Найти в Дзене
Виталий Гольтяев

Глаза - это зеркало жизни. Ветеран Лебедянской медицины доктор офтальмолог Цыганов А.А.

Наши глаза – это зеркало души, зеркало жизни. По глазам человека можно многое сказать, например какой у человека характер, добр он или зол, часто ли улыбается, нет ли. А еще в глаза можно влюбиться с первого взгляда, ведь в них таится некая загадка, необъяснимая глубина наших мыслей. В наших глазах кроется весь наш мир, наши мечтания, переживания, боль, в буквальном смысле - вся наша жизнь. Дело было в начале двухтысячных. Мне нужно было продлить свои водительские права, и для этого необходимо было пройти некоторые формальности, в том числе нужна была медицинская справка с заключениями врачей о состоянии моего здоровья. Я прошёл уже нескольких докторов и дожидался своей очереди в кабинет окулиста. Войдя туда,я увидел доктора, мужчину лет 60-ти, он предложил мне присесть и взял мои бумаги. После беглого взгляда на них он попросил меня прочитать снизу третью строчку в таблице Сивцева для проверки зрения, сначала левым глазом потом правым. Я проговорил то, что от меня просили. Отмечу, ес
Фото из ин-та.
Фото из ин-та.

Наши глаза – это зеркало души, зеркало жизни. По глазам человека можно многое сказать, например какой у человека характер, добр он или зол, часто ли улыбается, нет ли. А еще в глаза можно влюбиться с первого взгляда, ведь в них таится некая загадка, необъяснимая глубина наших мыслей. В наших глазах кроется весь наш мир, наши мечтания, переживания, боль, в буквальном смысле - вся наша жизнь.

Дело было в начале двухтысячных. Мне нужно было продлить свои водительские права, и для этого необходимо было пройти некоторые формальности, в том числе нужна была медицинская справка с заключениями врачей о состоянии моего здоровья. Я прошёл уже нескольких докторов и дожидался своей очереди в кабинет окулиста. Войдя туда,я увидел доктора, мужчину лет 60-ти, он предложил мне присесть и взял мои бумаги. После беглого взгляда на них он попросил меня прочитать снизу третью строчку в таблице Сивцева для проверки зрения, сначала левым глазом потом правым. Я проговорил то, что от меня просили.

Отмечу, если кто не знает, или не замечал, две последние строчки букв в этой таблице, которые снизу, не используют для проверки остроты зрения (их иногда даже заклеивают), для этого есть третья строчка, она даже подчёркнута.

Погода на улице, что называется шептала, настроение у меня было хорошее, и я решил «блеснуть».

- Доктор, а я могу прочитать и две последние строчки! – говорю и весь свечусь очарованный собой, как новенький пятиалтынный.

Доктор не спеша оторвался от своих бумаг и посмотрел на меня внимательным взглядом из-под кустистых бровей, которым он, казалось бы, пришпиливал тебя словно бабочку булавкой, но в глазах у него всё равно отсвечивала доброта. Спокойным голосом, в котором чувствовалась отеческая снисходительность, как например отца к сыну, он проговорил, отдавая мне мои бумаги:

- Молодой человек. Вот когда вы будете проходить медосмотр как лётчик-истребитель, тогда я обязательно попрошу вас назвать две последние строчки из таблицы. А сейчас в этом нет никакой необходимости. Можете быть свободны, до свиданья. И будьте добры, пожалуйста, скажите в коридоре, чтобы заходил следующий.

Он невозмутимо развернулся на своём кресле к столу с бумагами и продолжил писать. А я, сказав спасибо, вышел из кабинета, легко и ненавязчиво поставленный на своё место. Конечно, по прошествии времени этот случай не вызывает у меня ничего кроме улыбки, а тот доктор был врач-офтальмолог Цыганов Алексей Алексеевич, о нём я и хочу рассказать.

Доктор офтальмолог Цыганов А.А.
Доктор офтальмолог Цыганов А.А.

Небольшой экскурс в историю.

1939 год. В СССР подъём производства, пятилетки, индустриализация развёрнута на полную мощь, разрабатываются новые виды вооружения, сельское хозяйство наконец-то начало подниматься с колен. В тот год был юбилей вождя народов - Иосифу Сталину 60-лет. Совершён беспосадочный перелет СССР - США лётчиками Владимиром Коккинаки и Михаилом Гордиенко. Через 20 лет именно их маршрут станут использовать для регулярных рейсов между Москвой и Нью-Йорком.Летом в Москве открывается Всесоюзная сельскохозяйственная выставка - ВСНХ (с 1959 года переименована в ВДНХ). Но уже вовсю чувствовалось жаркое дыхание войны в приграничных районах страны - в марте Германские войска вступили в Чехословакию, а в мае начались сражения на Халхин – Голе. В середине августа в Москве заключён «Договор о ненападении между Германией и СССР», известный также как Пакт Молотова/Риббентропа. На политической арене мира тогда происходили коренные изменения и принимались решения грандиозного масштаба. В сентябре нацистская Германия напала на Польшу -это ознаменовало начало Второй Мировой войны. Удивительно, но в то время весь мир как будто бы старался не замечать, что твориться в центре Европы, старался «как бы» не замечать распространяющегося нацизма. В ноябре началась война СССР с Финляндией, а в декабре первый полёт совершил легендарный бронированный штурмовик Ил-2. И много ещё разных событий произошло в тот год…

(вспоминает Цыганов А.А.)

