Найти тему
ИСТОРИЯ КИНО

«Ниночка» и «Шелковые чулки»: соблазнение советской женщины в американском кино

Оглавление
"Ниночка"
"Ниночка"

Эпиграф: «Как никогда, чарующе томна и соблазнительна Джанет Лей в новом приключенческом фильме «Лётчица реактивного самолёта». Актриса с великолепным мастерством передаёт чувства и переживания русской лётчицы при виде последнего крика западной моды — темнофиолетовой, расшитой золотом американской пижамы..." (Тэд ТИНСЛИ).

Ниночка. США, 1939. Режиссер Эрнст Любич. Сценаристы: Билли Уайлдер, Мельхиор Лендел, Чарлз Брэкетт, Уолтер Рейш. Актеры: Грета Гарбо, Мелвин Дуглас, Ина Клер, Бела Лугоши и др. Премьера 6 октября 1939 (США).

-2

Шелковые чулки

Шелковые чулки. США, 1957 . Режиссер Рубен Мамулян. Сценаристы: Леонард Герш, Леонард Шпигельгасс. Актеры: Фред Астер, Сид Чарисс, Дженис Пейдж, Петер Лорре и др. Премьера 18 июля 1957 (США).

-3

Ниночка

Осенью 1939 года состоялась премьера голливудской комедии «Ниночка», главную роль в которой сыграла знаменитая голливудская звезда Грета Гарбо.

-4

Шелковые чулки

А летом 1957 года на экраны Америки вышел ремейк это картины под названием «Шелковые чулки».

-5

Шелковые чулки

Фабула обоих фильмов такова:

Место действия: Париж и Москва. Обстановка: роскошные жилища и предметы быта парижан, убогий официоз московских государственных учреждений.

-6

Шелковые чулки

Приемы изображения: условные (в рамках комедийного жанра), однако если французская обстановка показана с симпатией, то советский быт дан карикатурно. Правда, по отношению к главной героине – Ниночке – приемы изображения меняются по ходу сюжета: от карикатуры (в ее начальном, фанатично-советском статусе), до восхищения (ее финальный переход на сторону «западных ценностей»).

-7

Шелковые чулки

Персонажи: симпатичная советская функционерка Ниночка (поначалу она скромна и одержима коммунистическим идеями и партийной этикой, но в финале поддается соблазну западных искушений и одевается по последнему слову парижской моды) и богатый, изысканно одетый парижанин. Лексика главной героини вначале пронизана советскими канцеляризмами и штампами, мимика и жесты сдержанно официозны. В финале всё волшебно меняется – героиня говорит на языке парижских салонов, ее мимика и жесты соответствуют жанровым представлениям о дамах «высшего света».

-8

Шелковые чулки

Существенное изменение в жизни персонажей: приехав в Париж по заданию советской власти, Ниночка знакомится с обаятельным мужчиной.

-9

Шелковые чулки

Возникшая проблема: контраст в идеологическом, социальном, материальном статусах создают препятствия для любовных отношений персонажей, окрашенных эксцентрикой, сатирой и юмором.

-10

Шелковые чулки

Поиски решения проблемы: любовь и соблазн «западных ценностей» становятся ключами на пути преодоления препятствий, главное из которых – начальная фанатичная приверженность Ниночки коммунистической идеологии и активное неприятие ею «буржуазного образа жизни».

-11

Шелковые чулки

Решение проблемы: отречение влюбленной Ниночки от коммунистических идеалов и ее счастливый альянс с западным мужчиной.

-12

Шелковые чулки

Итак, сюжетная схема фильмов была проста, но это нисколько не мешало этим голливудским фильмам привлекать миллионы зрителей в кинотеатры. Голливуду важно было доказать торжество западных ценностей и образа жизни. И для этого Голливуд не скупился – эти фильмы были сняты знаменитыми режиссерами, а в главных ролях снимались звезды первой величины.

-13

Шелковые чулки

Разумеется, в СССР эти фильмы можно было увидеть только на закрытых и специальных просмотрах, но во времена интернета «Ниночка» и «Шелковые чулки» доступны практически каждому зрителю…

Киновед Александр Федоров

Как "Крокодил" посмеялся над американским "Пилотом реактивного самолета"

-14

Пилот реактивного самолета / Jet Pilot. США, 1949-1954 . Режиссеры: Джозеф фон Штернберг, Жюль Фертмэн. Сценарист Жюль Фертмэн. Актеры: Джон Уэйн, Джанет Ли, Джэй Си Флиппен, Пол Фикс и др. Бюджет 9 млн. долларов. Прокат: 1954, 1957.

