящий комочек счастья. Её и Жени.
Послеродовая палата была одноместной и платной, поэтому Женя мог свободно находиться вместе с женой и сыном. Дилара тоже рвалась к матери и брату, но задержалась в России. Она теперь часто туда летала.
-Это мой упрямый сын решил появиться чуть раньше положенного срока - улыбнулся Женя. Он был так счастлив, что дышать боялся, чтобы не спугнуть своё счастье. Они поженились с Катей в одном из пригородов Дрездена. Тихо и без лишней огласки. Медовый месяц провели в горах, на базе отдыха. Без взаимных упрёков, обид и притирок, просто решили сойтись и просто жить.
Даже не ожидали никаких сюрпризов, как вдруг у Кати начались недомогания. Какого же было их удивление, когда они узнали, что в их маленькой семье будет пополнение. До этого всё Аню с Ильёй поздравляли, когда у них неожиданно двойня родилась каким-то чудом, теперь очередь до Кати дошла. Обрадовались и поздравляли все. Братья, сёстры Кати. Племянники и племянницы. Кроме Дилары. Ей долго пришлось привыкать к мысли, что у её мамы будет ещё один ребёнок. В этом вопросе больше всего помог Павел, которого Катя забрала к себе. Ей так было спокойнее, да и он не был одинок.
Катя вглядывалась в личико своего маленького сынишки. Выражение до "Талого снега", она ещё от бабушки Насти слышала и поспорила с Женей, что её сын именно до этой поры и успеет родится. Успел. Теперь можно выдохнуть и наконец-то наслаждаться жизнью.
У всех всё хорошо. И у них с Женей тоже. Отец рядом, Дилара за это время очень повзрослела и стала мудрее. Парня себе нашла, одного из друзей Макара, с которым подружилась не как с дядей, а скорее как с братом. Разница в возрасте всего около пяти лет. Какие дядя и племянница! Со дня на день должна прилететь и познакомить со своим молодым человеком, а тут и мама ей с братиком подоспела.
-Я люблю вас, Кать. Спасибо, что дала мне шанс - прошептал Женя. Чувства переполняли его, а красиво говорить он не умел. Судьба развела их когда-то, чтобы свести вновь и подарить такое им обоим такое чудо.
-И я люблю тебя - спустя два года их семейной жизни решила признать этот факт Катя.
"И я люблю тебя. Сильно-сильно" - мысленно повторила она, прижавшись своей щекой к мягким чуть тронутым сединой, волосам Жени.
Жизнь продолжается дальше.