В тот год, солнечным майским днём я родился в старинном селе Телепнево Данковского района. Детей в нашей семье было восемь человек – я был самый младший в семье.В детстве, как и все деревенские ребятишки бегал рыбачить на пруд, ходили с приятелями в лес по грибы и по ягоды, играли в войнушку. Я рос как раз в послевоенное время, было тяжело, голодно. Отец, старший брат и сестра воевали. Брат погиб в Польше, а отец с сестрой вернулись. Отец до войны был председателем колхоза «им.Ленина», и вернувшись домой в родное село, односельчане его снова выбрали в председатели. Но отец рано умер. Поработав пару лет в колхозе, он заболел воспалением лёгких, и запустил недуг, ему нужно было срочно ложиться в больницу, а он этого не сделал.

Окончив сельскую семилетку, я работал в колхозе помощником комбайнёра, и помогал дома матери по хозяйству. Когда отца не стало, всё хозяйство легло на мои плечи. В 1958 году я призвался в армию, и попал служить на военную авиабазу Саваслейка Нижегородской области–крупный учебный Краснознамённый центр истребительной авиации. Обучился там на должность диспетчера по полётам.

КДП Сержант Цыганов А.А.
КДП Сержант Цыганов А.А.

Моё рабочее место находилось в просторной комнате, уставленной всевозможным оборудованием на четвёртом этаже командно-диспетчерского пункта (КДП), в котором и осуществлялся полный контроль над полётами. Служба проходила относительно спокойно, было интересно и мне нравилось. В армии я дослужился до сержанта. Близился дембель, и мои друзья сослуживцы уже раздумывали, куда им после армии поступать учиться. А у меня что - семь классов образования, и профессии никакой нет, поэтому я решил остаться на сверхсрочную, ещё на три года. Совмещая службу, параллельно я отучился в вечерней школе для военнослужащих и получил среднее образование. Понемногу я стал задумываться о карьере военного и после службы хотел поступать во Львовское высшее военное училище, но мой приятель сослуживец уговорил меня поступать в Ленинградскую военно-медицинскую академию. Я поддался его уговорам, и мы поехали в Ленинград. Конкурс туда был очень большой, и мы готовились с серьёзным настроем. Но на вступительных экзаменах я провалился, не набрал необходимое количество баллов и не прошёл. Конечно же было обидно, что и говорить! Но тут вдруг вижу объявление на информационной доске приёмной комиссии: «Лица, сдавшие вступительные экзамены в академию, но не прошедшие по конкурсу принимаются автоматом во Второй медицинский институт города Ленинграда без экзаменов, с предоставлением общежития и выплатой стипендии». Так в 1964 году, я и ещё несколько человек, вместе со мной не прошедшие конкурс в военно-медицинскую академию, стали студентами этого Ленинградского института. Вот так я попал в медицину.

Обучался я по профилю санитарно-гигиенический врач. В общаге жили скромно, но тем не менее стипендии 29 рублей в месяц вполне хватало на студенческую столовую и быт. На третьем курсе взялся за подработку, там же в институте в инфекционном отделении, а на летних каникулах подрабатывал проводником в поездах дальнего следования. На пятом курсе меня отправили на практику в Кострому, врачом скорой помощи. Впечатления от этого города у меня остались самые тёплые, мне там очень понравилось. Будучи студентом института,я активно увлекался спортом, занимался гимнастикой, получил второй разряд по лыжам. Студенческая жизнь запомнилась как калейдоскоп событий, в основном приятных. Так, наверное, у всех, это же молодость!

Ленинградский мединститут. Крайний справа (второй ряд) студент Цыганов А.А.
Ленинградский мединститут. Крайний справа (второй ряд) студент Цыганов А.А.

Окончив институт, по распределению я остался в Ленинграде, завёл семью, родилась дочь. Я получил должность зам. Главного врача сначала в больнице Выборгского района, а через несколько лет меня перевели главным врачом санэпидемстанции Калининского района города Ленинграда.

Время шло. Казалось бы, что не так, чем можно быть не довольным – я молодой, перспективный, работа в северной столице нашей страны, семья, двухкомнатная квартира, устроен быт.О чём ещё мечтать? Но в душе была,какая-то «неустроенность» … Жизнь в большом городе, со своей вечной суетой, толчеёй откровенно говоря,всегда тяготила меня, ведь я родился и вырос в сельской местности. Я постоянно вспоминал родной дом, скучал по деревенским просторам, меня постоянно туда тянуло. По телевизору всегда смотрел и старался не пропускать программу «Сельский час», там всё мне напоминало о моей малой родине. Ещё большую роль сыграл северный климат – постоянный холод, влажность, мало солнечного света, погода почти всегда серая, и чем старше я становился, тем хуже стал переносить это.