-15

Журнал «Крокодил» об американских фильмах писал весьма редко. Однако в случае с фильмом «Пилот реактивного самолета» откликнулся едкой статьей, переведенной с английского (в переводе название фильма дается как «Летчица реактивного самолета», а актриса Джанет Ли – как Джанет Лей).

-16

Приведу текст этой статьи полностью:

Голливуд воюет

«Как никогда, чарующе томна и соблазнительна Джанет Лей в новом приключенческом фильме «Лётчица реактивного самолёта». Актриса с великолепным мастерством передаёт чувства и переживания русской лётчицы при виде последнего крика западной моды — темнофиолетовой, расшитой золотом американской пижамы.

Режиссёр Говард Хьюджес дал Джанет возможность в этом фильме испробовать свои силы в сексуально-драматической роли: она играет лётчицу, убежавшую из красной авиации и тотчас попавшую в объятия полковника американской авиации».

-17

Такой подписью снабжена цветная, во всю полосу фотография Джанет Лей, помещённая в журнале «Лайф». Джанет Лей на этой фотографии, само собой разумеется, в восхитительной темно-фиолетовой, расшитой золотом пижаме, непомерно открытой и с разрезами до самых бёдер. Ноги её — в верхнем левом углу фотографии, голова — в правом нижнем, всё же остальное изящно расположено между тем и другим.

Итак, Голливуд бросает вызов социализму. Уже сама фотография вскрывает серьёзные противоречия между капиталистической и социалистической точками зрения на женщину. В советских фильмах хорошенькие героини, как правило, исключительно привлекательны. В продукции Голливуда как раз наоборот: если героиня красива, её представят так, что она ничего, кроме отвращения, не вызовет.

-18

Я не читал сценария этого выдающегося произведения искусства — «Лётчица реактивного самолёта», но легко представляю его себе. Полковник американской авиации встречает русскую лётчицу. Внезапно искра необычайной силы пронзает их обоих, как будто они вложили свои пальцы в патрон электропроводки. Между ними происходит следующий разговор:

ПОЛКОВНИК. О Сандра, едем со мной на западное побережье. Мы будем так счастливы там!

САНДРА. Ах, полковник, не искушайте меня! Я же участвовала в создании колхоза, который стал сейчас самым большим и богатым из всех сельскохозяйственных предприятий мира. И ведь он принадлежит нашему народу!

-19

ПОЛКОВНИК. Едем со мной, и я подарю тебе темнофиолетовую, расшитую золотом пижаму.

САНДРА. Пижама! Я начинаю колебаться. Но скажите мне, смогу ли я у вас развивать свои способности и творческую инициативу? У нас, например, есть женщины, которые управляют целыми отраслями производства. Многие женщины избраны в Верховный Совет СССР.

ПОЛКОВНИК. Нет, Сандра, подобного я тебе обещать не могу. Но зато я подарю тебе банку освежающего крема фирмы «Понд».

-20

САНДРА. О! Баночка освежающего крема! Вы вскружили мне голову, полковник. У меня уже, кажется, не хватает сил отказать вам. Но скажите мне: если я стану матерью, будет ли мне предоставлен отпуск с сохранением заработной платы, будет ли мой ребёнок иметь право на труд и образование?

ПОЛКОВНИК (поспешно меняя тему разговора). Неважно, дорогая. Зато у тебя будет восхитительный прибор для поджаривания гренок.

САНДРА. Но у меня уже есть такой прибор!

-21

ПОЛКОВНИК (потеряв всякое терпение). Тогда я положу к твоим ногам набор маникюрных принадлежностей!

САНДРА. Ах!.. Наши колхозы, наша промышленность, представительство женщин в правительстве, декретный отпуск, гарантированный труд и отдых, общественная собственность на национальные богатства... Что всё это по сравнению с темнофиолетовой, расшитой золотом пижамой, освежающим кремом и набором маникюрных принадлежностей! Полковник! Я ваша! (Падает в обморок от счастья.)

-22

Следующая сцена. Героиня в изящной позе, в новой темнофиолетовой, расшитой золотом пижаме возлежит на диване, в то время как социализм рушится.

-23

Если бы в Советском Союзе выпускались темнофиолетовые, расшитые золотом пижамы, с разрезами до самых бёдер, Голливуд давно растерял бы всю свою тяжёлую артиллерию в войне идей».

Тэд ТИНСЛИ (Из американской газеты «Дейли уоркер»). Перевёл О. БЕНЮХ. Тинсли Т. Голливуд воюет // Крокодил. 1954. № 32. С. 10.

Нашел в архиве журнала «Крокодил» за 1954 год киновед Александр Федоров