В семидесятые годы в Лебедянь из села переехали все мои родные – две сестры ранее вышли замуж и перевезли вслед за собой мать, потом и брат переехал. Мы с супругой несколько раз бывали у них в гостях,и в целом городок нам понравился,учитывая неторопливо текущую в нём жизнь, и всё обсудив мы стали готовиться к переезду. В 1980 году я наконец-то обосновался в Лебедяни, но получилось так, что на новое место я приехал один. Родители моей супруги пережили блокаду, болели, и были уже в преклонном возрасте, поэтому она решила их не оставлять одних, и они с дочерью остались в Ленинграде в нашей с ней квартире на Васильевском острове.

А мне предоставили жильё на новом месте, и я начал работать в Лебедянской больнице на должности зам. Главного врача по медицинскому обслуживанию населения. Должность эта была административная, а мне всё же хотелось практиковать как лечащий врач, и в 1983 году я переучился по профилю психиатр-невролог. Чуть позднее, в 1987 году,когда в больнице появилась вакансия офтальмолога, я прошёл переквалификацию по профилю врач-офтальмолог и уже в этой должности проработал о самой пенсии, вплоть до 2015 года. Я регулярно выезжал на курсы повышения квалификации в медицинские вузы Москвы, Воронежа, Пензы. В Воронеже будучи на таких курсах, неоднократно участвовал в хирургических операциях на глаза. Эту практику я потом привёз в Лебедянь и несколько раз выходил на главного врача с инициативой создать у нас отделение глазной хирургии. Но.. увы, реализация такого серьёзного проекта не представлялась возможным по причине нестабильного, а зачастую плохого финансирования Лебедянской медицины середины 90-х начала 2000-х годов.

За всю свою практику на должности врача-офтальмолога я обследовал свыше 165 тысяч человеческих глаз, но ни одну одинаковую пару так и не встретил. Глаза – уникальны! Так же как нет похожих друг на друга людей. (ну почти). Рисунок радужной оболочки (радужка) так же уникален, как отпечатки пальцев. На курсах общаясь с другими врачами-офтальмологами, мы обсуждали всевозможные медицинские темы, делились опытом и мнениями. Это меня подтолкнуло, к так называемым инновациям, и одно время я занимался иридодиагностикой. Это метод, в котором диагностика пациента проводится по обследованию радужной оболочки глаза, т.к. болезни различных органов приводят к изменению рисунка радужки.

Для чтения глаз пациента используют набор специальных схем – иридотопограммы. Они содержат не одну сотню обнаруженных опытным путем рисунков. Иридознаки оповещают о патологических изменениях на радужке, которые ассоциируются с проблемами в организме. Самая точная координатная система зон человеческого тела на ирисе была предложена К. Гюнтером в 1959 году. Карта была признана наиболее удобной большинством иридодиагностов разных стран мира.
фото из ин-та
фото из ин-та
Название способа диагностики ассоциируется с пантеоном древнегреческих богов, где Ирида была богиней утренней зари. Разноцветные переливы ее шлейфа покрывали небо всеми цветами радуги, греки словом «iris» обозначили радужную оболочку глаза человека. По аналогии с греками в современной медицине появился термин «ирис».

(вспоминает Цыганов А.А.)

Увы, расстояние не сближает, и со временем я создал в Лебедяни новую семью, но и с прежней я не потерял связи. Дочь мне подарила двух внуков, мы тесно общаемся, часто бываем друг у друга в гостях. А ещё я воплотил в жизнь свою давнюю мечту – построил дом, рядом обустроил приусадебный участок, посадил небольшой сад.Это стало моим уединённым местом, где существует только мой мир, где я тружусь и отдыхаю, где я размышляю в тишине или бывает, грущу..

Цыганов А.А.
Цыганов А.А.

Выйдя на пенсию, занимаюсь по хозяйству, держу несколько курочек, работаю на огороде, там мы с супругой сажаем огурцы, помидоры, картошку – всего понемногу. Всю свою сознательную жизнь я старался придерживаться здорового образа жизни, люблю спорт, особенно лыжи. Их не бросаю до сих пор.

Я бы это назвал «Три фактора здоровья», которому я следую уже на протяжении многих лет:
1.Нервная система.Нужно научиться управлять своими эмоциями, т. е. рассудок должен превалировать над чувствами и переживаниями, как бы не тяжело порой приходилось это осознавать.
2.Здоровое и сбалансированное питание.
3.Сон и отдых.Человеческому организму, каким бы ты физически сильным ни был, необходим отдых, иначе в определённый момент сработает «выключатель» и может случиться непоправимое.
В этих постулатах нет ничего сверх нового, эта формула выведена человеком уже давным-давно.

Каждый раз, когда, наступает утро, восходит солнце или хмурится небо, всё равно я искренне радуюсь, бесконечно радуюсь каждому новому дню, потому что я знаю, я уверен, этот новый день не будет похож на предыдущий, он безусловно приготовит для меня что то новое, какие-то трудности, может быть разочарования, приятные сюрпризы, возможно испытания.. Но ведь это и есть жизнь!